Учреждения уголовно исполнительной системы это

Уголовно-исполнительное право: конспект лекций

Учреждения уголовно исполнительной системы это

Исполнение уголовных наказаний признается исключительной функцией государства, для осуществления которой, как правило, создаются специализированные учреждения и органы. При этом основополагающим является положение, зафиксированное в ст.

43 УК РФ, – наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.

Структура учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, в России всегда была тесно увязана с действующей системой уголовных наказаний, закрепленной в уголовном законодательстве.

Введенный в действие с 1 января 1997 г. УК РФ изменил систему наказаний. В настоящее время в соответствии со ст.

44 к лицам, совершившим преступления, могут применяться: а) штраф; б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; г) обязательные работы; д) исправительные работы; е) ограничение по военной службе; з) ограничение свободы; и) арест; к) содержание в дисциплинарной воинской части; л) лишение свободы на определенный срок; м) пожизненное лишение свободы; н) смертная казнь.

Установив новую систему наказаний, УК РФ предопределил тем самым виды учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания (табл. 2). В ст. 16 УИК РФ нашли закрепление не только все виды уголовных наказаний, предусмотренных ст. 44 УК РФ, но и определены органы и учреждения, их исполняющие.

Таблица 2.

Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания.

Исполнение наказания в виде штрафа согласно ч. 1 ст. 16 УИК РФ и ст. 103 Федерального закона от 2 октября 2007 г.

№ 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» возлагается на судебных приставов-исполнителей Федеральной службы судебных приставов.

На суды, вынесшие приговор, возложено исполнение уголовного наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

В настоящее время большинство уголовных наказаний исполняют учреждения УИС, которая с 1 сентября 1998 г. функционирует в составе Минюста России.

В нее входят: уголовно-исполнительные инспекции, исполняющие такие виды наказаний, как исправительные и обязательные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также осуществляющие контроль за условно осужденными; исправительные центры реализуют ограничение свободы; арестные дома исполняют наказание в виде ареста; исправительные учреждения исполняют уголовные наказания в виде лишения свободы на определенный срок и пожизненного лишения свободы.

Лишение свободы на определенный срок осуществляют колонии-поселения, исправительные колонии общего, строгого, особого режима, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, лечебно-профилактические учреждения, специальные исправительные учреждения для содержания бывших работников судов и иных правоохранительных органов, следственные изоляторы в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию этих учреждений, и осужденных на срок не свыше 6 месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия. Исправительные колонии особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, исполняют пожизненное лишение свободы.

Наказание в виде смертной казни исполняется учреждениями УИС. До введения моратория на смертную казнь этот вид наказания исполнялся в строго установленных следственных изоляторах и тюрьмах.

Кроме перечисленных видов уголовных наказаний исправительные учреждения, исправительные центры и арестные дома осуществляют применение принудительных мер медицинского характера к определенным законодательством категориям осужденных.

Учреждениями и органами, исполняющими уголовные наказания в отношении военнослужащих, являются: дисциплинарные воинские части (содержание в дисциплинарной воинской части); гауптвахты для осужденных военнослужащих или соответствующие отделения гарнизонных гауптвахт (арест); командование воинских частей (ограничение по военной службе).

Перечисленные учреждения представляют собой, как правило, специальные государственные структуры, для которых исполнение уголовных наказаний является основной функцией. Уголовно-исполнительное законодательство четко регламентирует их деятельность и полномочия при исполнении отдельных видов уголовных наказаний. Кроме того, ч.

2 и 3 ст. 16 УИК РФ предусматривают существование иных учреждений и органов, непосредственно реализующих требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

К ним относятся администрации организаций, в которых работают осужденные, и органы, правомочные в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующими видами деятельности (ч.

2), а также должностные лица, ранее присвоившие осужденным звание, классный чин или наградившие государственной наградой, либо соответствующие органы РФ.

На сегодняшний день три вида уголовных наказаний (ограничение свободы, арест, смертная казнь) не исполняются. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 8 января 1997 г.

№ 2-ФЗ «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» положения УИК РФ о наказаниях в виде ограничения свободы и ареста вводятся в действие федеральным законом или федеральными законами по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но при этом о наказании в виде ограничения свободы – не позднее 2005 г., о наказании в виде ареста – не позднее 2006 г. Однако социально-экономическая обстановка в стране не позволила ввести эти уголовные наказания в указанные сроки. В настоящее время в Государственную Думу внесены законопроекты об исключении из действующего законодательства положений об аресте как виде уголовного наказания, а также об изменении содержания и порядка исполнения ограничения свободы.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г.

№ 3-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года „О порядке введения в действие Закона РФ „О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР „О судоустройстве РСФСР“, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях““ в связи с запросом Московского городского суда и жалобами ряда граждан» устанавливается, что впредь до создания судов присяжных во всех регионах России смертная казнь не может не только исполняться, но и назначаться судами. Согласно ст. 8 Федерального закона от 18 декабря 2001 г. № 177-ФЗ (в ред. от 27.12.2006) «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» суды присяжных с 1 января 2004 г. функционируют во всех субъектах России, за исключением Чеченской Республики, где они вводятся с 1 января 2010 г.

Источник: https://ur-consul.ru/Bibli/Ugolovno-ispolnityeljjnoye-pravo-konspyekt-lyektsiyi.23.html

И ее персонал

Учреждения уголовно исполнительной системы это

Понятие и структура уголовно-исполнительной системы России

Российская система учреждений и органов, исполняю­щих уголовные наказания, с начала XX в. традиционно осно­вывалась на строгой централизации.

Первоначально, со времени законодательного закрепле­ния термина «исправительно-трудовая система» в ст. 5 ИТК РСФСР 1924 г.

, под ним понималась единая система испра­вительно-трудовых учреждений, в свою очередь, получив­шая название по наименованию соответствующей отрасли законодательства.

С развитием уголовного и исправительно-трудового за­конодательства, с появлением новых видов учреждений, призванных исполнять уголовные наказания, не только свя­занные с исправительно-трудовым воздействием, возникла необходимость уточнения данного понятия.

В связи с недо­статочно четким выявлением правовой природы этих нака­заний и органов, их исполняющих, сомнениями в возможно­сти отнесения их к исправительно-трудовым учреждениям в литературе для обозначения всех указанных учреждений стали употребляться такие термины, как «исправительная система» и «система исполнения наказаний».

Впервые в нормативный оборот термин «уголовно-ис­полнительная система» был введен Законом об учреждени­ях, исполняющих уголовные наказания. В действующей редакции ст.

5 этого Закона говорится, что уголовно-испол­нительная система включает в себя: учреждения, исполняю­щие наказания; территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области ис­полнения наказаний (федеральный орган уголовно-исполни­тельной системы).

Кроме того, в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства РФ могут входить след­ственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

Перечень организаций и уч­реждений, входящих в уголовно-исполнительную систему, в настоящее время утвержден постановлением Правитель­ства Российской Федерации от 02.02. 2000 № 89 «Об утвер­ждении перечня видов предприятий, учреждений и органи­заций, входящих в уголовно-исполнительную систему».

Виды учреждений, исполняющих наказания, определя­ются УИК РФ (ст. 16, 74). Учреждения, исполняющие на­казания, являются юридическими лицами. Решения об их создании и ликвидации принимаются Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ.

Учреждения, исполняющие наказания, обязаны: 1) обес­печивать исполнение уголовно-исполнительного законода­тельства РФ; 2) создавать условия для обеспечения право­порядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; 3) обеспечивать привлечение осужденных к труду, а также осуществлять их общее и профессиональное образование и профессиональное обучение; 4) обеспечивать охрану здоровья осужденных; 5) осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и соци­альной сферы; 6) в пределах своей компетенции оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыск­ную деятельность; 7) обеспечивать режим содержания подо­зреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а так­же соблюдение их прав и исполнение ими своих обязаннос­тей в соответствии с Законом о содержании под стражей.

Территориальные органыуголовно-исполнительной сис­темы (Главные управления (Управления) Федеральной службы исполнения наказаний по субъекту РФ) создаются федеральным органом уголовно-исполнительной системы на территориях субъектов РФ.

Они осуществляют руковод­ство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными подразделениями уголов­но-исполнительной системы по конвоированию.

Террито­риальные органы являются юридическими лицами и владе­ют, распоряжаются и пользуются закрепленным за ними имуществом.

В интересах развития социальной сферы УИС, а также привлечения осужденных к труду территориальные органы уголовно-исполнительной системы имеют право со­здавать предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, а также в управлении ими.

Федеральный органуголовно-исполнительной систе­мы – Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России), которая является федеральным органом исполни­тельной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполне­ния уголовных наказаний в отношении осужденных, функ­ции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужден­ных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания на­казания.

Положение о ФСИН России и предельная численность работников ее центрального аппарата утверждены Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федераль­ной службы исполнения наказаний».

Основными задачами ФСИН России являются: 1) ис­полнение в соответствии с законодательством РФ уголов­ных наказаний, содержание под стражей лиц, подозревае­мых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых; 2) контроль за поведением условно осужден­ных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания; 3) обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; 4) обеспечение правопорядка и законности в уч­реждениях, исполняющих уголовные наказания в виде ли­шения свободы, и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содер­жащихся под стражей, а также работников уголовно-испол­нительной системы, должностных лиц и граждан, находя­щихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов; 5) охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Феде­рации и лиц без гражданства на территорию РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их эк­страдиции; 6) создание осужденным и лицам, содержащим­ся под стражей, условий содержания, соответствующих нор­мам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов; 7) организация дея­тельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации; 8) управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учрежде­ниями.

Персоналличный состав учреждения, предприятия или часть этого состава, представляющая собой группу по профессиональным или иным признакам. Отечественный законодатель в ч. 3 ст.

24 Закона об учреждениях, исполня­ющих уголовные наказания, причислил к персоналу уголов­но-исполнительной системы работников, состоящих в шта­тах учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятель­ности, предприятий учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов.

Правовой статус сотрудников, порядок и условия про­хождения ими службы в настоящее время регламентируют­ся Законом об учреждениях, исполняющих уголовные наказания и иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответ­ствии с действующим законодательством сотрудники уч­реждений осуществляют государственно-управленческие функции по обеспечению общественной безопасности, за­конности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнения уголовных наказаний.

При этом они выполняют свои обязанности и пользуются права­ми в пределах своей компетенции, определяемой замещаемой должностью.

Тем самым сотрудники являются федеральны­ми государственными служащими, осуществляющими про­фессиональную деятельность по реализации такой специ­фической правоохранительной функции государства, как исполнение уголовных наказаний.

Кроме того, являясь представителями власти, сотрудники наделены широкими властными полномочиями по борьбе с преступностью, пре­сечению противоправных действий, применению принуди­тельных мер как в отношении осужденных, так и других граждан (ст. 26 названного Закона). Например, ст. 19.3 КоАП РФ устанавливает ответственность граждан за непо­виновение законному распоряжению сотрудника органов уголовно-исполнительной системы.

Таким образом, персонал учреждений, исполняющих на­казания, составляют как сотрудники, имеющие специ­альные звания и состоящие на государственной службе, так и лица, замещающие государственные должности феде­ральной гражданской службы.

Исходя из общемировой практики, переход к комплектованию персонала исправи­тельных учреждений из числа государственных гражданс­ких служащих является наиболее перспективным, так как это отвечает требованиям дальнейшей гуманизации и де­мократизации исполнения уголовных наказаний.

Вместе с тем резкий отказ от «людей в форме» в исправительных уч­режденияхв силу исторических традиций и сложившегося менталитета сотрудников и осужденных может оказать нега­тивное влияние на деятельность этих учреждений и привес­ти к нежелательным последствиям.

Источник: https://studopedia.su/6_48771_i-ee-personal.html

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН): структура, функции, история

Учреждения уголовно исполнительной системы это

  1. Общая информация
  2. Структура ведомства
  3. Основные задачи ведомства
  4. Форма, звания и награды
  5. История пенитенциарный службы в России
  6. За что критикуют ФСИН

Россия входит в число мировых лидеров по количеству заключенных и граждан, находящихся под стражей

«От тюрьмы и от сумы не зарекайся», – так учит народная мудрость. И если с «сумой» все обстроит сложно и неоднозначно, то попасть в места лишения свободы в нашей стране можно запросто.

По состоянию на начало марта 2020 года общее число заключенных в России составило 518 тыс. человек, из которых более 400 тыс. сидит в исправительных колониях, еще 97 тыс. – в следственных изоляторах.

Всем этим огромным «хозяйством» заведует ФСИН – Федеральная служба исполнения наказаний.

Чтобы лучше понять, что такое ФСИН и оценить его масштабы, нужно привести несколько цифр.

В структуру данной организации входит 707 колоний, 212 СИЗО, 8 тюрем и 23 колонии, где содержаться несовершеннолетние.

В 2019 году Россия занимала четвертое место в мире по общему количеству заключенных. Также в подчинении ведомства находятся десятки государственных предприятий с многомиллиардными оборотами.

Общая информация

ФСИН РФ – орган центральной исполнительной власти, который осуществляет проведение государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний. Данное ведомство находится в прямом подчинении Минюста РФ. Оно было создано в 2004 году, 12 марта сотрудники ФСИН отмечают свой профессиональный праздник.

Эмблема Федеральной службы исполнения наказаний

В 2018 году общее число сотрудников ФСИН России превышает 295 тыс. человек. Нынешним начальником ведомства является Александр Калашников, получивший эту должность в октябре 2019 года. Центральный офис организации находится в Москве, по адресу: ул. Житная, д. 14. Официальный сайт ФСИН – fsin.su.

Эмблема ФСИН представляет собой золотого державного двуглавого орла с фигурным щитом крапового цвета на груди. На нем изображен так называемый столб закона. В лапах орел держит меч и ликторский пучок. Флаг службы – синее полотнище, в крыже которого размещен российский государственный флаг, а в нижнем углу – эмблема ФСИН.

Структура ведомства

В структуру службы входит Центральный аппарат, территориальные управления и специальная инспекция. Во главе ведомства находится директор, которого назначает на должность и отправляет в отставку президент страны. В подчинении директора ФСИН находится шесть заместителей, которые также назначаются главой державы.

В состав Центрального аппарата входит 18 управлений (ГУФСИН и УФСИН РФ), каждое из которых занимается своим направлением работы. Например, есть управление по следственным изоляторам, тылового обеспечения и организации производственной деятельности.

Кроме того, в составе службы есть несколько учебных заведений, три подведомственных санатория, НИИ, базы снабжения и редакция, которая занимается выпуском нескольких печатных изданий. Самым известным из них является журнал «Преступление и наказание».

У ФСИН есть собственный спецназ, главной задача которого является пресечение беспорядков в колониях и тюрьмах

Территориальным управлениям (УФСИН) подчиняются учебные центры, отделы охраны, подразделения технического и инженерного обеспечения, строительства, медицинские части.

В состав всех местных управлений входят подразделения спецназа. Например, отряд ГУФСИН России по Ростовской области называется «Мангуст», а отряд УФСИН России по Владимирской области – «Мономах». Их задачи – задержание особо преступников, пресечение беспорядков в колониях и тюрьмах, освобождение заложников, борьба с террористами.

Основные задачи ведомства

На службу возложено выполнение следующих функций:

  1. граждан, осужденных за уголовные преступления, в местах лишения свободы;
  2. в заключении лиц, которые подозреваются в совершении преступлений или находятся под судом;
  3. Контроль над поведением граждан, осуждённых к наказаниям, которые не сопровождаются изоляцией от общества;
  4. Обеспечение интересов, свобод и прав граждан, которые находятся под стражей или в заключении;
  5. Обеспечение надлежащего порядка в колониях, тюрьмах и СИЗО, а также на других объектах, входящих в систему ФСИН;
  6. Охрана и конвоирование российских граждан, находящихся под стражей, и осужденных, а также иностранцев при их экстрадиции;
  7. Обеспечение осужденным, обвиняемым и подсудимым надлежащих условий содержания, соответствующим положениям российских законов и нормам международного права;
  8. Работа по адаптации осужденных после их выхода на волю;
  9. Управление подчиненными учреждениями и подразделениями.

Для выполнения вышеперечисленных задач ФСИН располагает серьезными ресурсами и полномочиями. В 2019 на финансирование ведомства в государственном бюджете было заложено 281,5 млрд рублей. Сотрудники службы имеют в своем распоряжении огнестрельное оружие и специальные средства, могут заниматься оперативно-розыскной деятельностью.

Форма, звания и награды

Сотрудникам службы присваивают специальные звания, которые в целом совпадают со званиями, принятыми в вооруженных силах. К каждому из них добавляется специальная приставка: «внутренней службы». Например, «капитан внутренней службы».

У уголовно-исполнительной службы есть собственные ведомственные награды. К ним относятся: «За доблесть в службе», «За отличия в службе», «Ветеран уголовно-исполнительной системы России».

История пенитенциарный службы в России

Первые своды уголовного законодательства появились на русских землях практически сразу после образования на них государственности.

«Русская правда», которая действовала здесь на в период с X по XV столетие, содержала целый перечень наказаний со совершения тех или иных преступлений.

Главным образом это были денежные штрафы или телесные экзекуции, но за многие проступки предполагалась смертная казнь. Лишения воли тогда еще не было, так как тюрем в современном понимании этого слова не существовало.

Лишение свободы начали использовать в Московском государстве примерно в начале XVI века. В это же время система наказаний начала приобретать более суровый вид – денежные штрафы заменяют суровыми экзекуциями и жестокими казнями.

Любопытно, что в тюрьму и на каторгу отправляли до особого распоряжения. Понятно, что подобные формулировки способствовали развитию судебного произвола.

В XVII веке получил распространение новый вид наказания – ссылка в отдаленные местности государства, монастыри, остроги, дальние поселения.

Российские заключенные зачастую содержатся в очень тяжелых условиях

Навести порядок в нормах уголовного права попытался первый российский император Петр I – в 1715 году появился так называемый Артикул воинский. В этом документе перечень наказаний был расширен, а их жесткость возросла еще больше. Появилась и быстро получила широкое распространение ссылка на галеры. Она могла быть временной или бессрочной.

Несколько смягчить строгость российской карательной системы попыталась Екатерина II. Во время ее правления государство впервые обратило внимание обитателей тюрем и озаботилось условиями их содержания.

Императрица внесла проект по переустройству мест лишения свободы, в котором предписывалось отдельно держать осужденных и обвиняемых, мужчин и женщин, содержать в камерах не боле двух-трех человек.

Данный документ значительно опередил свое время и, к сожалению, так и не был реализован.

В 1802 году в Российской империи появилось Министерство внутренних дел, на которое были возложены функции управление тюрьмами и другими пенитенциарными заведениями.

В 1819 году в столице было создано общество, которое занималось содействием исправлению заключенных и улучшением условий их содержания.

Так впервые в России появилась идея о том, что тюрьма – это не только способ наказания преступников, но и место их возможного исправления.

В 1831 году Кабинет министров принял Инструкцию, регламентирующую режим, размещение и труд заключенных, а через год появился Свод, который уточнял и дополнял положения данной инструкции.

Вторая половина XIX века ознаменовалась значительным смягчением жестокости наказаний. Сначала были отменены экзекуции для женщин, затем они попали под запрет в российской армии. В 1879 году появилось Главное тюремное управление, которому передали функции по надзору над всеми пенитенциарными заведениями.

В состав этого ведомства входила особая инспекция, занимавшаяся проверкой состояния тюрем и других мест лишения свободы – уникальное учреждение для своего времени. Помимо этого, был создан специальный Совет, занимавшийся тюрьмами – в его в состав вошли высшие руководители различных государственных ведомств.

В 1895 году ГТУ вошло в состав Министерства юстиции и находилось в нем вплоть до 1922 года.

На рубеже столетий в России появились первые исправительные учреждения для несовершеннолетних, что было очень прогрессивно для этого времени.

В структуру ФСИН входит более семисот колоний

Большевики сразу после прихода к власти взяли курс на ужесточение системы наказаний – перевоспитание заключенных интересовало их в последнюю очередь.

Уже в 1918 году в стране появились концлагеря, часть из них предназначалась для особо опасных противников новой власти – режим содержания в них был особенно жесток. В 1920 году был открыт знаменитый лагерь на Соловках.

В 1922 году все лагеря перешли в подчинение недавно созданного органа – НКВД.

В 1924 году был принят новый Кодекс для пенитенциарных учреждений СССР. Большое внимание в нем было уделено перевоспитанию и исправлению заключенных. В 1930 году увидело свет распоряжение об исправительно-трудовых лагерях (ИТЛ) – этот момент можно назвать рождением знаменитого ГУЛАГа.

В 1935 году для борьбы с беспризорными появились специальные приемники-распределители. В 1939 году было отменено досрочное освобождение и издана новая инструкция по содержанию арестантов в ИТЛ.

В 1948 году для арестантов, отбывающих срок по политическим статьям, были образованы особые лагеря с более строгим режим содержания.

«Гайки закручивались» вплоть до самой смерти Сталина, после чего началась постепенная оттепель. Лагеря и тюрьмы перешли в состав Минюста, началась широкая амнистия.

В 1960 году все объекты пенитенциарной системы перешли в состав нового ведомства – Главного управления исполнения наказаний. После распада СССР его российская составляющая стала ГУИН МВД РФ. В 1998 году ведомство вошло в состав Министерства юстиции. В 1999 и 2000 годах было проведено две массовые амнистии, в ходе которых свободу получили более 200 тыс. осужденных.

В 2004 году ГУИН в ходе административной реформы преобразовали в ФСИН. В 2010 году была принята концепция развития пенитенциарной системы до 2020 года.

За что критикуют ФСИН

Российская пенитенциарная система – одно из самых критикуемых ведомств в стране.

Сотрудников ФСИН, как и МВД, чаще всего обвиняют в избиениях подследственных и осужденных, а также в применениях к ним пыток.

Правозащитники называют современную российскую УИС наследницей сталинского ГУЛАГа, заявляя о систематических нарушениях прав заключенных и регулярно требуют провести кардинальную реорганизацию ФСИН.

Судя по рассказам бывших «сидельцев» и видеоматериалам, периодически попадающим в Сеть, жестокое обращение с арестантами – это, действительно, распространенная практика в российской пенитенциарной системе. Так, например, в 2018 году в электронных СМИ появилось видео о массовом избиении заключенного в ярославской колонии. После громкого скандала ее руководство было отстранено от должности.

Несовершеннолетние граждане содержатся в отдельных колониях

Еще одной проблемой ФСИН являются неудовлетворительные условия, в которых содержатся заключенные. В 2015 году на одного осужденного выделялось примерно 400 тыс. рублей в год. Проблема в том, что значительная часть этой суммы не доходит до своего адресата, и решать вопросы содержания заключенного приходится его родственникам.

Главным поводом для критики отечественной пенитенциарной системы является высокий уровень коррупции. Коррупционные схемы используются не только при проведении госзакупок, но и в деятельности многочисленных предприятий, находящихся в структуре ФСИН. Работа УИС традиционно является закрытой сферой, что очень удобно для сокрытия казнокрадства и воровства.

Источник: https://news.myseldon.com/ru/news/index/230939809

Читать

Учреждения уголовно исполнительной системы это
sh: 1: –format=html: not found

Екатерина Николаевна Каковкина

Шпаргалка по уголовно-исполнительному праву

1. ПОНЯТИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Политика – это надстроечная категория, содержание которой обусловлено экономическим базисом. Место, которое занимает политика, определяет ее отношение к остальным элементам надстройки, в частности к праву.

Право – это средство выражения и закрепления политики. Политика и право диалектически связаны, поэтому право тоже оказывает влияние на политику, которое выражается посредством реализации норм, закрепляющих принципы политики.

Политика влияет на создание и развитие правовой системы, различных отраслей законодательства, правовых форм.

Политика определяет принципы, стратегию, основные направления и способы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество.

Политика России направлена на построение правового государства и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Важное место в социальной политике занимает политика в сфере борьбы с преступностью. Правоохранительная политика государства определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы контроля государства за преступностью.

Она направлена на защиту прав и законных интересов граждан от преступных посягательств.

Статья 2 Конституции Российской Федерации регламентирует, что права человека являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – это обязанность государства.

политики государства в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность государства, его органов власти и управления по профилактике преступлений и иных правонарушений, предупреждению их совершения, своевременному пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступление, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей.

Уголовная политика определяет меры уголовно-правового воздействия на преступность. Политика государства осуществляет свои функции в области исполнения наказания, имеет более узкое содержание по сравнению с уголовной политикой. Уголовно-исполнительная политика определяет:

– цели;

– принципы;

– стратегию;

– направление деятельности государства;

– основные формы и методы исполнения наказания. Уголовно-исполнительная политика также оказывает влияние на уголовную политику и политику государства по профилактике и предупреждению преступлений.

Уголовно-исполнительная политика России базируется на выработанных международным сообществом соответствующих положениях, международных актах об обращении с осужденными.

Проблемы исполнения наказания и исправления осужденных рассматриваются уголовным, уголовно-исполнительным правом, исправительной педагогикой, исправительной психологией.

Основной формой реализации уголовно-исполнительной политики является уголовно-исполнительное законодательство. Уголовно-исполнительная политика в настоящее время закреплена в Уголовно-исполнительном кодексе, в иных законах и подзаконных актах, связанных с исполнением и отбыванием наказания.

Таким образом, уголовно-исполнительная политика не является особой политикой, оторванной от общей политической линии Российского государства, представляет собой часть единой политики государства, непосредственно вытекая из уголовной политики.

2. ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Принципы уголовно-исполнительной политики – это вытекающие из требования политики государства общие руководящие начала, пронизывающие все содержание деятельности соответствующих органов при исполнении уголовных наказаний.

Принципы уголовно-исполнительной политики закреплены в нормах права.

Существует три группы принципов:

– общеправовые.

– межотраслевые.

– отраслевые.

общеправовые принципы

1. Принцип законности. Основой целью данного принципа является неуклонное соблюдение и точное исполнение законов и подзаконных актов всеми органами, учреждениями и должностными лицами, исполняющими наказание. Факты беззакония в местах лишения свободы имеют повышенную общественную опасность, поскольку способствуют росту рецидивной преступности.

2. Принцип гуманизма. Прежде всего он выражается в том, что общество не отказывается от преступника как от своего члена, а стремится исправить его.

Гуманизм проявляется в справедливом отношении к осужденным, уважении их чести и достоинства. Исполнение наказаний не имеет целью причинение физических страданий или унижение достоинства человека.

Межотраслевые принципы

Принцип дифференциации исполнения наказаний. Принцип дифференциации отражает необходимость распределения всей массы осужденных на однородные категории по видам исправительных учреждений.

Существуют специальные колонии для иностранцев и лиц без гражданства, по полу (мужские и женские), по возрасту, т. е. колонии для несовершеннолетних.

По тяжести совершенного преступления – колонии строгого режима.

По совершенному рецидиву преступления – колонии особого режима. Существуют колонии для работников правоохранительных органов. Дифференциация обусловливает установление законом для каждой категории осужденных своего комплекса ограничений.

Принцип индивидуализации

Принцип индивидуализации выражается в требовании жесткого индивидуального подхода к каждому осужденному, т. е. в выборе нужных именно данному осужденному мер влияния.

Индивидуализация наказания на стадии его исполнения означает: во-первых, изменение объема кары в зависимости от поведения осужденного, во-вторых, изменение содержания исправительного воздействия.

Другими словами, индивидуализация наказания на стадии его исполнения выливается в индивидуализацию карательно-воспитательного воздействия в целом.

отраслевые принципы

Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления и стимулирования их законного поведения гласит, что наказание должно не только карать, но и исправлять, воспитывать осужденного.

Исправление осужденных, являясь целью уголовного наказания (ч. 2 ст. 43 УК РФ), достигается посредством применения к осужденным основных средств исправления при исполнении наказания.

Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного.

Таким образом, для реализации принципов необходимо исполнение главной задачи. Основной задачей общественного воздействия, как и других средств исправления, является повышение эффективности деятельности администрации исправительных учреждений, направленной на достижение целей уголовного наказания.

3. ПОНЯТИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

Основной формой выражения и закрепления уголовно-исполнительной политики является уголовно-исполнительное право. Дать понятие уголовно-исполнительного права – значит определить его задачи, функции, предмет и метод регулирования, что, в свою очередь, требует раскрытия уголовно-исполнительного правоотношения, норм и системы уголовно-исполнительного законодательства.

Первоначально считалось, что исправительно-трудовое право представляет собой специфическую подотрасль уголовного права.

По мере развития исправительно-трудового законодательства выяснили, что уголовно-исполнительное право является комплексной отраслью права.

Соответственно постепенно появляется тенденция к выделению исправительно-трудового права в самостоятельную отрасль.

Уголовно-исполнительное право – это одна из ведущих отраслей российского права, направленная на реализацию норм материального права. Оно существенно отличается от других, в том числе и смежных, отраслей права, имея свои специфические задачи, свой предмет и свой метод регулирования.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=132419&p=8

2. Уголовно-исполнительная система (уис) рф: понятие, задачи и правовая регламентация

Учреждения уголовно исполнительной системы это

УИС– комплекс государственных учрежденийи органов, исполняющих определенныевиды наказаний, органов управления ииных структурных подразделений, решающихобщие задачи, связанные с организациейисполнения и отбывания наказания.

ВУИС входят:

  • органы управления (центральный орган УИС – Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН), территориальные органы – главные управления и управления ФСИН в субъектах РФ);

  • учреждения и органы, исполняющие наказания (ИУ, УИИ, арестные дома, исправительные центры);

  • предприятия для обеспечения деятельности УИС;

  • научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения (например, НИИ ФСИН, образовательные учреждения ФСИН, например, ФГОУ ВПО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний», и пр.).

Задачи:

  1. Исполнение наказания в виде лишения свободы, обязательных работ, исправительных работ, ареста, ограничения свободы, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

  2. Обеспечение правопорядка и законности в СИЗО, ИУ, УИИ, арестных домах, исправительных центрах, безопасности осужденных, персонала и иных лиц на их территории, привлечение осужденных к труду и применение иных средств исправления.

  3. Обеспечение охраны здоровья осужденных.

  4. Содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Правоваябаза: источникиуголовно-исполнительного права (заисключением актов, принимаемыхминистерством обороны РФ).

3. Органы управления уголовно-исполнительной системы, их полномочия

Внастоящее время центральным органомуправления уголовно-исполнительнойсистемы является ФСИН, которая согласноуказу Президента РФ от 21 марта 2005 г. №317является правопреемником Главногоуправления исполнения наказанийМинистерства юстиции РоссийскойФедерации.

Структураи полномочия ФСИН определяются Положениемо ФСИН, утвержденным указом ПрезидентаРФ от 13 октября 2004 г. №1314.

Федеральнаяслужба исполнения наказаний (ФСИНРоссии) является федеральным органомисполнительной власти, осуществляющимправоприменительные функции, функциипо контролю и надзору в сфере исполненияуголовных наказаний в отношенииосужденных, функции по содержанию лиц,подозреваемых либо обвиняемых всовершении преступлений, и подсудимых,находящихся под стражей, их охране иконвоированию, а также функции поконтролю за поведением условно осужденныхи осужденных, которым судом предоставленаотсрочка отбывания наказания.

ВозглавляетсяФСИН директором, который имеет семьзаместителей, включая одного первогозаместителя.

Внастоящее время состав ФСИН входит 18управлений, в том числе: оперативноеуправление, управление безопасности,управление следственных изоляторов итюрем, управление исполнения наказаний,не связанных с лишением свободы, правовоеуправление и др.

ФСИНРоссии осуществляет следующие полномочия:

1)обеспечивает в соответствии сзаконодательством Российской Федерации:

правопорядоки законность в учреждениях, исполняющихнаказания, и следственных изоляторах,а также безопасность лиц, находящихсяна их территориях;

безопасностьобъектов уголовно-исполнительнойсистемы, а также органов Минюста Россиив порядке, устанавливаемом Министромюстиции Российской Федерации;

точноеи безусловное исполнение приговоров,постановлений и определений судов вотношении осужденных и лиц, содержащихсяпод стражей;

установленныйпорядок исполнения наказаний и содержанияпод стражей, исполнение режимныхтребований в учреждениях, исполняющихнаказания, и следственных изоляторах,надзор за осужденными и лицами,содержащимися под стражей;

2)осуществляет:

направлениеосужденных к месту отбывания наказания,их размещение, а также перевод осужденныхи лиц, содержащихся под стражей, из однихучреждений, исполняющих наказания, иследственных изоляторов в другие впорядке, установленном законодательствомРоссийской Федерации;

полномочиясобственника в отношении федеральногоимущества, переданного учреждениям иорганам уголовно-исполнительной системы,предприятиям учреждений, исполняющихнаказания, а также иным предприятиям иучреждениям, специально созданным дляобеспечения деятельностиуголовно-исполнительной системы, всоответствии с законодательствомРоссийской Федерации;

контрольдеятельности учреждений и органовуголовно-исполнительной системы, атакже контроль за соблюдением законностии обеспечением прав осужденных и лиц,содержащихся под стражей;

охрануучреждений и органов уголовно-исполнительнойсистемы, осужденных и лиц, содержащихсяпод стражей;

3)принимает участие:

вподготовке материалов, необходимых длярассмотрения ходатайств осужденных опомиловании;

вразработке и проведении правовойэкспертизы проектов законодательныхи иных нормативных правовых актов,касающихся деятельности уголовно-исполнительнойсистемы, по поручению Минюста России;

вразработке федеральных программ развитияи укрепления уголовно-исполнительнойсистемы;

4)организует:

общееи начальное профессиональное образованиеи профессиональное обучение, а такжезаочное и дистанционное обучениеосужденных в образовательных учрежденияхсреднего и высшего профессиональногообразования;

взаимодействиетерриториальных органов ФСИН России стерриториальными органами другихфедеральных органов исполнительнойвласти, органами государственной властисубъектов Российской Федерации, органамиместного самоуправления, правоохранительнымиорганами, а также с общественными ирелигиозными объединениями;

осуществляемуюучреждениями уголовно-исполнительнойсистемы оперативно-разыскную деятельностьв соответствии с законодательствомРоссийской Федерации.

Источник: https://studfile.net/preview/6213012/page:2/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.