Укрытие преступления

Должностное укрывательство преступлений

Укрытие преступления

Макаров С., судья Иркутского областного суда, кандидат юридических наук, доцент.

Уголовная ответственность за заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений предусмотрена ст. 316 УК РФ. Если лицо участвует в преступлении, заранее обещая укрыть его, оно отвечает за пособничество. На общих основаниях ответственность за эти преступления несут как частные, так и должностные лица.

Сокрытие преступлений должностным лицом – представителем власти, в полномочия которого входит выявление, регистрация, раскрытие преступлений, возбуждение и расследование уголовного дела, не предусмотрено специальными нормами. Но может быть квалифицировано по ст. ст. 285, 286, 292 УК, а когда это сопровождается незаконным освобождением от уголовной ответственности лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, – по ст. 300 УК.

В судебной практике к ответственности за должностное укрывательство преступлений чаще привлекаются сотрудники органов внутренних дел. В основном за укрывательство преступлений общеуголовной направленности: краж, грабежей, разбоев. О сложности дел об укрывательстве говорит тот факт, что по ним чаще всего выносились оправдательные приговоры (33% из числа рассмотренных) .

По результатам обобщения судебной практики в Иркутской области за 2005 – 2006 гг.

С учетом особенностей составов злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК), превышения должностных полномочий (ст. 286) и служебного подлога (ст. 292) следует учитывать следующие объективные и субъективные признаки должностного укрывательства преступлений.

Объект преступления – правоохранительная деятельность в сфере борьбы с преступностью, а соответственно, права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства.

Должностное укрывательство преступлений дезорганизует деятельность правоохранительных органов, препятствует реализации целей, задач и принципов уголовного судопроизводства, снижает защищенность граждан, государства, общества, подрывает авторитет государства и его правоохранительной системы.

Потерпевшими по таким делам признаются юридические и физические лица, защита интересов которых – основная задача правоохранительной деятельности соответствующих органов и должностных лиц.

При должностном укрывательстве преступлений предмет преступления является обязательным либо факультативным признаком.

В качестве предмета преступления могут признаваться: 1) поступившие для рассмотрения заявления, сообщения о преступлении; 2) полученные в ходе служебной деятельности материалы доследственной проверки, оперативно-розыскной деятельности; 3) процессуальные решения по результатам проверки, расследования: постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела за отсутствием события преступления, за отсутствием в деянии состава преступления.

В составе служебного подлога (ст. 292 УК) предмет преступления – официальный документ. При всем разнообразии трактовок предмета служебного подлога в теории уголовного права , в судебной практике достаточно устойчивым остается признание в качестве такового процессуальных документов, содержащих юридически значимое решение должностного лица.

Так, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела определяет характер и содержание уголовно-правовых отношений по поводу криминального происшествия, формально “оправдывает” бездеятельность правоохранительных органов, т.е.

освобождает их от выполнения трудоемких мероприятий по раскрытию преступлений и изобличению виновных, существенно ограничивает права и законные интересы участников этих отношений.

См., напр.: Волженкин Б.В. Служебные преступления. М., 2000. С. 182; Клепицкий И.А. Документ как предмет подлога в уголовном праве // Государство и право. 1998. N 5. С. 69; Яни П.С. Предмет должностного подлога // Уголовное право. 2005. N 3. С. 142 – 144.

В то же время не являются официальным документом письменное заявление гражданина, сообщение организации, объяснения, взятые при рассмотрении материала. Искажение этих документов может быть признано способом злоупотребления должностными полномочиями или их превышения и свидетельствует о направленности умысла на укрытие преступления.

В судебной практике не признается служебным подлогом и составление статистических карточек, книги учета преступлений, журнала учета иной информации о правонарушениях, оформление которых сопровождает, но не определяет правоохранительную деятельность в борьбе с преступностью.

Наличие и достоверность заполнения указанных документов не устанавливает каких-либо юридических фактов и не влечет правовых последствий.

При должностном укрывательстве преступлений виновный может опорочить исследуемые документы и материалы, скрыть их от оценки либо внести в них недостоверные данные.

В любом случае их оформление и рассмотрение должны входить в компетенцию должностного лица, а сама информация о преступлении должна быть состоятельной: поступить в производство должностному лицу надлежащим образом и с достаточной полнотой указывать на признаки преступления.

Согласно ст.

140 УПК РФ заявление о преступлении, явка с повинной, иное сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, являются поводом для возбуждения уголовного дела, а основанием – наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Установления всей совокупности признаков состава преступления на этой стадии не требуется. Укрытие административного либо иного (не предусмотренного уголовным законом) правонарушения не влечет уголовной ответственности.

С объективной стороны должностное укрывательство преступлений представляет собой: отказ в принятии заявления и сообщения о преступлении; их рассмотрение как иного сообщения, например жалобы; незаконную пересылку материала в иные органы; ненадлежащее разрешение материала с искажением обстоятельств и оснований для последующих решений путем составления и приобщения подложных заявлений, объяснений граждан и должностных лиц, справок, документов, должностных инструкций, актов проверок и ревизий и др.; вынесение заведомо незаконного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении. В этих случаях речь идет о юридическом (уголовно-процессуальном), но не фактическом (как по ст. 316 УК) укрывательстве преступлений.

При этом следует различать должностное укрывательство преступлений как воспрепятствование надлежащему производству по конкретному факту и действия, сопровождающие это деяние или способствующие ему: составление подложной отчетности, статистических карточек, иных учетных документов, не имеющих уголовного либо уголовно-процессуального значения, что не исключает оценки таких действий как пособничества в должностном преступлении (укрывательство укрывательства преступления).

Право обжаловать незаконное решение об отказе в возбуждении уголовного дела в порядке ст. 125 УПК, а также право прокурора устранить допущенное нарушение и возбудить уголовное дело не исключает ответственности должностного лица за принятое решение.

Ответственность за должностное укрывательство преступлений по ст. ст. 285 или 286 УК наступает в случае существенного нарушения прав и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.

Предусмотренные законом общественно опасные последствия могут выражаться в причинении имущественного ущерба (реального либо упущенной выгоды), а также неимущественного вреда, включая существенное нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина, дезорганизацию работы государственных органов и организаций. В свое время высшая судебная инстанция также предлагала учитывать такие последствия, как подрыв авторитета органов власти, создание помех и сбоев в их работе, сокрытие крупных хищений, тяжких преступлений и т.п. .

Пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. N 4 “О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге”.В тех случаях, когда преступление посягает на законные права и интересы граждан, укрывательство такого преступления, наряду с причинением вреда в виде дезорганизации деятельности правоохранительного органа, также нарушает гарантированные ст. ст. 2, 17, 45, 46, 52 Конституции РФ права граждан на государственную, судебную защиту, доступ к правосудию, защиту от злоупотреблений властью.

В судебной практике авторитет органов государственной власти справедливо рассматривается в качестве дополнительного объекта посягательства, поскольку он хотя и важный, но не основной компонент охраняемых правоотношений. Кроме того, существенность вреда посредством подрыва авторитета правоохранительного органа не имеет четких критериев оценки.

Малозначительность деяния по объективным признакам – одно из достаточно распространенных оснований оправдательного приговора, когда несущественным, с уголовно-правовой точки зрения, суд признавал: дискредитацию, подрыв авторитета правоохранительного органа, несущественность нарушения прав граждан, когда потерпевшие не настаивали на возбуждении уголовного дела, причиненный вред полагали незначительным.

Учитывая, что по делам о незаконном обороте наркотиков, коррупции, экологических и некоторых других преступлениях граждане не часто признаются потерпевшими, вопрос о существенности вреда, причиненного фактом укрытия таких преступлений, особенно небольшой или средней тяжести, определяется по усмотрению правоприменителя.

Субъект должностного укрывательства преступлений – представитель власти, наделенный Законами “О милиции”, “Об оперативно-розыскной деятельности”, УПК РФ и иными нормативно-правовыми актами полномочиями по выявлению, регистрации, раскрытию и расследованию преступлений. Согласно ч.

1 ст. 144 УПК дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему решение.

Из указанных лиц чаще осуждались должностные лица органа дознания: участковые и оперуполномоченные, дежурные инспекторы, начальники подразделений органов внутренних дел, что, очевидно, не в полной мере отражает состояние правоохранительной деятельности в сфере борьбы с коррупцией, с незаконным оборотом наркотиков, отнесенной к компетенции иных органов.

Совершение лицом действий, не относящихся к его компетенции, например, отказ в возбуждении уголовного дела или прекращение дела неуполномоченным лицом, не влечет правовых последствий по делу, а следовательно, и ответственности за должностное укрывательство преступления.

Так, приговором суда по ч. 1 ст. 285 УК оправдан участковый уполномоченный Ф. за отсутствием в его действиях состава преступления.

Органами предварительного следствия он обвинялся в том, что при разрешении материала не принял мер к надлежащей и своевременной проверке, необоснованно отказал в возбуждении уголовного дела по факту обнаружения трупа К. при наличии признаков преступления, предусмотренного ч. 4 ст.

111 УК (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего). Это преступление подследственно прокуратуре (ст. 151 УПК), и сотрудник органа дознания не может принимать окончательного решения по делу.

С субъективной стороны должностное укрывательство преступлений характеризуется умыслом (прямым или косвенным – по ст. ст. 285 и 286 УК; прямым – по ст. 292 УК), а также – корыстной или иной личной заинтересованностью (ст. ст. 285 и 292 УК).

Добросовестное заблуждение в оценке фактических обстоятельств и применении уголовного закона при принятии правового решения не влечет уголовной ответственности по указанным статьям УК, но при наличии оснований может быть квалифицировано как халатность по ст. 293.

Ответственность наступает при условии, что компетентное должностное лицо достоверно знало о преступлении (при очевидности признаков преступления как повода и оснований для возбуждения уголовного дела), но с целью его сокрытия совершило указанные в диспозициях соответствующих статей УК действия.

Корыстная заинтересованность может выражаться в получении имущественной выгоды, удержании материальных средств, уклонении от расходов и др.

Если должностное лицо за вознаграждение прекращает проверку по заявлению о преступлении, незаконно отказывает в возбуждении уголовного дела, виновный подлежит ответственности за получение взятки за незаконные действия (по ч. 2 ст. 290) и за должностное укрывательство преступления .

Пункт 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 “О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе”.

Иная личная заинтересованность – это стремление извлечь выгоду неимущественного характера: карьеризм, желание приукрасить действительное положение дел, избавиться от трудностей по раскрытию преступления и при этом избежать ответственности за ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей.

При должностном укрывательстве преступлений виновный может не стремиться к извлечению личной выгоды, но, опасаясь испортить отношение с руководителем и иными влиятельными лицами, действовать по мотиву угодничества с расчетом на взаимное благорасположение, что также охватывается понятием иной личной заинтересованности.

Должностное укрывательство преступлений нередко носит продолжаемый характер. Тогда содеянное квалифицируется по правилам единого продолжаемого преступления, например по ч. 1 ст. 285 УК, а при наличии признаков других преступлений – и по другим статьям УК (ст. ст. 292, 290).

Приговором суда признан виновным и осужден по ч. 1 ст. 285 УК начальник криминальной милиции К. за то, что давал указания своим подчиненным о сокрытии преступлений, предусмотренных ст. ст. 159, 158, 161 УК (всего 8 преступлений), утверждал постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 8 месяцев.

Представляется, что поэпизодная квалификация продолжаемого злоупотребления должностными полномочиями, определяемого единством объективных и субъективных признаков, не всегда обоснованна, хотя в практике распространены случаи обвинения в укрывательстве преступлений по совокупности преступлений по каждому из укрытых преступлений.

Квалификация должностного укрывательства преступлений по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 285 (или ст. 286) и ст. 292 УК, оправдана при наличии к тому фактических и юридических оснований, когда служебный подлог не является основным и единственным способом злоупотребления должностными полномочиями и причинения вреда объекту уголовно-правовой охраны.

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/26239-dolzhnostnoe-ukryvatelstvo-prestuplenij

Сокрытие преступления: ответственность по статье УК РФ

Укрытие преступления

Очень часто следственные органы сталкиваются с проблемой, когда раскрыть преступление не удается по горячим следам из–за того, что происходит сокрытие преступления.

В таком случае рано или поздно преступник все равно окажется за решеткой, но у него будет предостаточно времени, чтобы совершить очередное правонарушение. Следственные органы на практике сталкиваются с огромным количеством изощренных способов, которые помогают преступнику на время избежать наказания.

Но надо всегда помнить, что в Уголовном кодексе по этому поводу существует отдельная статья, которая влечет за собой еще одно наказание.

Естественно, что судом будут рассматриваться все факты сокрытия преступления, поэтому будет учитываться, какого характера преступление было совершенно.

Если преступление носит легкий характер, например, это может быть подделка подписи на документах, то правонарушитель сможет отделаться простым штрафом, в более сложных ситуациях может грозить лишение свободы сроком до двух лет. Попробуем подробно со всем этим разобраться.

В чем состоит суть статьи?

Сокрытие уголовного преступления указывает на целый перечень мер, которые могут применяться к лицу, которое совершило правонарушение. Сокрытие преступления может быть запланированным, например, когда это обговаривалось заранее еще до совершения такого преступления.

Также сокрытие может быть незапланированным. Надо учитывать и тот факт, что на близких родственников наказание по законодательству не распространяется.

Когда употребляется такое понятие, как особо тяжкое преступление, то преступника могут лишить свободы не менее чем на десять лет.

Будет неверным считать, что сокрытие преступления имеет место только в том случае, если самому преступнику помогают скрыть предметы, с помощью которых совершалось преступление. Дача неправильных показаний в суде может также считаться сокрытием.

Также надо отметить, что укрывательство преступлений, которые носят небольшой или средней тяжести характер, могут быть признаны не противоправными, а значит, человек не будет нести ни уголовную, ни административную ответственность.

В основном особо тяжкие преступления могут наказываться, именно поэтому существует тенденция к росту преступлений на уровне бизнеса.

Кто может являться субъектом преступления

Ответственность за сокрытие преступления наступает с 16 лет. Но в законе имеется поправка, где четко говорится о том, что люди, которые являются родственниками преступнику, не несут наказание за укрывательство.

Дело в том, что это противоречит всем нормам и правам, ведь не каждый человек может выдать своего близкого и любимого человека, даже если он является преступником. Но также надо помнить, что есть такое понятие, как гражданский долг.

К родственникам, которые не могут нести ответственность за сокрытие, относятся:

  1. Родители преступника.
  2. Его родные дети и внуки.
  3. Пожилые родственники, например, бабушки и дедушки.
  4. Законные супруги. Важно, чтобы супруги была зарегистрированы в ЗАГСе, потому что сожительница будет отвечать перед законом по полной программе.

Что именно является сокрытием?

Сокрытие преступления – это особые деяния, которые направлены на то, чтобы можно было скрыть преступника, предоставить ему убежище, также помочь сделать поддельные документы, изменить его внешность. Какое наказание будет нести сторона, которая совершала эти противоправные действия – будет решать исключительно суд.

Как правило, это может быть штраф, который составляет двести тысяч рублей, либо провинившегося могут арестовать на срок до двух лет. Вид наказания определяется только тогда, когда подтверждается факт причастности к данному преступлению, а также в зависимости оттого, какое именно преступление скрывалось от следователей.

Сокрытие преступления может считаться совершенным в разных случаях по–разному.

Дело в том, что, если приходится укрывать то, что было приобретено незаконно, например, оружие, или если выявлено его хранение, то сокрытие преступления имеет факт с той самой минуты, когда об этом стало известно второму лицу.

Закон учитывает только те действия, которые были совершены, даже если они в какой–то степени не были законченными. Например, даже если преступником не была полностью достигнута цель его преступления, он все равно уже понесет наказание.

Главный умысел при сокрытии преступления: как это учитывается в суде

Судом могут учитываться такие моменты, когда укрыватель осознанно совершал преступление.

Допустим, следствие докажет, что человек отлично знал, что он скрывает убийство, которое было совершенно по неосторожности.

Если на самом деле оно было совершено предумышленно, то обвиняемый может не привлекаться к уголовной ответственности: ведь в его умыслах не было желания скрывать настоящее убийство.

Какие цели преследует укрыватель

Цель сокрытия преступления может быть разной. Естественно, первоочередной является желание скрыть от правосудия противозаконные деяния. А также следователи могут расценивать такие шаги как воспрепятствование расследованию и органам правосудия.

Часто в качестве мотивов преступники имеют свои корыстные побуждения. Например, людьми могут двигать любовные чувства, иногда мотивом может выступать запугивание преступником человека.

Конечно, мотивы не являются составом преступления, но надо отметить, что они учитываются, когда выносится наказание.

Сокрытие преступления путем интеллектуальных и физических действий

Сокрытие следов преступления может совершаться как физически, так и с помощью интеллектуальных действий.

Чаще всего примером для освещения подобного сокрытия выступает самонаговор или же дача ложных показаний в пользу обвиняемого, с целью отвести от настоящего преступника подозрения.

В таком случае правосудие может пойти по ложному следу, а сам преступник в это время может скрыться. Также в качестве интеллектуальной деятельности могут выступать и советы, как лучше скрыться, как правильно скрыть оружие или избавиться от тела убитого.

Укрывательством считается и скрытие следов преступления, например, когда был совершен наезд на пешехода и пострадал автомобиль. Чтобы следствие не смогло выйти на преступника, был произведен ремонт автомобиля вторым лицом или же был произведен поджог автомобиля.

Что не считается укрывательством преступления

Надо отметить, что укрывательством, которое наказуемо законом, считается сокрытие фактов преступления, что действительно затрудняет следствие.

Но нельзя считать укрывательством незначительную помощь преступнику, которая не преследовала никаких целей ввести следствие в заблуждение. Например, человек может знать о совершенном преступлении, но при этом не доносить об этой в соответствующие органы.

Но в некоторых случаях все же может применяться к таким лицам особая статься Уголовного Кодекса о недонесении.

Сложности у следствия, которые могут быть вызваны укрывательством преступника

Рассматривая подробно это понятие – сокрытие преступления (статья УК РФ № 316), – следует обратить внимание на то, что в статье имеется множество нюансов. Важно помнить про разграничения видов укрывательства. К примеру, разыскиваемый предмет пытаются скрыть, потому что он добыт преступным путем.

Решение следствия в отношении укрывателя будет зависеть от того, как именно был приобретен этот предмет. В данном случае этот факт можно рассматривать как прямой умысел, потому что укрыватель осознает характер данного преступления, а с другой стороны – преступление может быть нераскрытым.

В любом случае в суде будут учитываться цели, которые преследовал укрыватель.

Какие меры рекомендуется принять, чтобы уменьшить факт сокрытия преступлений

Надо отметить, что с каждым годом число укрывателей преступлений растет. Не смотря на это, растет и показатель раскрываемости преступлений, немало случаев, когда и преступления были раскрыты, и укрыватели понесли наказание. Правда, утешительного в этом мало.

Многие эксперты считают, что должны быть применены жесткие меры, когда происходит даже малейшее сокрытие преступления, УК РФ в этот направлении недоработан. Предстоит серьезная работа в этом плане.

На сегодняшний день чаще начали встречаться случаи, когда происходит сокрытие преступления, в котором известны все лица, его совершавшие. Мотив в данном случае всего один – получить свою выгоду.

Чтобы избежать в дальнейшем такого развития событий в обществе, необходимо дифференцировать ответственность даже за укрывательство, которое было заранее не обещанным.

Учитывая всю тяжесть преступления, которая может быть совершена , суд должен выносить наказания с рассмотрением всех мельчайших подробностей и учетом того вреда, который был нанесен обществу.

Особенно жестко следует относиться к судебным органам, которые также могут активно принимать участие в укрывательстве, преследуя, таким образом, свои корыстные цели.

Как видим, что в статье о сокрытии преступления имеются свои недоработки, которые в дальнейшем обязательно необходимо убрать.

Для того чтобы конфликт можно было разрешить с помощью точных действий, необходимы точные критерии привлечения к ответственности лиц, которые имеют хоть малейшее отношение к преступлению.

Укрывательства преступлений могут трактоваться совершенно по–разному, что дает возможность суду не всегда вынести объективную оценку деяниям. Результат таких действий может быть разным.

Иногда за решеткой оказываются совсем не виновные люди, а настоящие преступники продолжают нарушать закон, находясь на свободе. А ведь всего этого можно легко избежать, внеся небольшие поправки в закон. Наказание за сокрытие преступления обязательно должно касаться должностных лиц и органов власти.

Источник: https://FB.ru/article/324730/sokryitie-prestupleniya-otvetstvennost-po-state-uk-rf

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.