Улов вбр что это

Вводная по управлеию ВБР

Улов вбр что это

Лекция 1. Основыуправления водными биоресурсами

Российскоезаконодательство и практика управленияВБР

  1. Основные понятия управления ВБР

1.1Расшифровкапонятия ВБР:

Определение понятияВБР дано в ФЗ О рыболовстве и сохраненииВБР.

ВБР – рыбы, водныебеспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли и другие водные животные ирастения, находящиеся в состоянииестественной свободы.

Здесь слова всостоянии естественной свободы, являютсяключевыми.

Формой существования любоговида животных и растений являетсяспособность образовывать популяции,которые могут (должны) существовать бесконечно долго и только в состоянииестественной свободы.

Объекты рыбоводстваи зарыбления не находятся в состоянииестественной свободы и следовательно,не являются водными биоресурсами.

Однако здесьсуществует проблема нечёткого разделениярыб на ВБР и не относящихся к ВБР.

Пример:

пелядь в реках –ВБР;

пелядь в заморномозере, обитающая в результате зарыбления– не относится к ВБР;

растительноядныерыбы в крупных водохранилищах – не ВБР.

Необходимо чёткоеразделение рыб на ВБР и не относящихсяк таковым. ФЗ № 166 регулирует отношениясвязанные с использованием ВБР и вменьшей степени его нормы распространяютсяна объекты рыбоводства. Использованиеобъектов рыбоводства, не ВБР – ЗаконОб аквакультуре.

ВБР разделяютсяна :

-виды рыб: морские,пресноводные, анадромные, катадромные.

-промысловыебеспозвоночные: раки, моллюски, хирономидыи пр.

-морские млекопитающие:тюлени, моржи, киты;

-растения – морскаякапуста и другие водоросли.

Перечень ВБР,которые являются объектами рыболовства,утверждается Правительством Р.Ф.

1.2.Цели управленияВБР:

– природоохранные:(сохранение видового разнообразия ВБР),обоснование запретов, ведение Краснойкниги. В идеале управление ВБР должнообеспечить бесконечно долгое существованиевидов ВБР, как объектов рыболовства;

-экономические –получение максимального хозяйственногоэффекта от использования ВБР. Устойчиваяэксплуатация запасов ВБР, обеспечениязанятости населения;

-социальные – ВБРкак основа жизнедеятельности населения,особенно КМНС;

1.3. Предмет управления– рыбохозяйственная, экологическаясистема, включающая в себя, как минимумтри составляющие:

-экосистема (водныйобъект) в котором обитают ВБР;

-биоценоз (составихтиофауны) и его продукционныехарактеристики;

-промысел ВБР(система запас-промысел).

1.4 Механизмуправления ВБР:

-изучение ВБР вконкретных экологических условияхобитания, определение экологическогоблагополучия популяций ВБР, определениекритических моментов и лимитирующихфакторов;

-оценка влиянияпромысла и других факторов на ВБР;

-разработка теоретических основ сохранения ирационального использования ВБР;

-разработка правили условий рационального промысла ВБР.Определение долговременной стратегиирационального рыболовства. ОпределениеОДУ и возможного вылова, а такжемероприятий по сохранению ВБР и ихискусственному воспроизводству.

– экологическаяэкспертиза, как один из важных механизмовуправления ВБР;

1.5. Контроль зауправлением ВБР

-на федеральномуровне;

-на уровне субъектафедерации.

1.6. Роль общественныхорганизаций в управлении ВБР. Общественныеслушания.

1.7. Оценка результатовуправления ВБР.

Оценка фактическихрезультатов промысла (уловы рыбы итекущее состояние запаса) и сравнениеих с ожидаемым результатом). Цельдостигнута – управление осуществляетсяправильно. Если цель не достигнута –проблемы управления.

Пример восстановлениезапасов осетра в Обь –Иртышском бассейне.Метод восстановления – искусственноевоспроизводство. Ожидаемый результат– рост численности популяции. Фактическийрезультат свидетельствует об обратнойситуации.

Вывод – реализуется неправильнаястратегия управления. Запрета промыслаи искусственного воспроизводстванедостаточно для восстановления запасовосетра. Необходимы другие меры – усилениеохраны молоди и взрослых рыб.

Иначе цельне будет достигнута.

  1. Принцип системного подхода в управлении ВБР.

Понятиерыбохозяйственная система и еёсоставляющие.

Предметом управленияВБР является сложная рыбохозяйственнаясистема или структура, Она включает всебя два разных элемента:

– биологическийресурс – один или несколько объектовпромысла.

– воздействующийпромысел (рыбаки, суда, орудия лова,уловы).

Эти два элементаструктуры взаимосвязаны между собой инаходятся под взаимным воздействием:

промысел влияетна запасы ВБР, но и величина и структуразапаса воздействует на промысел. Особенносложно при многовидовом промысле.

Улов – как функция величины запаса, так и организациипромысла.

Таким образом, всовременном понимании важнейшимэлементом управления ВБРявляетсясистема «запас—промысел», а методом —систем­ныйанализ.Системный анализ представляет собойспецифический метод исследований,рассматривающий любой предмет изучениякак систему и все взаимосвязи междусоставляющими элементами этой системы.

В связи с тем, чтов дальнейшем основные понятия системногоана­лиза будут использоваться приизложении материала, дадим их краткуюхарактеристику.

Система— это совокупность элементов, находящихсяв определен­ных отношениях и связяхдруг с другом, которая образует некоторуюце­лостность или единство. Системаобладает тремя атрибутами — составом,структурой и функцией.

Состав системы— совокупность элементов, ее составляющих,на­пример, можно говорить о видовомсоставе ихтиофауны, размерном со­ставеуловов или добывающего комплекса. Составможет иметь качест­венное (в видеперечисления элементов) либо количественное(в виде представления величины каждогоэлемента) выражения.

Структурасистемы— это характер связей между элементамисис­темы, которые обеспечивают еесуществование как целостного объекта.

Структура может быть представлена либокак потоки вещества или энер­гии междуэлементами, логическими связями междуними, либо описы­вать характерорганизации системы в виде соотношенияколичественных характеристик различныхэлементов.

Например, в промысловойихтиоло­гии типичными являютсявидовая, размерная структура уловов,представ­ленные процентным соотношениемчисленностей или биомасс различныхвидов или размерных групп.

Функция это закон,по которому изменяются во времени состави структура системы. Примерами функциисистемы может быть зависи­мость междувеличиной промыслового усилия и уловомлибо изменение возрастной структурыпопуляции в зависимости от селективностипро­мысла.

Зависимостьорганизация промысла уловы.Соотношение биологического и экономическогоперелова. Для разных видов ВБР. действиеего различно. Для ценных объектомпромысла – не действует , для менееценных действует – экономическийперелов предшествует биологическому.

Таким образом, приуправлении ВБР применяются методы системного анализа, Задача состоит вопределении состава, структуры и функцииизучаемой системы.

Состав и структурауправления рыбохозяйственной системой

В управлениирыбохозяйственной системой участвуютразличные —специалисты, которых можноразделить на две категории:

-учёные, которыедают подробную характеристику системы(экологи, ихтиологи, экономисты). Системанаучного обеспечения рыбохозяйственнойдеятельности.

– управленцы,которые на основании данных и рекомендаций науки принимают то или иное решению поуправлению запасами ВБР и управлениюпромыслом. Чиновники-управленцы, закомыес основными положениями промысловойихтиологии и экономического анализа.Они должны иметь чёткие представленияо последствиях тех или иных уравленческихрешений.

3. Структурауправления ВБР

– специализированныерыбохозяйственные НИИ- в их задачувходит оценка состояния запасов рыб врыбохозяйственном баасейне. Разработкапредложений по долговременной стратегиирыболовства. Предложения по объёмамизятия для каждого конкретного года иразработка предложений по оптимальномурегулированию рыболовства. Предложения науки носят рекомендательный характер.

-органы государственногоуправления ВБР на федеральном уровнеи уровне субъекта федерации. Исходя изпредложений науки, принимают те илииные управленческие решения (приказыпо ОДУ, ограничения и запреты промысла).

4.Отдельные видыуправленческих решений

4.1 Законодательнаябаза, определяющаяя общие принципыуправления и регулирование обшественных отношений, возникающих при использованииВБР. Законы регулируют общественныеотношения, возникающие при промыслеВБР, а не сам промысел. Сюда входят:

Федеральныезаконы, Постановления правительства.Обязательны для исполнения всемиконтролирующими органами и пользователямиВБР.

4.2 Правила рыболовствапо отдельным рыбохозяйственным бассейнам;Приказы Росрыболовства общего характера,определяющие порядок выдачи разрешительныхдокументов и осуществление рыболовства.

4.3 Конкретныеуправленческие решения:

-приказ по ОДУ;

-приказ по возможномувылову;

-приказ по видам квот;

распределениеквот вылова между конкретнымипользователями;

– текуший контрольза промыслом и величиной улова. Принятиерешений о прекращении или продолжениипромысла.

– закрепление запользователя РПУ.

4.4. Международноерегулирование использования ВБР.

Осуществляетсяпутём принятия двухсторонних илимногосторонних соглашений по использованиюВБР, обитающих в открытых морях, гдересурс используют несколько государств.Примеры_ осетровые в Каспийском море,треска в Баренцевом море. Создаютсямеждународные комиссии по использованиюзапасов и регулированию промыслаотдельных объектов рыболовства. Решения– обязательны для всех пользователей.

5. Оценка запасови управление ВБР

5.1. Что такое оценказапасов? Оценка запасов и механизмуправления;

5.2. Роли оценкизапаса в управлении промыслом;

5.3. Проблемысовременного управления ВБР и ошибки.

6. Цели и рискиуправления. Баланс множества интересов.

Источник: https://studfile.net/preview/5611478/

к 256 статье Уголовного кодекса о незаконном вылове рыбы

Улов вбр что это

За браконьерство на воде в России предусмотрена уголовная ответственность по ст. 256 УК РФ. Согласно данной норме незаконная добыча, или вылов, водных биологических ресурсов – это рыбная ловля и добыча иных водных организмов, в т. ч. ценных животных, совершённая с нарушением установленных правил.

Даже рыболовство с обычной электроудочкой подпадает под ст. 256 УК РФ. В соответствии со ст. 151 УПК РФ дознание по данным фактам может осуществляться органами пограничной службы ФСБ, если деяние было ими выявлено.

В иных случаях дознание либо административное расследование проводится органами внутренних дел.

Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7 (495) 662-44-36Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40

Браконьерство – угроза природе

Ежегодные потери российской экономики от браконьерства на водоёмах в 2004 году оценивались, по официальному заявлению МВД, в 1 млрд дол.

Обеднение видового состава биоценоза ставит под угрозу и тех животных, на которых охота не ведётся, поскольку нарушается экологическое равновесие и разрываются пищевые цепочки.

Варварское добывание икры уменьшает количество молодой рыбки и снижает численность популяции.

В мелких водоёмах вроде лиманов браконьеры способны вылавливать тонны живого веса без выхода в море.

Добывание рыбы и морских животных разрешается в рамках квот по платным лицензиям. Квоты на вылов будут регулироваться на основе данных о выловленных в предыдущий год объёмах.

Рыбный промысел, который обеспечивает законопослушных рыбаков трудовыми доходами, страдает от обеднения естественной среды после того, как браконьеры поймали большой объём биоресурсов, при этом не заплатив за лицензию. Данная уголовная норма призвана защищать окружающую среду от ущерба, а экономику – от бюджетных потерь.

Закон перечисляет в качестве преступных орудий такие предметы:

  • моторные лодки и катера;
  • взрывчатку;
  • химические приманки;
  • электрические удочки;
  • иные способы массового лова.

Право дознавателей ФСБ проводить предварительное расследование по данным преступлениям связано с тем, что ловля с судов в территориальных водах России иностранными рыбаками, не имеющими лицензий, осуществляется зачастую с нарушением пограничного законодательства и требует для поимки нарушителей усилий погранслужбы.

Как доказывается и наказывается преступление?

Субъективная сторона преступления заключается в том, что браконьер осознаёт отсутствие права ловить рыбу или другую водную фауну (крабов, трепангов) сверх разрешённого объёма или вне разрешённого района.

Если инспекция обнаруживает людей на водоёме или на его берегу в период, когда там запрещён лов, и при этом имеются признаки того, что люди прибыли для лова, это даёт основания для проверки целей их нахождения на воде либо у воды.

Для фиксации факта изъятия добытых ресурсов может применяться запись на видео, также видео- и фотосъёмка закрепляют характерные признаки техники: номер автомобиля, катера, иного транспортного средства.

Криминалистические экспертизы по делам о вылове биоресурсов включают в себя определение типа и характеристику орудий лова. В экспертном заключении должно быть описано орудие, из чего станет ясно его устройство, материал, способ производства (промышленный или кустарный) и пригодность к использованию.

Сети и электроудочки самодельной конструкции доказывают преступный умысел особенно наглядно, поскольку в магазинах запрещённые орудия лова не продаются.

Орудием преступления и уликой зачастую выступают рыболовные сети и их разновидности: вентери, «экраны» и т. п.

Ещё один способ незаконного добывания рыбы – это использование рыболовных веществ, в состав которых входят стимуляторы аппетита у обитателей воды.

Санкции по 256 УК РФ достигают миллиона рублей штрафа и пяти лет лишения свободы. Применение штрафных санкций обычно включает в себя и конфискацию добытой водной живности и зверя.

В целях определения ущерба применяются таксы – расценки за единицу добычи, которые утверждаются правительством. Для судебного преследования количество голов в улове подсчитывается и умножается на таксу для каждого вида. Получившаяся сумма взыскивается с осуждённого в бюджет.

Охота на морских млекопитающих преследуется также по 256 УК в отличие от браконьерства на суше

В качестве наказания за данное деяние Уголовный кодекс предусматривает:

  1. Штраф.
  2. Исправительные работы.
  3. Лишение свободы.

Дополнительное наказание в виде лишения права заниматься охотой в 256 УК прописано только в ч. 3, но может быть назначено судом (обычно назначается) и по первым двум частям.

Если группа браконьеров получает приговор по ч. 3, то новый деликт до погашения судимости будет рассматриваться как рецидив.

Также ч. 3 подлежит применению, если незаконный лов вело должностное лицо с использованием своего положения либо ущерб превысил сумму в 250 тыс. р. Такой ущерб возникает, например, при добыче 30 осетров или 200 лососей; для других видов он определяется по вышеупомянутым расценкам.

Особенности судебной практики

Судебная практика по делам о преступлениях, наносящих ущерб водным биоресурсам России, во многом складывается из приговоров, что выносятся в особом порядке, когда доказательства не исследуются в суде, а наказание не может составить больше двух третей предусмотренного по данной статье срока.

Оправдательные приговоры по данной статье встречаются редко, но тем не менее бывают.

Так, в 2011 году в Курганской области были оправданы два рыбака, которым вменялось незаконное добывание рыбы с причинением крупного ущерба.

В суде было установлено, что рыбаки ловили сетью в том же районе, где производится добыча биоресурсов в промышленных объёмах, а следовательно, их действия общественной опасности не представляли.

Уголовный закон не выделяет частные и арендованные водоёмы из общего понятия среды, в которой обитали незаконно выловленные организмы, однако учёные-юристы, консультанты судов и судьи считают, что в случае, когда лицо занималось тайной ловлей на специальном водоёме, где рыбу разводят, то имеет место преступление, за которое предусмотрено наказание не по ст. 256, а по ст.158 УК РФ (кража), поскольку происходит не в прямом смысле незаконное добывание водных биологических ресурсов, а хищение рыбы, разводимой собственником (арендатором). Например, в 2015 году в городе Георгиевске Ставропольского края гражданин Макогонюк А. В. был осуждён по ст. 158 УК РФ за незаконный вылов рыбы из частного водоёма.

Возможно, что при очередном изменении Уголовного кодекса в нём появится разъяснение о том, когда за хищение рыбы наступает ответственность по ст. 256, а когда по 158 УК РФ. Законодательно эта тонкость пока не закреплена, но на практике применяется.

Работа профессионального рыболова неизбежно связана с тем, что при извлечении сетей в них могут оказаться редкие организмы. Состав преступления в данном случае не возникает, поскольку не было умысла, а плата за лицензию на пользование природными ресурсами уже включает в себя возможный побочный вред.

Однако если добывание велось именно в отношении видов, лов которых ограничен или запрещён, это будет видно по составу добычи, то за эти организмы будет начислена сумма к возмещению ущерба по таксе Правительства (см. выше).

Постановление правительства №724 от 2000 года классифицирует объекты противоправной добычи, разделяя их на две большие группы: обычные и редкие (занесённые в Красную книгу).

Внутри этих групп перечисляются такие водные объекты и организмы:

  • рыбы;
  • млекопитающие;
  • ракообразные;
  • рептилии;
  • моллюски;
  • водоросли;
  • икра;
  • некоторые другие группы организмов.

Однако не всегда целенаправленная незаконная добыча является преступлением. Помимо случаев, описанных выше, малозначительность вреда может быть очевидна уже при задержании нарушителей, и тогда органы, уполномоченные охранять водные ресурсы, просто оформляют административный протокол.

Административные правонарушения

Если размер ущерба оказался менее предусмотренного в УК, то нарушение правил охоты и рыбной ловли преследуется в административном порядке, а именно по ст. 8.17 и 8.37 КоАП РФ. Срок давности составляет год со дня совершения правонарушения. В качестве наказания за правонарушение также применяется конфискация орудия правонарушения.

Поскольку стоимость лодки или катера, подлежащих конфискации, может превышать сумму штрафа, эта угроза даже сильнее, чем прописанные в КоАП наказания в денежном эквиваленте.

В отличие от уголовных составов, административные допускают также привлечение организаций к ответственности.

Поэтому лица, привлекаемые к административной ответственности, делятся на три группы:
  1. Граждане.
  2. Должностные лица.
  3. Юридические лица.

Для последних предусмотрены наибольшие штрафы, но для предприятий они могут оказаться почти незаметными благодаря обороту (если это крупное предприятие). Наиболее уязвимы перед административными штрафами индивидуальные предприниматели, поскольку они платят крупные штрафы как должностные лица, но зарабатывают зачастую как обычные граждане.

Источник: https://ugolovnoe.com/pravo/kodeks/st-256-uk-rf

Постановление Пленума ВС об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов

Улов вбр что это

Обсудив результаты обобщения практики применения судами законодательства об ответственности за преступления, предусмотренные статьями 253 и 256 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ), Пленум Верховного Суда Российской Федерации отмечает, что судами в основном соблюдаются требования законодательства и учитываются разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 года N 14 “О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения”.

Вместе с тем имеются случаи неправильного применения законодательства, что приводит к судебным ошибкам. Суды неодинаково квалифицируют действия лиц, совершивших незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов с применением самоходного транспортного плавающего средства, запрещенных орудий лова, а также иных способов массового истребления водных животных и растений.

По-разному судами решаются вопросы о конфискации транспортных плавающих средств и иных орудий совершения незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов, в том числе при исследовании, поиске, разведке, разработке природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации, проводимых без соответствующего разрешения.

Нуждается в уточнении содержание некоторых понятий, используемых в нормах об уголовной ответственности за деяния в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов с учетом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

В целях дальнейшего совершенствования деятельности судов по применению экологического законодательства Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, постановляет:

1. Обратить внимание судов на то, что рыболовство и сохранение водных биологических ресурсов регулируются не только федеральным законодательством, но и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В связи с этим судам для обеспечения правильного применения законодательства при рассмотрении уголовных дел в каждом конкретном случае необходимо устанавливать и отражать в приговоре, какие правовые нормы были нарушены в результате совершения преступления.

Решая вопрос о законности или незаконности добычи (вылова) водных биологических ресурсов, судам следует учитывать законодательство Российской Федерации и положения действующих для Российской Федерации международных договоров.

Если международные договоры Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов устанавливают иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, применяются правила этих международных договоров.

2.

Разъяснить судам, что уголовная ответственность по части 2 статьи 253 УК РФ за исследование, поиск, разведку, разработку природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации наступает в случаях, когда такие деяния совершены без обращения в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти за получением разрешения (лицензии) или после подачи заявки на лицензирование, но без получения разрешения (лицензии) или при отказе в лицензировании либо после получения положительного ответа о лицензировании, но до регистрации лицензии, либо после истечения срока действия лицензии, или после выбора указанной в разрешении (лицензии) квоты.

При определении понятия “исключительная экономическая зона Российской Федерации” необходимо учитывать положения статьи 1 Федерального закона “Об исключительной экономической зоне Российской Федерации”, а при определении понятия “континентальный шельф Российской Федерации” – положения статьи 1 Федерального закона “О континентальном шельфе Российской Федерации”.

Вылов водных биологических ресурсов, совершенный в целях научно-исследовательских работ, поиска и разработки природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации без специального разрешения, полностью охватывается частью 2 статьи 253 УК РФ, если лицом не осуществлялась незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов при наличии признаков, предусмотренных в частях 1 и 3 статьи 256 УК РФ. Уголовная ответственность в таких случаях, при наличии к тому оснований, наступает по соответствующим частям статьи 256 УК РФ.

3.

Под незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов (статья 256 УК РФ) судам следует понимать действия, направленные на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства (например, без полученного в установленном законом порядке разрешения, в нарушение положений, предусмотренных таким разрешением, в запрещенных районах, в отношении отдельных видов запрещенных к добыче (вылову) водных биологических ресурсов, в запрещенное время, с использованием запрещенных орудий лова), при условии, что такие действия совершены лицом с применением самоходного транспортного плавающего средства, взрывчатых или химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления водных животных и растений, в местах нереста или на миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации либо, когда такие действия повлекли причинение крупного ущерба.

Судам в каждом случае необходимо устанавливать и отражать в приговоре, в чем конкретно выразились незаконная добыча (вылов) или способ вылова водных биологических ресурсов с указанием нормы федерального закона, других нормативных правовых актов, регулирующих осуществление рыболовства, которые были нарушены.

4.

При отнесении ущерба, причиненного незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов, к крупному (пункт “а” части 1 статьи 256 УК РФ), судам надлежит исходить из количества и стоимости добытого, поврежденного и уничтоженного, распространенности особей, их отнесения в установленном порядке к специальным категориям, а также учитывать нанесенный их добычей ущерб водным биологическим ресурсам.

К такому ущербу следует, в частности, относить: гибель большого числа неполовозрелых рыб (мальков), вылов или уничтожение рыб и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или Красную книгу субъекта Российской Федерации, уничтожение мест нереста, зимовальных ям, нагульных площадей, ухудшение качества среды обитания водных биологических ресурсов и нарушение процесса их воспроизводства. Для правильной оценки причиненного ущерба могут привлекаться соответствующие специалисты или эксперты.

5.

К самоходным транспортным плавающим средствам следует относить те из них, которые оснащены двигателями (например, суда, яхты, катера, моторные лодки), а также иные плавающие конструкции, приводимые в движение с помощью мотора (пункт “б” части 1 статьи 256 УК РФ). При этом должно быть установлено, что данное самоходное транспортное плавающее средство непосредственно использовалось как орудие добычи водных биологических ресурсов (например, для установки и (или) снятия рыболовной сети).

6.

Под иными способами массового истребления водных животных и растений понимаются действия, связанные с применением таких незаконных орудий лова, которые повлекли либо могли повлечь массовую гибель водных биологических ресурсов, отрицательно повлиять на среду их обитания: прекращение доступа кислорода в водный объект посредством уничтожения или перекрытия источников его водоснабжения, спуск воды из водных объектов, перегораживание водоема (например, реки, озера) орудиями лова более чем на две трети его ширины, применение крючковой снасти типа перемета, лов рыбы гоном, багрение, использование запруд, применение огнестрельного оружия, колющих орудий.

Решая вопрос о том, совершено ли преступление с применением способов массового истребления водных биологических ресурсов, судам надлежит не только исходить из того, какой запрещенный вид орудия лова или способ вылова был применен, но и устанавливать, может ли их применение с учетом конкретных обстоятельств дела повлечь указанные последствия. В необходимых случаях к исследованию свойств таких орудий лова или примененных способов добычи (вылова) водных биологических ресурсов надлежит привлекать соответствующих специалистов либо экспертов.

7. При квалификации действий лица, совершившего незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов с применением способов их массового истребления, суду следует руководствоваться нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок добычи водных биоресурсов и устанавливающими запреты, в том числе относящиеся к орудиям лова, способам, местам вылова и др.

Если установлено, что в ходе вылова применялись такие орудия лова, использование которых не могло повлечь массового истребления водных животных и растений при отсутствии иных способов их массового вылова, в действиях такого лица отсутствует состав преступления, предусмотренный пунктом “б” части 1 статьи 256 УК РФ.

8. Местом нереста следует признавать, например, море, реку, водоем или часть водоема, где рыба мечет икру, а под миграционным путем к нему – проходы, по которым рыба идет к месту нереста.

Если водный объект имеет небольшие размеры (например, озеро, пруд, запруда) и нерест происходит по всему водоему, он с учетом установленных фактических обстоятельств может быть признан местом нереста (пункт “в” части 1 статьи 256 УК РФ).

Квалификация незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов по признаку совершения деяния в местах нереста или на миграционных путях к ним возможна лишь при условии совершения этих действий в период нереста или миграции к местам нереста. Совершение такого деяния вне этих сроков или с помощью орудий лова, применение которых не причиняет вред нерестящимся особям, не подлежит признанию преступным по данному признаку.

9.

Для установления факта добычи водных биологических ресурсов в запрещенных районах: в местах нереста или миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях, а также в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (пункты “в” и “г” части 1 статьи 256 УК РФ), судам надлежит исследовать данные, определяющие такой район промысла с описанием ориентиров или географических координат.

10.

В тех случаях, когда действия лица, непосредственно направленные на незаконную добычу водных биологических ресурсов (например, начало установки орудий лова, непосредственная подготовка к применению для вылова рыбы и других водных биологических ресурсов взрывчатых или химических веществ, электротока), были пресечены в установленном законом порядке, содеянное им надлежит квалифицировать по части 3 статьи 30 УК РФ и соответствующей части статьи 256 УК РФ.

11. Исходя из положений пункта 1 части 3 статьи 81 УПК РФ о том, что орудия преступления, принадлежащие обвиняемому, подлежат конфискации, суду при поступлении уголовного дела о преступлении, предусмотренном статьей 256 УК РФ, необходимо выяснять, приняты ли меры по обеспечению возможной конфискации орудий преступления.

https://www.youtube.com/watch?v=2LcubZDcVDc\u0026list=PLwbSuZrQpPzSw-53AaUVjqsx2apcp91cQ

При наличии оснований, указанных в статье 230 УПК РФ, суд вправе по собственной инициативе или по ходатайству потерпевшего, гражданского истца либо их представителей, а также прокурора при подготовке дел к судебному заседанию принять меры для обеспечения возможной конфискации имущества.

В соответствии с требованием пункта 2 части 1 статьи 309 УПК РФ в резолютивной части приговора надлежит решить вопрос о вещественных доказательствах, в том числе о конфискации в порядке пункта “г” части 1 статьи 104 [1] УК РФ орудий незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому (например, эхолотов, навигаторов).

При конфискации судна (самоходного или несамоходного), суду необходимо выяснить, не является ли оно для подсудимого основным законным источником средств к существованию (например, добыча водных биологических ресурсов для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока).

12.

Если действия, связанные с незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов, совершенные лицом с применением самоходного транспортного плавающего средства либо в местах нереста или на миграционных путях к ним, или на особо охраняемых природных территориях, хотя формально и содержали признаки преступления, предусмотренного частью 2 статьи 253 или статьей 256 УК РФ, но в силу малозначительности не представляли общественной опасности, когда не использовались способы массового истребления водных животных и растений, суд вправе прекратить уголовное дело на основании части 2 статьи 14 УК РФ.

При этом основанием для признания действий подсудимого малозначительными может служить, например, незначительные количество и стоимость выловленной рыбы, отсутствие вредных последствий для окружающей среды, а также используемый способ добычи, который не являлся опасным для биологических, в том числе и рыбных, ресурсов.

13.

Судам надлежит устанавливать обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений, предусмотренных статьями 253 и 256 УК РФ, нарушения прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия о незаконной добыче водных биологических ресурсов, нарушения законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также реагировать на нарушения, допущенные при рассмотрении таких дел нижестоящими судами. В каждом таком случае в соответствии с частью 4 статьи 29 УПК РФ необходимо выносить частные постановления (определения), обращая внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушения закона, требующие принятия необходимых мер для их устранения.

В. Дорошков

Источник: https://rg.ru/2010/12/01/rybolovstvo-dok.html

Отрасль получила новые правила

Улов вбр что это

Закон предусматривает увеличение срока, на который доли квот закрепляются за пользователями, до 15 лет (сейчас 10 лет). Вводится новая система видов квот, в частности предполагается выделять квоты на инвестиционные цели.

Ждут рыбаков и изменения в регулировании прибрежного рыболовства.

По новому закону, уловы ВБР и продукция из таких уловов, произведенная на судах, должны доставляться и выгружаться в морские порты РФ и иные места выгрузки на территориях прибрежных регионов.

Таким образом, запрещается заморозка на судах, кроме того, из определения «прибрежки» исключается возможность перегрузки уловов ВБР (была предусмотрена в 2013 г.).

Меняются случаи предоставления участка для рыболовства (по новому закону – рыболовного участка), повышается до 70% порог обязательного освоения квоты и т.д. Включены в документ и изменения закона об аквакультуре.

https://www.youtube.com/watch?v=hKqxlkg00R4\u0026list=PLwbSuZrQpPzSw-53AaUVjqsx2apcp91cQ

Предусматривается принятие большого количества подзаконных актов. Премьер-министр Дмитрий Медведев ранее подчеркнул, что все эти документы должны быть подготовлены в установленные сроки.

Аналитики интернет-портала Fishnews подготовили обзор документа, где пояснили, что же предусматривает новый закон по «инвестиционным квотам», как планируется регулировать прибрежное рыболовство и под какие цели будут выделяться рыболовные участки.

«Квоты под инвестиции»

В новом законе пересматривается система квот вылова водных биоресурсов. Теперь появятся «квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленные на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства» – квоты добычи на инвестиционные цели.

Таким образом власти собираются стимулировать строительство на отечественных верфях судов рыбопромыслового флота и создание в стране предприятий по производству «рыбной и иной продукции».

Распределять квоты добычи на инвестиционные цели будет федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства в долевом соотношении по итогам отбора инвестиционных проектов. В результате будет заключаться договор о закреплении и предоставлении квоты на инвестиционные цели.

Предусматривается, что право на добычу закрепляется за лицом на период реализации инвестиционного проекта и право на добычу предоставляется на 15 лет лицу, с которым заключен соответствующий договор и которому «принадлежит на праве собственности или на основании договора финансовой аренды (договора лизинга) введенный в эксплуатацию объект инвестиций, имущественные права на который зарегистрированы в соответствии с законодательством РФ».

В договоре будет указано особое условие о соблюдении графика строительства и ввода в эксплуатацию объекта инвестиций или соблюдения графика инвестиций и ввода в эксплуатацию объекта инвестиций.

Несоблюдение одного из особых условий будет служить основанием для досрочного расторжения договора. Еще одной причиной может стать переход права на объект инвестиций к другому лицу путем отчуждения. При этом будут теряться и права на добычу, заявленные в качестве обеспечения.

Правительство установит, какой федеральный орган госвласти будет осуществлять контроль за реализацией инвестиционных проектов.

Для получения лимитов потребуется финансовое обеспечение или обеспечение правами на добычу в объеме не менее 50% «уловов водных биоресурсов, добываемых при осуществлении промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства и необходимых для обеспечения объектов инвестиций».

При этом объем прав на добычу, в отношении которых выделена квота на инвестиционные цели, в расчете на один объект инвестиций не может превышать 50% общего объема прав на вылов, необходимого для полного обеспечения такого объекта инвестиций уловами промышленного и (или) прибрежного рыболовства.

Перечень видов водных биоресурсов в определенных районах вылова, требования к объектам инвестиций и инвестиционным проектам, порядок расчета обеспечения должно будет утвердить Правительство РФ. Оно же установит порядок подачи заявлений, порядок отбора инвестиционных проектов и порядок распределения «инвестиционной квоты».

Отбор инвестиционных проектов будет осуществляться по заявкам, а если совокупное количество запрошенных лимитов превысит 100% долей квоты на инвестиционные цели, отбор будет осуществляться на конкурентной основе.

По «инвестиционной квоте» можно будет осуществлять промышленное и прибрежное рыболовство.

Новые правила «прибрежки»

Одной из самых острых тем при обсуждении будущего закона было прибрежное рыболовство. Федеральные власти предлагали разные варианты регулирования «прибрежки» – от ограничений длины судов до ограничений по видам обработки уловов на судах.

До последнего момента сохранялась интрига: оставят ли возможность заморозки? На заседании Госдумы стало ясно: морозить запретят.

В итоге в законе дается следующее определение «прибрежки» – «предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, транспортировке, хранению уловов водных биоресурсов, а также рыбной и иной продукции из водных биоресурсов, если ее производство на судах рыбопромыслового флота предусмотрено настоящим федеральным законом, и выгрузке уловов ВБР в живом, свежем или охлажденном виде в морские порты РФ, в иные места выгрузки, установленные в соответствии с настоящим федеральным законом». Однако возможность выгрузки замороженной продукции по какой-то причине осталась в новой редакции статьи 20 ФЗ о рыболовстве.

Исключается возможность перегрузки уловов водных биоресурсов (была предусмотрена в 2013 г.). Определять иные места выгрузки должны органы государственной власти прибрежных регионов на территории таких субъектов Федерации.

Сейчас в рамках «прибрежки» можно добывать объекты, для которых устанавливается ОДУ, и водные биоресурсы, вылов которых не квотируется. По новому закону прибрежное рыболовство остается только для «одуемых».

Привычного деления на прибрежные и промышленные квоты теперь не будет. Осуществление прибрежного рыболовства предусматривается для трех видов квот – квот вылова ВБР в морских водах, международных квот, предоставленных Российской Федерации, квот добычи на инвестиционные цели.

Договоры о закреплении доли квоты в морских водах, о закреплении доли международной квоты, предоставленной РФ, будут предусматривать условия осуществления промышленного рыболовства и прибрежного рыболовства. Вид рыболовства, осуществляемого в расчетном году, будет определяться по заявлению пользователя.

При определении лимитов для «прибрежки» – повышающий коэффициент 1,2.

Контроль за транспортировкой и выгрузкой уловов ВБР, добытых при осуществлении прибрежного рыболовства, а также рыбной и иной продукции, произведенной из таких уловов на судах, возлагается на федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ. Если лицо не осуществило выгрузку уловов и продукции в соответствии с требованиями закона, это будет служить основанием для принудительного прекращения права на добычу.

Договоры о закреплении долей квот со сроком действия, истекающим после 31 декабря 2018 г., подлежат переоформлению в 2018 г. Причем теперь договоры о закреплении доли квоты добычи во внутреннем водном объекте, о закреплении доли квоты вылова в морских объектах будут заключаться на 15 лет.

Для того чтобы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель могли осуществлять прибрежное рыболовство, они должны быть зарегистрированы в «соответствующем прибрежном субъекте РФ».

Порог для обязательного освоения квот

Для того чтобы лицо, осуществляющее промышленное и (или) прибрежное рыболовство, могло сохранить за собой право на вылов, оно должно выбирать за два года не менее 70% квоты. Уважительной причиной для недоосвоения может быть чрезвычайная ситуация и закрытие или запрет рыболовства. Сейчас, напомним, установлен порог для обязательного освоения в 50%.

Предусматривается обязательство по освоению в течение двух лет подряд не менее 70% квот на судах, принадлежащих лицу на праве собственности или используемых им на основании договора лизинга. Также допускается выбирать этот лимит на судах, используемых на основании договоров бербоут-чартера или тайм-чартера, если речь идет об одной группе лиц.

Вместо рыбопромыслового участка – рыболовный

В новой редакции излагается статья об участках для рыболовства. Вместо привычного термина «рыбопромысловый участок» вводится «рыболовный участок». Он предусмотрен для осуществления промышленного рыболовства во внутренних водах, за исключением внутренних морских вод РФ. Исключение – добыча анадромных видов.

В этом случае участок будет выделяться во внутренних водах и в территориальном море. Также закон предусматривает выделение участков для традиционного рыболовства КМНС и организации спортивно-любительского лова.

Перечень участков по-прежнему будет утверждаться региональными властями по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Если юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю был предоставлен РПУ для прибрежного рыболовства во внутренних водах или в территориальном море в отношении анадромных рыб до вступления закона в силу, то с таким предприятием без торгов переоформят договор на рыболовный участок для промышленного рыболовства на оставшееся время.

Договоры о предоставлении РПУ для промышленного или прибрежного рыболовства в территориальном море или во внутренних морских водах, если речь не идет об анадромных, будут действовать до окончания срока. И в это время там можно будет осуществлять промысел. Закон включает и многие другие изменения. Поправки вносятся не только в ФЗ о рыболовстве, но и в законы «О животном мире», «О континентальном шельфе РФ», «Об исключительной экономической зоне РФ», Земельный кодекс, КоАП, закон «О морских портах в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Значительный блок изменений вносится в закон об аквакультуре.

Маргарита КРЮЧКОВА

Источник: https://fishnews.ru/mag/articles/11406

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.