Уклонение от уплаты таможенных платежей коап

Какая ответственность предусмотрена за уклонение от уплаты таможенных платежей

Уклонение от уплаты таможенных платежей коап

Стоит ли говорить о том, что жизнь в современном обществе и в нынешних реалиях государственной структуры сложна и неординарна.

 Каждый гражданин Российской Федерации, достигая определённого возраста, получает целый ряд обязанностей по отношению к государству. В число этих обязанностей, в том числе, входят обязательства по соблюдению таможенного законодательства.

Именно о соблюдении действующих норм законодательства, в том числе обязанностей по уплате платежей и пошлин, и пойдёт речь в настоящей статье.

За уклонение от уплаты таможенных платежей предусмотрена уголовная ответственность.

Общие понятия

Итак, как наверняка многим известно, любая форма ввоза или вывозы какого-либо товара из территориальных пределов Российской Федерации подлежит обязательной оплате.

Соответственно, лицо, каким-либо образом совершившее перемещение какого-либо предмета через границу без уплаты положенных пошлин, автоматически становится правонарушителем, а в определённых ситуациях и преступником.

В России существует ФЗ за номером № 311, который был утверждён 27.11.2010 г. и устанавливает все имеющиеся нюансы таможенного регулирования в нашей стране.

Например, в соответствии со статьёй 114 вышеназванного ФЗ, плательщиком рассматриваемых пошлин/налогов является декларант, то есть лицо, непосредственно участвующее в возникающих взаимоотношениях между компанией отправителем и таможенными органами, путём документального сопровождения товара, в том числе осуществления соответствующего декларирования.

Статья и степень ответственности

В рамках рассматриваемой статьи следует выделить два вида деяний:

  • нарушение установленных сроков оплаты пошлин/налогов;
  • уклонение от уплаты положенных платежей.

Первое деяние квалифицируется с применением положений статьи 16.22 КоАП РФ, второе – с учётом положений статьи 194 УК РФ, на которых и следует остановиться поподробнее.

Административная ответственность

Текст упомянутой статьи 16.22 КоАП РФ выглядит следующим образом:

Нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей;
  • на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до трёхсот тысяч рублей.

До 2018 года сроки устанавливались в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного Союза, но с 01 января 2018 года, с момента вступления в силу договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года, ТК ТС РФ был заменён на ТК ЕАЭС РФ.

 Необходимо понимать, что приводимые нормы и в целом рассматриваемая сфера невероятно сложны, так как предполагают работу с огромным количеством различной документации. Сроки, упоминание о которых указано в ст. 16.22 КоАП РФ не наличествуют определёнными «твёрдыми» временными интервалами (10 дней, 30 дней и т. п.

), а зависят от вида осуществляемых действий.

Например, принимая во внимание положения статьи 216 ТК ЕАЭС РФ, а именно части 1, за помещение товаров иностранного происхождения под процедуру свободного склада, полагается внести пошлину с момента его фактической регистрации до момента его фактического вывоза с территории склада. И подобным образом определяются сроки для всех видов таможенной процедуры, что не позволяет привести в рамках настоящей статьи временной список по обязательствам уплаты пошлин или налогов.

Уголовная ответственность

Положения статьи 194 Уголовного кодекса РФ более обширны и содержат целый ряд квалифицирующих признаков, а именно:

  1. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершённое в крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до трёх лет, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Уклонение от уплаты должно носить умышленный характер и может проявляться в совершении каких-либо действий или в полном бездействии. Крупным размером, являющимся обязательным признаком рассматриваемого преступления, в соответствии с примечанием законодателя к 194 УК РФ, признаётся сумма в диапазоне от 2 млн. до 6 млн. рублей.

  1. То же деяние, совершённое:
    • группой лиц по предварительному сговору;
    • в особо крупном размере, –

наказывается штрафом в размере от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от двух до трёх лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.

Особо крупный размер, на основе всё того же примечания законодателя, составляет сумму в 6 млн. рублей и более.

Санкционная составляющая, в силу группового совершения злодеяния и колоссальных денежных средств, фигурируемых в составе деяния, более значительная, нежели в части 1.

 Минимально возможное наказание – это штраф в размере 300000 рублей, а максимальное – это лишение свободы сроком до 5-ти лет, с возможным лишением прав заниматься определённой деятельностью или занимать определённые должности.

  1. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершённые:
    • должностным лицом с использованием своего служебного положения;
    • с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, –

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.

Как уже было сказано выше, обязанность по уплате рассматриваемых налогов и пошлин возлагается на лиц, указанных в ФЗ № 311, в том числе на ранее анонсированных декларантов.

Особое внимание следует уделить пункту «б», так как для соответствующей квалификации необходимо, чтобы потерпевшая сторона (т. е. сотрудник пограничного или таможенного контроля) пострадала в результате своих правомерных действий, при выполнении возложенных на него законных обязанностей.

Если же действия сотрудника априори были незаконными, и ответом на это была агрессия, в том числе с применением насилия, то такая ситуация не подлежит квалификации по пункту «б» части 3 статьи 194 УК РФ.
  1. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершённые организованной группой, наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Заключительная часть под номером 4 включает квалифицирующий признак в виде совершения преступления организованной группой, в народе более известное определение — ОПГ.

При этом важно отметить, что если сам сотрудник таможенного или пограничного контроля принимает участие в реализации преступного умысла, но к нему не применима роль соисполнителя, то окончательная квалификация может определяться по совокупности содеянного:

  • соучастие в рассматриваемом деянии;
  • злоупотребление своими должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) и/или превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ).

Заключение

В заключение следует сказать, что всё вышеописанное – это лишь малая часть в пояснении особенностей злодеяния, связанного с таможенным законодательством.

Источник: https://ugolovnyiexpert.ru/ekonomika/otvetstvennost-za-uklonenie-ot-uplaty-tamozhennyh-platezhej.html

Уклонение от уплаты таможенных платежей — состав преступления, способы и ответственность

Уклонение от уплаты таможенных платежей коап

При перемещении товаров через границу необходимо делать денежные отчисления в бюджет Российской Федерации.

Если этого не сделать, то такой поступок может быть расценен в качестве уклонения от уплаты таможенных платежей, за что предусмотрены штрафные санкции, а в некоторых случаях — уголовное преследование.

Уголовное преследование возможно, когда размер платежей составляет более 1.000 МРОТ, в остальных случаях предусмотрено административное наказание.

Таможенный кодекс РФ обязывает всех людей (как частных лиц, так и организации) при перемещении через границу товаров делать следующие отчисления в бюджет:

  • Основная таможенная пошлина на товары.
  • Многочисленные косвенные таможенные пошлины и сборы — за оформление, за хранение, за принятие предварительного решения и так далее.
  • НДС.
  • Акцизы.
  • Сборы, которые нужны для выдачи лицензии на товар.
  • Сборы, которые нужны для выдачи аттестата специалиста.

Размер пошлин регулируется законом «О таможенном тарифе».

При пересечении границы следует подавать таможенную декларацию обо всех товарах, которые будут ввозиться, а все выплаты следует осуществлять:

  • при подаче таможенной декларации,
  • перед подачей декларации.

В некоторых случаях плательщику может предоставляться отсрочка на срок до 2 месяцев.

 

Основные способы уклонения:

  • Занижение реальной стоимости товаров, чтобы снизить налогооблагаемую базу, как следствие — снизить общий размер таможенных пошлин.
  • Укрытие перемещаемого груза — человек может не указать в декларации некоторые товары и не уплатить за него таможенные пошлины.
  • Предоставление недостоверной информации с целью занижения налоговой базы или освобождения от уплаты тех или иных пошлин (например, алкогольные напитки могут быть указаны в декларации в качестве безалкогольных напитков — а значит, платить алкогольный акциз на них не придётся).

Фактически все противоправные действия, подпадающие под уклонение от уплаты таможенных платежей, связаны с прямым обманом — человек предоставляет работникам таможни поддельные документы с целью занижения налогооблагаемой базы либо для полного освобождения от уплаты налогов. Также человек может не обманывать таможенников напрямую, а просто не раскрывать всю правду (например, он может попытаться провезти через границу товар, которого нет в декларации).

Ответственность за нарушения уплаты и за неуплату

За неуплату таможенных платежей предусмотрена административная и уголовная ответственность. В большинстве случаев административная ответственность наступает, если размер ущерба составляет менее 1.

000 МРОТ (напомним, что 1 МРОТ во второй половине 2017 года составляет 7.800 рублей), а сама административная ответственность регулируется статьей 16.22 КОаП.

Фактически эта статья говорит не столько об уклонении, сколько о нарушении порядка оплаты или просрочке уплаты таможенных платежей.

Если всё-таки действия подпадают под эту статью, то придётся заплатить штраф в зависимости от юридического статуса:

  • Вы частное лицо — штраф составит 500 — 2.500 рублей.
  • Вы должностное лицо — штраф составит 5.000 — 10.000 рублей.
  • Вы юридическое лицо — штраф составит 30.000 — 50.000 рублей.

За неуплату платежей предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Если же размер ущерба превышает 1.000 МРОТ (то есть это преступление относится к категории крупных и особо крупных), то такое правонарушение может подпасть под статью 194 УК РФ. Основные признаки статьи 194 УК РФ следующие:

  • Объективная сторона преступления — это действие или бездействие человека, которое может проявляться по-разному. Это может быть укрытие товара, занижение его реальной рыночной стоимости (указание неправильных цифр в декларации, подделка документов и так далее), предоставление неверной информации, чтобы занизить налогооблагаемую базу либо полностью освободиться от уплаты налогов.
  • Субъективная сторона — это умысел. Иначе говоря, человек прекрасно понимает, что его поступки нарушат законодательство, повлияв на размер таможенных платежей, но он все равно желает уклониться. На момент совершения преступления человеку должно быть более 16 лет.
  • Достигнутый результат не имеет значения. Преступление считается оконченным в момент совершения действия или бездействия, что приводит к уклонению от уплаты платежей.

Для того, чтобы правильно рассчитать платежи начинающему бизнесмену надо знать порядок исчисления таможенных платежей. Опытные участники ВЭД настоятельно советуют производить расчёты самостоятельно.
Что такое генеральное обеспечение уплаты таможенных платежей подробнее здесь. Это удобный инструмент для предпринимателей, заключивших долгосрочный контракт на поставки товаров.

Наказание здесь следующее:

  • Если размер ущерба находится в пределах 1.000 — 3.000 МРОТ (то есть, преступление относится к категории крупных), то основное наказание — это штраф, который составляет 100.000 — 500.000 рублей или лишение заработной платы или любого другого дохода за предыдущие 2-3 года в пользу государства. Также могут применяться следующие наказания: принудительные работы (до 2 лет), лишение свободы (до 2 лет) и некоторые другие наказания.
  • Если размер ущерба составляет более 3.000 МРОТ (преступление относится к категории особо крупных) либо преступление совершено по предварительному сговору, то в таком случае предусмотрен штраф в размере 300.000 — 500.000 рублей или лишение заработной платы, или любого другого дохода, за предыдущие 1-3 года в пользу государства. Также могут применяться следующие наказания: принудительные работы (до 5 лет), лишение свободы (до 5 лет) и некоторые другие наказания.
  • Если размер ущерба составляет более 1.000 МРОТ (преступление относится к категории крупных и особо крупных), преступление совершено по предварительному сговору, а преступниками являются должностные лица. Или преступление сопровождается насилием по отношению к работникам таможни, то в таком случае человека лишают свободы (от 5 до 10 лет), а также ему следует выплатить штраф, который не должен превышать 1.000.000 рублей. Могут применяться и другие наказания.
  • Если размер ущерба равен или составляет более 1.000 МРОТ (преступление относится к категории крупных и особо крупных), преступление совершено по предварительному сговору, а преступниками являются должностные лица. Либо преступление сопровождается насилием по отношению к работникам таможни, а само преступление совершено организованной группой, то в таком случае человека лишают свободы (от 7 до 12 лет), а также ему следует выплатить штраф, который не должен превышать 1.000.000 рублей. Могут применяться и другие наказания.

В заключение

Если вы перевозите через границу какие-либо товары, то следует уплатить таможенные пошлины. Если же вы попытаетесь обойти закон (например, не сообщите всю информацию о товаре, подделаете документы и так далее), то вы будете нести административную или уголовную ответственность.

Если размер ущерба составляет менее 1.000 МРОТ, то наказание будет административным и составит не более 50.000 рублей (а в большинстве случаев вы можете отделаться штрафом в размере 500 — 2.500 рублей, если вы являетесь частным лицом). Если же размер ущерба превысит 1.000 МРОТ, то вы будете нести уголовную ответственность (статья 194 УК РФ).

Дополнительная информация об ответственности за уклонение от уплаты платежей в этом видео:

По статье 194 УК РФ предусмотрены следующие наказания — крупные штрафы, общественные работы, лишение свободы и некоторые другие наказания.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Таможенные платежи.

Источник: https://ved.center/platezhi/uklonenie-ot-uplaty

Прекращение уголовного преследования в связи с возмещением ущерба по делам о неуплате таможенных платежей

Уклонение от уплаты таможенных платежей коап

Фигуранты уголовных дел об уклонении от уплаты таможенных платежей (ч. 1 и 2 ст.

194 УК), впервые совершившие преступление, могут быть освобождены от уголовной ответственности в связи с назначением судебного штрафа или по специальной экономической норме уголовного закона в связи с возмещением ущерба.

 Как на практике реализуется механизм прекращения уголовных дел по данным основаниям и на что ориентироваться подозреваемым и обвиняемым?

В соответствии с ч. 2 ст. 76.1 УК лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ч. 1 или 2 ст. 194 УК, освобождается от уголовной ответственности, если возместило ущерб, причиненный государству, и перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере двукратной суммы причиненного ущерба.

Статья 76.2 УК предусматривает, что лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести (ч. 1 и 2 ст. 194 УК относятся к категории преступлений небольшой и средней тяжести соответственно), может быть освобождено судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.

Как мы видим, при возмещении ущерба государству в виде уплаты таможенных платежей у лица, впервые совершившее преступление, предусмотренное ч. 1 или 2 ст. 194 УК, возникает возможность освобождения от уголовной ответственности по обоим основаниям. 

При согласии такого лица с подозрением (обвинением), квалификацией содеянного, размером причиненного ущерба (суммой неуплаченных таможенных платежей) и желании его возместить, какую из предусмотренных норм уголовного закона об освобождении от уголовной ответственности предпочесть стороне защиты?

Возмещение ущерба государству

Законодателем установлена уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном (ч. 1 ст. 194 УК) и особо крупном (п. «г» ч. 2 ст. 194 УК) размерах, что в настоящее время составляет свыше двух миллионов и свыше шести миллионов рублей соответственно.

Статьей 46 ТК ЕАЭС к таможенным платежам отнесены таможенные пошлины (ввозная и вывозная), налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные сборы (платежи за оказание таможенных услуг). По правилам ст. 52 ТК ЕАЭС таможенные пошлины, налоги, исчисляются их плательщиком либо таможенным органом. 

При выявлении незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза, неверном исчислении таможенных пошлин, налогов, и ряде других случаев таможенные пошлины, налоги исчисляются таможенным органом.

На основании ч. 2 ст. 76.1 УК освобождение от уголовной ответственности возможно при возмещении ущерба, причиненному государству, и перечислению в федеральный бюджет денежного возмещения в размере двукратной суммы причиненного ущерба.

Возмещением ущерба, причиненного государству, будет являться уплата рассчитанных таможенным органом таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица. 

Таким образом, освобождение от уголовной ответственности по данному основанию предполагает трехкратное возмещение суммы подлежащих уплаты таможенных платежей (сама сумма таможенных платежей и дополнительное двукратное ее возмещение), что зачастую является обременительным и даже в самом минимальном случае превышает шесть миллионов рублей (для наступления уголовной ответственности уклонение от уплаты таможенных платежей должно составлять более двух миллионов рублей).

При уклонении от уплаты таможенных платежей в более значительных размерах такое возмещение может составлять десятки и сотни миллионов рублей.

В то же время статья 76.2 УК предусматривает освобождение судом от уголовной ответственности лица, впервые совершившего преступление, с назначением судебного штрафа в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.

Указанная норма не предусматривает иных условий для освобождения от уголовной ответственности помимо возмещения ущерба.

В данном случае не требуется денежная компенсация сверх суммы подлежащих уплате таможенных платежей, за исключением самого штрафа, назначаемого судом, который представляет собой денежное взыскание, назначаемое судом при освобождении лица от уголовной ответственности (ч. 1 ст. 104.4 УК).

Размер судебного штрафа установлен ч. 1 ст. 104.5 УК и не может превышать половину максимального размера штрафа, предусмотренного соответствующей статьей особенной части УК, то есть 250 тысяч рублей по ч. 1 и ч. 2 ст. 194 УК (максимальное наказание в виде штрафа по данным нормам составляет 500 тысяч рублей), что незначительно в сравнении с общей суммой неуплаченных таможенных платежей. 

Таким образом, сумма денежного возмещения государству для прекращения уголовного преследования с назначением судебного штрафа (ст. 76.2 УК), даже с учетом самого штрафа, в разы ниже общей суммы, подлежащей уплате для соблюдения требований о прекращении преследования по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности (ч. 2 ст. 76.1 УК).

Каков порядок прекращения?

Основными процессуальными отличиями принятия решений об освобождении от уголовной ответственности по данным основаниям являются процессуальная стадия и субъекты принятия решения.

Так, при наличии оснований, предусмотренных статьями 24 и 27 УПК, и в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 76.1 УК, суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора прекращает уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 или 2 ст. 194 УК.

Таким образом, прекращение уголовного преследования осуществляется на любой стадии уголовного судопроизводства (досудебной и судебной) лицом, в производстве которого находится уголовное дело (для дознавателя требуется согласие прокурора, для следователя – руководителя следственного органа), по правилам ст. 24, 27 УПК.

Прекращение уголовного дела или уголовного преследования с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в соответствии с ч. 1 ст. 25.

1 УПК возможно лишь судом по собственной инициативе или по результатам рассмотрения ходатайства, поданного следователем с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора, то есть после окончания расследования.

Принятие такого решения допускается в любой момент производства по уголовному делу до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора, а в суде апелляционной инстанции – до удаления суда апелляционной инстанции в совещательную комнату для вынесения решения по делу (ч. 2 ст. 25.1 УПК). Процедуре производства о назначении меры уголовно-правового характера при освобождении от уголовной ответственности посвящена глава 51.1 УПК.

Таким образом, прекращение уголовного дела (преследования) в связи с назначением судебного штрафа решается лишь судом после окончания предварительного расследования в любой форме, а прекращение уголовного преследования по делам экономической направленности возможно судом, а также лицом, производящим предварительное расследование (с согласия руководителя следственного органа или прокурора).

Лицу, освобождаемому от уголовной ответственности, важна юридическая сила и стабильность принятого решения, которым прекращается его уголовное преследование, что максимально достигается лишь в судебном акте.

Так, постановление дознавателя с согласием прокурора может быть отменено вышестоящим прокурором, постановление следователя с согласием руководителя следственного органа – вышестоящим руководителем следственного органа и прокурором, а производство расследования может быть возобновлено по любым, даже надуманным, основаниям.

Вступившее же в законную силу решение суда о прекращении уголовного дела в связи с назначением судебного штрафа больше соответствует принципу правовой стабильности. Представить ситуацию, при которой такое решение будет отменено вышестоящими судами, крайне затруднительно, так как оно принимается, как правило, при согласии всех участников судопроизводства.

Ответ очевиден: судебный штраф

Таким образом, с позиции стороны защиты при согласии лица с подозрением (обвинением) и желании его возместить ущерб самым разумным является добиваться освобождения уголовной ответственности с назначением судебного штрафа. 

Вместе с тем, таможенные органы зачастую в своих интересах ориентируют подозреваемых на освобождение от уголовной ответственности при возмещении ущерба, причиненного государству, и перечислению в федеральный бюджет денежного возмещения в размере двукратной суммы причиненного ущерба (ч. 2 ст. 76.1 УК), так как в данном случае увеличиваются показатели работы таможенного органа по взысканию таможенных платежей и обращению денежных средств в доход государства.

Стороне защиты важно не идти на поводу таможенных органов и добиваться законного, стабильного и максимально выгодного решения об освобождении от уголовной ответственности.

При освобождении от уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 или 2 ст. 194 УК, и назначении судебного штрафа также достигаются задачи уголовного судопроизводства по возмещению причиненного ущерба и оказанию материального воздействия на лицо, совершившее преступление.

Таким образом, институт судебного штрафа создает для защиты дополнительную возможность на случай, если реализация более выгодных оснований для прекращения дела (например, давность) невозможна, и заметно выигрывает в сравнении с освобождением от уголовной ответственности по специальной экономической норме.Необходимо также помнить, что при конкуренции оснований прекращения, такое основание вправе выбрать сам обвиняемый (подозреваемый).

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/5/6/prekraschenie_ugolovnogo_presledovaniya_v_svyazi_s_vozmescheniem_uscherba_po_delam_o_neuplate_tamozh

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.