Упк рф присяжные заседатели

Процессуальный статус присяжного заседателя в уголовном процессе

Упк рф присяжные заседатели

Путилин, Д. С. Процессуальный статус присяжного заседателя в уголовном процессе / Д. С. Путилин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 144-146. — URL: https://moluch.ru/archive/233/54209/ (дата обращения: 19.11.2020).



В данной статье рассмотрен порядок отбора присяжных заседателей, их права и обязанности.

Ключевые слова: присяжный заседатель, процессуальный статус, права, обязанности.

В современном российском законодательстве имеют место проблемы формирования процессуального статуса присяжных заседателей и их деятельности.

Право гражданина выступать в суде в качестве присяжного заседателя закреплено в Конституции РФ [1], а также является гражданским долгом в соответствии с Федеральным законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ» [5]. Обязанности присяжного заседателя выполняются гражданином на добровольной основе, т. к. в случае нежелания принимать участие в рассмотрении уголовного дела объективность и беспристрастность оценки обстоятельств дела ухудшается.

Присяжным заседателем является гражданин России, привлекаемый в судебный процесс в соответствии с законодательно установленным порядком. Для выполнения судейской функции граждан наделяют определенными правами и обязанностями. Вынесение решение по уголовному делу происходит под присягой и в составе коллегии.

Для выполнения функций присяжного заседателя в суде гражданин должен обладать следующими признаками: обязательное наличие гражданства РФ; высокий уровень профессиональных знаний; возможность временно исполнять полномочия; принимать решения независимо и самостоятельно; умение работать в коллективе; возможность принять присягу и выполнять судейскую функцию.

В современной юридической литературе вопросы, посвященные процессуальному статусу присяжных заседателей в уголовном процессе, исследованы отрывочно и фрагментарно.

Порядок отбора кандидатов для присяжных заседателей закреплен в Федеральном законе «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ» и в разделе XII главы 42 УПК РФ [2].

Не могут стать присяжными заседателями (п. 2 ст. 3 ФЗ О присяжных заседателях) [5]:

‒ граждане возраст, которых менее 25 лет;

‒ лица с непогашенной и неснятой судимостью;

‒ лица, которых в судебном порядке признали недееспособными, либо ограниченными в дееспособности;

‒ граждане, находящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансерах.

Для рассмотрения конкретного уголовного дела в качестве присяжных заседателей не допускаются (п. 3 ст. 3 ФЗ О присяжных заседателях) [5]:

Во-первых, лица, которых подозревают или обвиняют в преступлении;

Во-вторых, граждане, не владеющие языком, на котором будет производиться судебное разбирательство;

В-третьих, лица с физическими и психическими недостатками.

Перечисленные выше факторы препятствуют полноценному участию граждан в судебном процессе.

Формирование коллегии присяжных заседателей является сложной процедурой. Этапы формирования коллегии присяжных заседателей:

1) составление списков кандидатов;

2) отбор;

3) формирование коллегии.

Этапы составления списков кандидатов и их отбор для отправления правосудия не обладают процессуальным характером. При этом стоит отметить важность этих этапов для хода судебного разбирательства. Например, если списки кандидатов в присяжные заседатели составлены не надлежащим образом, а порядок формирования коллегии не соответствует УПК РФ, то приговор можно отменить.

Минимальное количество кандидатов в присяжные заседатели составляет двадцать человек. Эти сведения вносятся в постановление о слушании уголовного дела в суде (ч. 4 ст. 325 УПК РФ) [2].

Далее происходит отбор кандидатов в присяжные заседатели из числа кандидатов присутствующих в суде (общего и запасного списка) посредством случайной выборки, формирующей коллегию присяжных заседателей на основании принципа объективности и беспристрастности.

Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или муниципального образования раз в четыре года составляет общий и запасной список кандидатов присяжных заседателей (ст. 4 ФЗ О присяжных заседателях) [5].

В предварительный список вносится следующая информация: личные данные кандидатов и домашний адрес. Предварительный список кандидатов присяжных заседателей формируется путем случайной выборки. Список закрепляется подписью секретаря судебного заседания или помощника судьи.

Заблаговременно, но не менее, чем за семь дней до момента начала судебного разбирательства кандидаты извещаются о дате, времени прибытия в суд (п. 6 ст. 326 УПК РФ) [2].

Коллегия присяжных заседателей согласно ч. 23 ст. 328 УПК РФ формируется в закрытом судебном заседании [2].

В начале закрытого судебного заседания для присяжных заседателей председательствующий судья произносит вступительное слово, представляет участвующие стороны, сообщает необходимые сведения о рассматриваемом уголовном деле и продолжительность его разбирательства, разъясняет задачи и условия участия присяжных заседателей в суде (ч. 1 ст. 328 УПК РФ) [2].

После чего кандидатам задаются вопросы, на которые они должны ответить максимально правдиво; предоставить достоверную информацию (о себе, отношениях с другими участниками процесса, обстоятельствах, препятствующих их участию в судебном разбирательстве) (ч. 2 ст. 328 УПК РФ) [2].

Далее каждый кандидат в присяжные заседатели обсуждается в том порядке, в котором они находятся в предварительном списке.

Рассмотрев все немотивированные отводы кандидатов, секретарь или помощник судьи согласно указанию председательствующего судьи составляет список оставшихся кандидатов в присяжные заседатели в последовательности первоначального списка (ч. 17 с. 328 УПК РФ) [2].

В протокол судебного заседания вносится только четырнадцать кандидатов в присяжные заседатели, двенадцать из которых — это коллегия присяжных заседателей, а два человека составляют запасной список (ч. 18 с. 328 УПК РФ) [2]. Количество запасных присяжных заседателей может быть увеличено решением председательствующего судьи на основании характера и сложности рассматриваемого уголовного дела.

Завершающий этап формирования коллегии присяжных заседателей — это объявление судьей результатов отбора и оглашение присяжных заседателей, которые занесены в протокол судебного заседания.

Вопрос формирования коллегии присяжных заседателей остается достаточно злободневным на сегодняшний день в деятельности суда присяжных. Порядок отбора кандидатов в присяжные заседатели и формирование коллегии должно быть построено т. о. чтобы исключать возможность произвольного или предвзятого их отбора, необъективности осуществления правосудия.

Права и обязанности присяжных заседателей.

На основании п. 1 ч.1 ст. 333 УПК РФ присяжные заседатели и в том числе запасные, наделены правом исследования всех обстоятельств уголовного дела. Данное право может быть детализировано в конкретных правах присяжных на участие в таком исследовании [2].

После допроса подсудимого, потерпевшего, свидетелей и эксперта присяжные заседатели могут задавать им вопросы в письменном виде (ч. 4 ст. 335 УПК РФ) [2]. Вопрос задается путем подачи записки через старшину коллегии присяжных заседателей. Старшина коллегии передает вопросы председательствующему судье для оценки на предмет относимости к делу и надлежащей формулировки.

Присяжные заседатели имеют право на осмотр вещественных доказательств, документов и производство иных следственных действий (п. 1 ч. 1 ст. 333 УПК РФ) [2]. На сегодняшний день в судебной практике сложилось некоторое правило не исследовать с участием присяжных заседателей так называемые «сложные» доказательства.

Несмотря на исчерпывающее закрепление в УПК РФ комплекса прав и обязанностей присяжных заседателей, с их реализацией на практике нередко возникают проблемы, от своевременного и эффективного разрешения которых зависит дальнейшее успешное функционирование суда присяжных в России.

Литература:

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 52. — Ст. 4921.
  3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
  4. О судах общей юрисдикции в РФ: федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 7. — Ст. 898.
  5. О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ: федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 34. — Ст. 3528.
  6. О статусе судей в РФ: закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132–1 // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 26. — Ст. 2399.
  7. Делигиоз, Т. И. Формирование коллегии присяжных заседателей / Т. И. Делигиоз // Молодой ученый. — 2015. — № 6. — С. 488–492.
  8. Ендольцева, А. В. Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс): учебник / под ред. А. В. Ендольцевой, О. В. Химичевой, Е. Н. Клещиной. — М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2014. — 727 с.
  9. Ильюхов, А. А. Порядок отбора кандидатов в присяжные заседатели в России: история и современность / А. А. Ильюхов // Вестник Казанского юридического института МВД России. — 2011. — № 5. — С.54–61.
  10. Моисеева, Т. В. Объективная и беспристрастная коллегия присяжных заседателей: общие условия формирования / Т. В. Моисеева // Журнал российского права. — 2017. — № 11 (179). — С. 79–84.
  11. Тисен, О. Н. Теоретические и практические проблемы формирования коллегии присяжных заседателей: дисс. канд. юрид. наук:12.00.09 / О. Н. Тиссен. — Оренбург, 2009. — 201 с.

Основные термины(генерируются автоматически): РФ, заседатель, присяжный, присяжный заседатель, председательствующий судья, судебное разбирательство, коллегия присяжных заседателей, суд, судебное заседание, ФЗ О присяжных.

Источник: https://moluch.ru/archive/233/54209/

Уголовно-процессуальный кодекс ( ст 328 УПК РФ 2020 )

Упк рф присяжные заседатели

1. После выполнения председательствующим требований статьи 327 явившиеся кандидаты в присяжные заседатели приглашаются в зал судебного заседания.

2. Председательствующий произносит перед кандидатами в присяжные заседатели краткое вступительное слово, в котором он:

1) представляется им;

2) представляет стороны;

3) сообщает, какое уголовное дело подлежит рассмотрению;

4) сообщает, какова предполагаемая продолжительность судебного разбирательства;

5) разъясняет задачи, стоящие перед присяжными заседателями, и условия их участия в рассмотрении данного уголовного дела, предусмотренные настоящим Кодексом.

3.

Председательствующий разъясняет кандидатам в присяжные заседатели их обязанность правдиво отвечать на задаваемые им вопросы, а также представить необходимую информацию о себе и об отношениях с другими участниками уголовного судопроизводства. После этого председательствующий опрашивает кандидатов в присяжные заседатели о наличии обстоятельств, препятствующих их участию в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовного дела.

4. Каждый из кандидатов в присяжные заседатели, явившихся в судебное заседание, вправе указать на причины, препятствующие исполнению им обязанностей присяжного заседателя, а также заявить самоотвод.

5. По ходатайствам кандидатов в присяжные заседатели о невозможности участия в судебном разбирательстве заслушивается мнение сторон, после чего судья принимает решение.

6. Кандидаты в присяжные заседатели, ходатайства которых об освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела удовлетворены, исключаются из предварительного списка и удаляются из зала судебного заседания.

7. После удовлетворения самоотводов кандидатов в присяжные заседатели председательствующий предлагает сторонам воспользоваться своим правом на мотивированный отвод.

8.

Председательствующий предоставляет сторонам возможность задать каждому из оставшихся кандидатов в присяжные заседатели вопросы, которые, по их мнению, связаны с выяснением обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении данного уголовного дела. Первой проводит опрос кандидатов в присяжные заседатели сторона защиты. Если сторону представляют несколько участников, то очередность их участия в опросе, производимом стороной, устанавливается по договоренности между ними.

9. После завершения опроса кандидатов в присяжные заседатели происходит обсуждение каждого кандидата в последовательности, определенной списком кандидатов. Председательствующий опрашивает стороны, имеются ли у них отводы в связи с обстоятельствами, препятствующими участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела.

10. Стороны передают председательствующему мотивированные письменные ходатайства об отводах, не оглашая их. Эти ходатайства разрешаются судьей без удаления в совещательную комнату. Отведенные кандидаты в присяжные заседатели исключаются из предварительного списка.

11. Председательствующий доводит свое решение по мотивированным отводам до сведения сторон. Он также может довести свое решение до сведения кандидатов в присяжные заседатели.

12.

Если в результате удовлетворения заявленных самоотводов и мотивированных отводов осталось менее восемнадцати кандидатов в присяжные заседатели, то председательствующий принимает меры, предусмотренные частью третьей статьи 327 настоящего Кодекса. Если количество оставшихся кандидатов в присяжные заседатели составляет восемнадцать или более, то председательствующий предлагает сторонам заявить немотивированные отводы.

13.

Немотивированные отводы присяжных заседателей заявляются лицами, указанными в пункте 2 части пятой статьи 327 настоящего Кодекса, путем вычеркивания ими из полученного предварительного списка фамилий отводимых кандидатов в присяжные заседатели, после чего эти списки передаются председательствующему без оглашения фамилий отводимых присяжных заседателей. Эти списки, а также мотивированные ходатайства об отводе присяжных заседателей приобщаются к материалам уголовного дела.

14. Немотивированный отвод первым заявляет государственный обвинитель, который согласовывает свою позицию по отводам с другими участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения.

15. Если в уголовном деле участвуют несколько подсудимых, то немотивированный отвод производится по их взаимному согласию, а в случае недостижения согласия – путем разделения между ними количества отводимых присяжных заседателей поровну, если это возможно. Если такое разделение невозможно, то подсудимые реализуют свое право на немотивированный отвод по большинству или по жребию.

16. Если позволяет количество неотведенных присяжных заседателей, то председательствующий может предоставить сторонам право на равное число дополнительных немотивированных отводов.

17. После решения всех вопросов о самоотводах и об отводах кандидатов в присяжные заседатели секретарь судебного заседания или помощник судьи по указанию председательствующего составляет список оставшихся кандидатов в присяжные заседатели в той последовательности, в которой они были включены в первоначальный список.

18.

Если количество неотведенных кандидатов в присяжные заседатели превышает четырнадцать, то в протокол судебного заседания по указанию председательствующего включаются четырнадцать первых по списку кандидатов.

С учетом характера и сложности уголовного дела по решению председательствующего может быть избрано большее количество запасных присяжных заседателей, которые также включаются в протокол судебного заседания.

19. После этого председательствующий объявляет результаты отбора, не указывая оснований исключения из списка тех или иных кандидатов в присяжные заседатели, благодарит остальных кандидатов в присяжные заседатели.

20. Если оставшихся кандидатов в присяжные заседатели окажется меньше четырнадцати, то необходимое количество лиц вызывается в суд дополнительно по запасному списку. В отношении вновь вызванных в суд кандидатов в присяжные заседатели вопросы об их освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела и отводах решаются в порядке, установленном настоящей статьей.

21. Председательствующий оглашает фамилии, имена и отчества присяжных заседателей, занесенные в протокол судебного заседания. При этом первые двенадцать образуют коллегию присяжных заседателей по уголовному делу, а два последних участвуют в рассмотрении уголовного дела в качестве запасных присяжных заседателей.

22.

По завершении формирования коллегии присяжных заседателей председательствующий предлагает двенадцати присяжным заседателям занять отведенное им место на скамье присяжных заседателей, которая должна быть отделена от присутствующих в зале судебного заседания и расположена, как правило, напротив скамьи подсудимых. Запасные присяжные заседатели занимают на скамье присяжных заседателей специально отведенные для них председательствующим места.

23. Формирование коллегии присяжных заседателей производится в закрытом судебном заседании.

24. Если в материалах уголовного дела содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, то у присяжных заседателей отбирается подписка о ее неразглашении. Присяжный заседатель, отказавшийся дать такую подписку, отводится председательствующим и заменяется запасным присяжным заседателем.

Источник: https://www.Assessor.ru/zakon/upk/328/

Статья 328. Формирование коллегии присяжных заседателей

Упк рф присяжные заседатели

1. После выполнения председательствующим требований статьи 327 явившиеся кандидаты в присяжные заседатели приглашаются в зал судебного заседания.

2. Председательствующий произносит перед кандидатами в присяжные заседатели краткое вступительное слово, в котором он:

1) представляется им;

2) представляет стороны;

3) сообщает, какое уголовное дело подлежит рассмотрению;

4) сообщает, какова предполагаемая продолжительность судебного разбирательства;

5) разъясняет задачи, стоящие перед присяжными заседателями, и условия их участия в рассмотрении данного уголовного дела, предусмотренные настоящим Кодексом.

3.

Председательствующий разъясняет кандидатам в присяжные заседатели их обязанность правдиво отвечать на задаваемые им вопросы, а также представить необходимую информацию о себе и об отношениях с другими участниками уголовного судопроизводства. После этого председательствующий опрашивает кандидатов в присяжные заседатели о наличии обстоятельств, препятствующих их участию в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовного дела.

4. Каждый из кандидатов в присяжные заседатели, явившихся в судебное заседание, вправе указать на причины, препятствующие исполнению им обязанностей присяжного заседателя, а также заявить самоотвод.

5. По ходатайствам кандидатов в присяжные заседатели о невозможности участия в судебном разбирательстве заслушивается мнение сторон, после чего судья принимает решение.

6. Кандидаты в присяжные заседатели, ходатайства которых об освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела удовлетворены, исключаются из предварительного списка и удаляются из зала судебного заседания.

7. После удовлетворения самоотводов кандидатов в присяжные заседатели председательствующий предлагает сторонам воспользоваться своим правом на мотивированный отвод.

8. Председательствующий предоставляет сторонам возможность задать каждому из оставшихся кандидатов в присяжные заседатели вопросы, которые связаны с выяснением обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела.

Задавать иные вопросы не допускается, они подлежат отклонению председательствующим. Первой проводит опрос кандидатов в присяжные заседатели сторона защиты.

Если сторону представляют несколько участников, очередность их участия в опросе, производимом стороной, устанавливается по договоренности между ними.

9. После завершения опроса кандидатов в присяжные заседатели происходит обсуждение каждого кандидата в последовательности, определенной списком кандидатов. Председательствующий опрашивает стороны, имеются ли у них отводы в связи с обстоятельствами, препятствующими участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела.

10. Стороны передают председательствующему мотивированные письменные ходатайства об отводах, не оглашая их. Эти ходатайства разрешаются судьей без удаления в совещательную комнату. Отведенные кандидаты в присяжные заседатели исключаются из предварительного списка.

11. Председательствующий доводит свое решение по мотивированным отводам до сведения сторон. Он также может довести свое решение до сведения кандидатов в присяжные заседатели.

12.

Если в результате удовлетворения заявленных самоотводов и мотивированных отводов осталось менее двенадцати кандидатов в присяжные заседатели верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда и менее десяти кандидатов в присяжные заседатели районного суда, гарнизонного военного суда, председательствующий принимает меры, предусмотренные частью третьей статьи 327 настоящего Кодекса. Если количество оставшихся кандидатов в присяжные заседатели составляет двенадцать и более в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде и десять и более в районном суде, гарнизонном военном суде, председательствующий предлагает сторонам заявить немотивированные отводы.

13.

Немотивированные отводы присяжных заседателей заявляются лицами, указанными в пункте 2 части пятой статьи 327 настоящего Кодекса, путем вычеркивания ими из полученного предварительного списка фамилии отводимого кандидата в присяжные заседатели, после чего эти списки передаются председательствующему без оглашения фамилий отводимых присяжных заседателей. Эти списки, а также мотивированные ходатайства об отводе присяжных заседателей приобщаются к материалам уголовного дела.

14. Немотивированный отвод первым заявляет государственный обвинитель, который согласовывает свою позицию по отводам с другими участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения.

15. Если в уголовном деле участвуют несколько подсудимых, то немотивированный отвод производится по их взаимному согласию, а в случае недостижения согласия — путем разделения между ними количества отводимых присяжных заседателей поровну, если это возможно. Если такое разделение невозможно, то подсудимые реализуют свое право на немотивированный отвод по большинству или по жребию.

16. Если позволяет количество неотведенных присяжных заседателей, председательствующий может предоставить каждой из сторон право на один дополнительный немотивированный отвод.

17. После решения всех вопросов о самоотводах и об отводах кандидатов в присяжные заседатели секретарь судебного заседания или помощник судьи по указанию председательствующего составляет список оставшихся кандидатов в присяжные заседатели в той последовательности, в которой они были включены в первоначальный список.

18.

Если количество неотведенных кандидатов в присяжные заседатели превышает десять в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде и восемь в районном суде, гарнизонном военном суде, в протокол судебного заседания по указанию председательствующего включаются соответственно десять и восемь первых по списку кандидатов. С учетом характера и сложности уголовного дела по решению председательствующего может быть избрано большее количество запасных присяжных заседателей, которые также включаются в протокол судебного заседания.

19. После этого председательствующий объявляет результаты отбора, не указывая оснований исключения из списка тех или иных кандидатов в присяжные заседатели, благодарит остальных кандидатов в присяжные заседатели.

20.

Если оставшихся кандидатов в присяжные заседатели окажется меньше десяти в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде и меньше восьми в районном суде, гарнизонном военном суде, необходимое количество лиц вызывается в суд дополнительно по запасному списку. В отношении вновь вызванных в суд кандидатов в присяжные заседатели вопросы об их освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела и отводах решаются в порядке, установленном настоящей статьей.

21. Председательствующий оглашает фамилии, имена и отчества присяжных заседателей, занесенные в протокол судебного заседания.

При этом первые по списку восемь присяжных заседателей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда и первые по списку шесть присяжных заседателей районного суда, гарнизонного военного суда образуют коллегию присяжных заседателей по соответствующему уголовному делу, а последние по списку два присяжных заседателя соответствующего суда участвуют в рассмотрении уголовного дела в качестве запасных присяжных заседателей.

22.

По завершении формирования коллегии присяжных заседателей председательствующий предлагает восьми присяжным заседателям верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда либо шести присяжным заседателям районного суда, гарнизонного военного суда занять отведенное им место на скамье присяжных заседателей, которая должна быть отделена от присутствующих в зале судебного заседания и расположена, как правило, напротив скамьи подсудимых. Запасные присяжные заседатели занимают на скамье присяжных заседателей места, специально отведенные для них председательствующим.

23. Формирование коллегии присяжных заседателей производится в закрытом судебном заседании.

24. Если в материалах уголовного дела содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, то у присяжных заседателей отбирается подписка о ее неразглашении. Присяжный заседатель, отказавшийся дать такую подписку, отводится председательствующим и заменяется запасным присяжным заседателем.

Источник: http://stUPKRF.ru/328

Упк присяжные заседатели и формирование коллегии в уголовном процессе, ст 328

Упк рф присяжные заседатели

С развитием судебного законодательства, вершить правосудие стало под силу не только прокурору и судье, но и присяжным. Судебные реформы и непосредственно присяжные заседатели в УПК, необходимы, чтобы оптимизировать судебную деятельность, сделать судопроизводство максимально справедливым и прозрачным.

Особенности формы судебного заседания с присяжными

Суд присяжных УПК РФ вернулся в практическое использование в 1991 году, но присяжные заседатели УПК РФ участвуют исключительно в делах уголовного характера, при административных нарушениях коллегия присяжных не используется.

Требуется также отметить, что заседатели назначаются в рассмотрении дела, если обвиняемому грозит наказание больше 10 лет.

Заседать суд присяжных может касательно разбирательства таких дел, как убийство, экоцид и геноцид, бандитизм и другие сходные преступления.

Чтобы конкретное дело рассматривалось не в обычном порядке, а судьбу обвиняемого решал суд присяжных УПК, от обвиняемого должно поступить соответствующее ходатайство.

Если его дело подпадает под список разрешенных к рассмотрению присяжными дел, то ходатайство удовлетворяют.

Если судья разрешил присутствие присяжных, то обратного хода дела нет, возобновлять традиционную процедуру судопроизводства, невозможно.

Формирование коллегии присяжных заседателей в уголовном процессе обусловлено случайным выбором обычных граждан РФ. Конечно, присяжные заседатели в уголовном процессе должны соответствовать определенным критериям, которые регламентируются законом. Формирование коллегии может быть самым разнообразным, как правило, подбирают людей разных профессий юридически неподкованных.

Формирование коллегии регламентирует ст. 328 УПК РФ. Как правило, в каждом регионе есть заранее сформированный список людей, которые могут выступать в качестве присяжных. Возраст их должен быть не меньше 25 лет, лица не должны иметь судимости, должны быть вполне дееспособными и не зависимыми от алкоголя или наркотиков.

Важным элементом является также эмоциональная стабильность и отсутствие психических расстройств.

Кандидат в заседатели может быть отклонен, если оказавшись в зале суда, он понимает, что не знаком с языком, на котором ведется разбирательство, у него есть подозрения, что субъект причастен к еще какому-либо преступлению, лично знаком с жертвой или преступником. Также самоустраниться кандидат может, если испытывает ухудшение самочувствия.  Не может быть выбран в коллегию священнослужитель, военный и человек, не достигший совершеннолетия. Из списка кандидатов выбирают 12 человек, и не мене двух запасных.

Задача коллегии – вынести решение, согласно которому субъект виновный по предъявляемому к нему обвинению или нет.

Суд выносит приговор, руководствуется УПК и УКРФ, а вот каждый заседатель в своем вердикте обуславливается игрой чувств и эмоций, которые сложились в процессе прослушивания материалов дела.

Процесс совершения правосудия в ситуации с наличием заседателей, не предусматривает выбор наказания. Они только говорят общее мнение — виновен или не виновен человек. Меру наказания и его размер, согласно статьям Уголовного Кодекса, назначает прокурор и судья.

Права и обязанности участников

Формируют коллегию присяжных по четко установленному законом порядку.

Всех кандидатов, которые были выбраны, собирают в одном месте и производят знакомство со сторонами процесса, объясняют суть конкретного судебного разбирательства, а также оглашают приблизительную длительность разбирательства.

Далее каждая кандидатура будет отдельно изучена судом и, если персона удовлетворяет все требования, ее заносят в протокол. В случае если в ходе отбора, кандидатов оказалось недостаточно, проводят еще одно отборочное заседание из кандидатов дополнительного списка.

Ст. 328 УПК наделяет присяжным кругом определенных полномочий, а вот статья 334 указывает на ограничения в действиях коллегии. В соответствии с законодательными нормами, заседатели должны дать ответ на три основных вопроса:

  1. Действительно ли уголовное правонарушение имело место.
  2. Согласны ли они с тем, что обвиняемый человек принимал прямое участие в противозаконном деянии.
  3. Виновен ли он, с их точки зрения.

В процессе рассмотрения дела в суде, присяжные могут подробно изучать материалы уголовного производства, исследовать самостоятельно все доказательства по делу, осуществлять для себя записи и размышлять по их поводу. Если имеет место не понимание, каких-либо правовых норм, присяжные могут получать от председательствующего судьи разъяснения и выяснять обстоятельства совершения преступления у участников процесса.

Каждый участник коллегии может получать материальную компенсацию, если рассмотрение дела совпало с его рабочим днем. Также каждый из заседателей может заявить о своем отводе, если имеются уважительные причины.

Уголовный закон накладывает на присяжных такие обязанности:

  • не покидать судебный зал пока идет заседание;
  • держать при себе свое мнение до момента обсуждения вопроса о виновности субъекта в специальной комнате;
  • хранить тайну судебного разбирательства;
  • обязательно посещать все заседания по конкретному уголовному делу;
  • не обсуждать материалы конкретного уголовного дела с теми людьми, которые не связаны с судом;
  • каждый из лиц, участвующих коллегии, обязан принести присягу.

Если дело связано с тайной государственного значения, у каждого из заседателей берут подписку о неразглашении, нарушение которой, влечет за собой уголовную ответственность или штраф в большом размере.

Чтобы упорядочить процедуру участия посторонних лиц в заседании, среди присяжных выбирают председателя, путем ания. Через председателя свои обращения будут передавать судье все участники коллегии. Он же в конечном итоге, зачитывает общее решение всех фигурантов коллегии касательно вины подсудимого.

Вынесение приговора очень важный этап в судебном процессе, поэтому в совещательной комнате запрещено находиться посторонним людям, которые не входят в число присяжных. Голосования заседателей, должно быть открытым, председатель голосует в последнюю очередь. Отказ от ания не допускается. Присяжные должны ответить на три, интересующих суд, вопросы.

Если более 6 человек проало за признание субъекта судопроизводства виновным, он не подлежит оправдательному приговору. Именно на оправдательный приговор надеется большинство подсудимых, которые ходатайствуют о суде с привлечением коллегии присяжных.

В случае если коллегия оправдает виновного, судья не имеет права его отметить, ведь приговор считается мотивированным.

С каждым годом правительство страны вносит все больше изменений в судебное делопроизводство, на данный момент ожидаются внесения изменений и в данную форму совершения правосудия.

Скоро ожидается внедрение суда присяжных в районные суды и суды гарнизонов.

Также ведется речь о сокращении числа участников коллегии, это обусловлено необходимостью уменьшения затрат на материальную компенсацию заседателям.

У суда присяжных есть огромное количество сторонников, но есть и противники. Вторые считают привлечение неподкованных в юридическом праве лиц для совершения правосудия, бессмысленным, ведь они не понимают важности большинства доказательств и их мнение субъективно.

Первые же напротив, считают, что именно не подкованность в юридических нормах, позволяет людям действовать по совести, не заостряя внимания на конкретных доказательствах, а оценить ситуацию в целом.

Кроме того, подкупить 12 человек намного сложней, чем одного судью, что делает осуществление правосудия максимально открытым и справедливым.

На практике большинство адвокатов, в уголовном производстве, рекомендует своим клиентам прибегать к ходатайству о суде присяжных, только в последнем случае, если больше нет надежды, отстоять свои права и интересы в привычном режиме.

Источник: https://yurister.ru/ugolovno-protsessualnyy-kodeks/upk-prisyazhnye-zasedateli.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.