Усмотрение следователя

Страница не найдена

Усмотрение следователя
�� ������� �������� Skip to Main Content Area

Запрошенная страница не найдена.

�� ��� ���� ����� ����� �������� � ����������� ������������� �������. ��� ����� �������� �� �������� ����� ���� �������� ������������ �������� � ��������, �������� ���������� ���������� � ���� � ��� ��������.

������ � ������, �� �������� ��� ���������, ����� ��������� ��������������. ��� �� � ������� ���������� ����������, ��������, ��� �������� ���� ���������� � �������� ��������� ������� �� ����, ����� ���� ��������.

��������� ���������� � ���������� ����������� �� ����� ������������ � ������, ��� ���� ������������ ��������� � ��������� ���������������� �����������.

�� ����� ���� �� ���������� ����������� ������ � ���� � ������� ������� � ������ �� ��������� ��������� � ���� �������������, � �� �� ����� �������������� ���������� ����. ��������������, �������� ������ �������� ��������� ����������� ������ ������ ���� ����������.

�������� ���� ������� ��������, ������������ �.�. ������������ � �. �������, ����������� � ���, ��� ���������� ���������� ��� ���������� � ������ ���������, ������ �������� ���������� ��������. �������, ��� ����� ��������� ��������� � ��������� ���������.

��-������, ����� “����������” �������� ���������� ��������������� ����-������ ����� �����-������ ������������, ������� ��� [14]. ������ ���������� ���� �������� ��� ����� ��������� ���� �� �������������� �������. �������������, � ����������� ����� ����� �������.

��� ���� ��������, ��� ����� ���� ����� �������� � ������ ��� �������� �� ��� ������. �� ����� �������� � ��� ����� – ���������, ��������, ��������� ������. ����������� �������� ���������� �������� ������������, � ���������, ����������� ������������ ��������, ��������� ���� ���������� � ��.

�� �� ���� �� ����������, ��������, ������ ��� ���������� ����������� �������� ��������� �� ����������, �����������, ����������. ����� ����, ��� ������������ �.

������ �, � ���������, � ���, ��� “�������� ���������� �������� ����� �� ���� �������� ������������” [15], “��������������� ����� �� ����������” � ������ ��������� �� ��, ��� ��������� ������� �� ���������� ��� ���������� �� �������� �������.

��-������, ������� ����������� ��������� ������� “����������” � “������� ������������ ����������”. ���� �������� ������ ��������� (�������) ���������� ������. � ���� �������� ��������� ����������� � ������������, ������� � ���������� ��������.

������ ��� ����� �������� ��������� ������������ ����������, ����� �� ���� �������������� ������� ������������ �������� ������. ���� �� ���������� ���� ��� ������������ ������� ���������, ������� ������ ����������������� ��� �������� ��������, ������������, ��������������.

����� �������� (���������� – �������, ����������, ������) ����� ������� ��������� � � ������� ����� [17].

���������� ��������: �������� � ������� ��� �� ���������� ����������� ����� ���� �����, ����� � �������� ��� �������� ������������� ��� ���� ����������� ������������� ������.

���������� �� ���������� � �������, ���� ����� ��� �������������� ���� ��������� ���������������� ������� ������ ���� �������, �.�. ���, ��� ����������� ������� ���������������, ��� ��� ������������, �� ����� ���� ���� �� ����������. �� ��������� � �.

������� � ���, ��� ����� �������� ������ ����� ����� � ����� ��������������, ������ �� ������� �������.

������ “����������” ����� � ������ ��������.

��� ������� �� ������� “�����”, “��������”, �� �� � ���� �� ����������, ������� �������� ������� ������, ���������� (���, ��� �� ��������, ��������� �� �������� ������������ ����������), � � ����, ������� ���������� �����, ��, ��� ������� � �������� �������, ��������������� .

��� ����� ������� ����� ���� “�� ���������� �����������”, “��������� ����������” ����� ���� ����������� ��� �������������� ���������������� ����������� ���������������� ��� �������������� �������, ���������� � ���������� ��������, � ������� ���� �����.

���������� ����������� �� �.�. ������������

���������� ������� “���������� �����������”, ����� ��������, ��� ��� ��������� ����� �������� � ���� ��� ������ � ������� ������������ �����������, ��� � ������� �������� �������. ���������������� ��������� ������������� �������� ������������� ����������: �) �����������; �) ����������������; �) ������������; �) ����������� [19].

������� ������������ ������� ������� ���� ����������, ����� ��������������, ��� � ����� ���������� �.�.

����������� �������������� ��� ��������� ����������� (������, ��������, �������, ������) � ��������� ����������� ��������, ������������� ����� ��� �������������� ������� � ������������ � ����� ����� �������� ������ ������� (��������) ��� ������� �������� ������� (���������� ��������) �������� ���������������, � ����� ������ ������������ ��������-�������������� ��������� ����� ���������������, ��� ���������� ����� ���������� ���������������� � ��� ��� ���� ���������� ������������ ��������.

����� ����������� ������� ���������� ���������� �����������:

  • ��� ������ ������ �������������� �� ������ � � ������ ������ ��� ��� ���������;
  • ������������� ���������� � ������� ��������-��������������� ������������� �� ������ �������� �� ����� � �������� �������� ���������� ��������-�������������� ���������. ��� ���������� � ����� �������� ������������, ��������������� ���������� ��������-�������������� ���� ��� �������� � ������� ��������� ������������, ����������� �������� � �� ���������� ���;
  • ������������������� ���, �������� �� ������ ����������, ������ ������������ �� ����, ��� ���������� ������� ������������ ��� ����������� ���������� ����������� �� ����������;
  • ��� ���������� ��������-�������������� ����� �� ������ ���������� ������ ��������� � ���� ������, ���������� ����������� ��������������� ������ ����������.

������� ��������� ����������� � ������� ������ � ���, ��� ���������� ����������� �������� ��������� ��� ������������. ����� ����, ���� ������� ���������� ���������� � ����������, ������ ��������������� ��� �������������, ���������� ���������� � ��������� � �� ���� ������ ���������. ���������� ����������� – ������� �������� �������.

������ ������ ��� ����� ������������ ����������� ����������. ��-������, ��� ���������� �����, ���������� ���������� ������������ ���� � ������ �������������� ���������� ��������������. ��-������, � ������ ��������� ����������� ��������� �������� ���������� ����������� � ������������ ��������. �-�������, ����� ���������� ���������� ������ �������.

������ �� ����������� � ���, ��� ��������������� ��������� �������������.

��� �������� ������ ����������� ���������� �����������, ������������� �.�. �����������, ���������� ��������� ��������� ���������� � ���.

��-������, ���� ���-���� ������������� ���������� ��� ��������� ����������� � ��������� ����������� ��������, �� ������ ������������� ����� ��������� ������ �������� �������������� ������� ���������������� (��������� � ���������������� ������, ������ � ����������������� ��������, ��������, ��������, ����������� � ������������ ������������� ��� ��������). �������� ������ �������������� �������������, � ������� ��������� – ����������������. �� ���������� �������� ����������� �������� (��������� ��������� �������������, ����������� ����������� ���������� ������ � ��.). ����� ������� ������ ������������ �� �� ����������� �������� ���������� ����������. ��-������, ���������� �����������, �� ������ ������, ���������� � ����� ����� �������� ������ ���������. ����� �� ��� ���������� � ���, ��� �������� ������ ��������: ���� ���������� ��� �� ����������� ��� ����������. �-�������, � ��������������� ����������� ���� ���� � ������ ������� ��� ������� �������� �������. ��������� �� ������ �������. ����� �������, �� ������ ������, ������������ ��������������� ���� ���������, �������� � ���������� ������������ ������ ��������: ��� ���������, �������, �������, ������� � �.�. �������� �������, ������ ������� �������� ������ ����� � �� ����������, ��������, ������� �������� �������. �-���������, ���������������� ����������� ������� ������������ ���������� � ����� ������ ������������ ��������-�������������� ��������� ����� ���������������. ����� ����������� ������ �� ���������. ��� ���� �������� � �������������� ����� ���������������� (�� ����� �� �� ���������� ���������������� ������ �� ����������� ����� ������ ������������ �������������), ������� ��������� ���������� ������ ��� �������������� ���� � ������� ����� �������. ��������������� ��� ����������� ���������������� ��������� ������� ������ ���� ���-���� ���������� ������ � ������������ ����������.

[� ������] [>] [an error occurred while processing the directive]

Источник: http://www.lawtech.ru/pub2/busled/gl2_3.htm

Усмотрение следователя в уголовном судопроизводстве Кунашев Маррат Асланбиевич

Усмотрение следователя

к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические и правовые основы усмотрения следователя в уголовном судопроизводстве 20

1.1. Исторический аспект развития положений отечественного уголовно-процессуального законодательства, предусматривающего усмотрение следователя 20

1.2. Понятие и природа усмотрения следователя в современном российском уголовном судопроизводстве 48

Глава 2. Проблемы усмотрения следователя при производстве предварительного расследования .86

2.1. Виды и классификация усмотрений следователя . 86

2.2. Деятельность следователя в пределах усмотрения при принятии процессуальных решений 97

2.3. Деятельность следователя в пределах усмотрения при производстве процессуальных действий 116

Глава 3. Контроль и надзор за полномочиями следователя по реализации усмотрений 134

3.1. Критерии оценки и способы ограничения пределов применения следователем полномочий по реализации усмотрений 134

3.2. Усмотрение органов и должностных лиц при осуществлении контроля и надзора за усмотрением следователя .154

Заключение .187

Библиографический список .198

Приложения 216

Исторический аспект развития положений отечественного уголовно-процессуального законодательства, предусматривающего усмотрение следователя

Как отмечают в монографии Д.О. Серов и А.В. Федоров история органов предварительного следствия начинается с Петровских времен8. Так, в России в 1717–1725 гг.

существовало четыре органа предварительного расследования: «майорские» следственные канцелярии, следственная канцелярия генерал-прокуратуры, Розыскная контора Высшего суда, а также Камер-коллегия и ее территориальные подразделения (камерирские конторы).

Вышеуказанные авторы отмечают, что перечисленные следственные канцелярии и Розыскная контора являлись органами временными, поскольку создавались для расследования строго фиксированного круга дел.

При этом почти все руководители и все асессоры «майорских» канцелярий сохраняли параллельные служебные обязанности, что является также следствием того, что они не представляли постоянный орган следствия, а создавались конкретно под расследование определенного преступления, то есть фактически были не органом, а комиссией9.

Компетенция каждой из «майорских» канцелярий определялась отдельным указом, то есть объем полномочий у них, судя по всему, был не одинаков – более категоричное суждение по данному выводу не позволяет сделать то, что к настоящему времени сохранился только единственный подлинный документ об учреждении подобной канцелярии – Наказ, адресованный полковнику Г.И. Кошелеву и дьяку Ф.Д. Воронову10.

Предполагается, что объем полномочий канцелярии и ее руководителя мог зависеть и от подлежащего расследованию преступления, его тяжести, общественного резонанса и от исполнителей, которым поручалось проведение расследования, а точнее от того, насколько им доверял Государь. Иначе, что представляется так же очевидным, был бы издан типовой документ для всех канцелярий.

Деятельность «майорских» канцелярий никак не регламентировалась с процессуальной стороны, кроме закрепления за ними права самостоятельно принимать решения о пытке подследственных11.

Именно доверие государственной власти определяет объем полномочий, реализация которых определяется усмотрением исполнителя, в рассматриваемом случае – лица, которому поручалось расследование.

Касаемо формально – иерархического статуса «майорской» канцелярии, то из положений Наказа со всей очевидностью следовало, что канцелярия подчинялась непосредственно монарху, перед которым и отчитывалась о результатах расследования12. Таким образом, только он и мог ограничить усмотрение и оценить его как злоупотребление.

В этом отношении ограничение власти «майорских» канцелярии только главой государства позволяет сделать вывод о том, что усмотрение руководителей этих органов в части принятия решений при расследовании преступлений было фактически неограниченным.

Указанная модель адресного наделения конкретных должностных лиц полномочием расследования конкретных преступлений в истории досудебных органов власти свидетельствует не только о полном доверии к данному должностному лицу, но и предполагает такой же единоличный контроль.

Контроль начинался с того, что глава государства, очевидно, знал способности, уровень образованности, порядочности и т.д. конкретного исполнителя и в зависимости от этого наделял его тем или иным объемом полномочий и, главное, поручал расследовать то или иное уголовное дело.

Подобный способ наделения правом усмотрения не предполагал дополнительных (помимо государя) мер контроля, так как непосредственное подчинение монарху фактически исключало необходимость принятия каких-то дополнительных форм контроля, направленных на обеспечение объективности при реализации усмотрения выбранных исполнителем способов ведения расследования, если под объективностью понимать то, что имела в виду государственная власть. Очевидно, такой непосредственный единоличный контроль высшего должностного лица за реализацией полномочий органами предварительного следствия в современных условиях не приемлем, так как не обладает универсальностью.

В 1723 г. «майорские канцелярии» прекратили свое существование. Представляется, что недостатки подобных форм организации расследования, обозначенные выше, сыграли не последнюю роль в отказе от указанной формы организации расследования преступлений.

Во второй четверти XVIII в. – начале XIX в. расследование уголовных дел осуществляли либо специализированные судебные органы (а именно функционировавшие в 1730-х – первой половине 1760-х гг. Канцелярия тайных розыскных дел и Сыскной приказ), либо располагавшие с 1722-1727 гг. по 1775 г.

судебными полномочиями региональные и местные органы общего управления (губернские и воеводские канцелярии). Кроме того, расследованием преступлений до начала 1780-х гг. занимались полицмейстерская канцелярия и подчиненные ей территориальные органы общей полиции – полицмейстерские канцелярии13.

В процессуальной деятельности этих органов предварительное расследование не отделялось от судебного разбирательства, их полномочия не определялись.

Возрождение отечественного специализированного следственного аппарата началось с издания Указа от 29.08.1808 г., согласно которому в г.

Санкт-Петербурге учреждались следственные приставы (в количестве, правда, всего четырех штатных единиц) – должностные лица, в обязанности которых входило исключительно производство уголовных расследований.

Вместе с тем каких-либо нормативных актов, в которых бы специально регламентировались полномочия следственных приставов, опять же ни в первой, ни во второй трети XIX в. издано не было14, соответственно, никак не регулировалась и реализация усмотрения этих должностных лиц.

Значимым событием в истории предварительного следствия нашей страны стало издание Свода законов Российской Империи 1832 г.

15 (далее Свод законов), где содержалось значительное количество норм, регламентирующих деятельность следователя при собирании доказательств и проведении следственных действий, допускавших принятие решений по усмотрению следователя.

Эти нормы не были совершенными и носили обобщенный, скорее декларативный характер, излагались с помощью оценочных терминов. Например, ст. 100 2-й книги т. 15 Свода законов и ст.35 Наказа судебным следователям в ред. 1860 г.16 предписывали проводить «допросы только когда улики основаны на обстоятельствах, возбуждающих сильное подозрение», ст.

101 содержала предписание о необходимости объективной оценки доказательств – «улики рассматривать с осмотрительностью», в ст. 103 содержалось предписание «если улики были при обстоятельствах, возбуждающих сильное подозрение, то возбуждать уголовное дело, несмотря ни на какие личные преимущества», в ст.

102 содержалось требование «перед возбуждением дела проверять основания для возбуждения дела». Что подразумевалось под «осмотрительностью», «сильным подозрением», «основанием», в законе не расшифровывалось и толкование этих терминов предоставлялось лицу, проводящему расследование.

Однако, наличие таких оснований для проведения следственных действий или принятия решений, хотя бы устно следователь должен был уметь озвучить. Причем основания не должны были быть голословными и готовность озвучивать, как представляется, должна была быть не только участникам следственного действия, но и контролирующим органам. При этом недостаточно четкое определение полномочий следователя отмечалось как недостаток правового регулирования уже в ту эпоху17.

Источник: http://www.dslib.net/kriminal-process/usmotrenie-sledovatelja-v-ugolovnom-sudoproizvodstve.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.