Участие прокурора в суде надзорной инстанции

З1. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел в суде надзорной инстанции

Участие прокурора в суде надзорной инстанции

Производство в суде надзорной инстанции осуществляется в соответствии с гл. 48.1 УПК. Статьей 412.1 предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные решения могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом ВС РФ, в том числе по представлениям Генпрокурора РФ и его заместителей.

Суд надзорной инстанции проверяет по надзорным жалобе, представлению законность приговора, определения или постановления суда. В Президиум ВС РФ обжалуются вступившие в законную силу:

1) судебные решения верховных судов республик, краевых или областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, вынесенные этими судами при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ;

2) судебные решения окружных (флотских) военных судов, вынесенные этими судами при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ;

3) судебные решения Апелляционной коллегии ВС РФ, Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ и Военной коллегии ВС РФ, вынесенные ими в апелляционном порядке;

4) определения Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ и определения Военной коллегии ВС РФ, вынесенные ими в кассационном порядке;

5) постановления Президиума ВС РФ.

Согласно ст. 412.

2 УПК надзорное представление подается непосредственно в ВС РФ. Перечисленные выше судебные решения могут быть обжалованы в порядке надзора в течение одного года со дня их вступления в законную силу.

В случае пропуска срока обжалования по уважительной причине прокурор, имеющий право подать представление, может ходатайствовать перед судом, постановившим приговор или вынесшим иное обжалуемое решение, о восстановлении пропущенного срока в порядке, предусмотренном ст. 389.5 УПК.

Пункт 27 приказа от 25.12.2012 № 465 предписывает при решении вопроса о принесении надзорного представления выяснять, пересматривались ли соответствующие судебные решения в надзорном порядке по жалобам иных участников уголовного процесса.

Надзорное представление в соответствии со ст. 412.

3 УПК должно содержать: 1) наименование суда, в который оно подаются; 2) данные о лице, подавшем представление, с указанием его процессуального положения; 3) указание на суды, рассматривавшие уголовное дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений; 4) указание на судебные решения, которые обжалуются; 5) указание на предусмотренные законом основания пересмотра судебного решения в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований; 6) просьбу лица, подавшего представление. Надзорное представление должно быть подписано Генпрокурором РФ или его заместителем. К представлению прилагаются заверенные судами, рассматривавшими уголовное дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, копии судебных решений, принятых по делу.

В силу ст. 412.4 УПК надзорное представление возвращается без рассмотрения по существу, если: 1) оно не отвечает требованиям, предусмотренным ст. 412.

3; 2) оно подано лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции; 3) пропущен срок обжалования судебного решения в порядке надзора; 4) поступила просьба о его отзыве; 5) оно подано с нарушением правил, установленных ч. 3 ст. 412.1.

Представление должно быть возвращены в течение 10 дней со дня его поступления в суд надзорной инстанции.

Согласно ст. 412.

5 УПК надзорное представление, поданное в соответствии с установленными ст. 412.1–412.3 правилами, изучается судьей ВС РФ по материалам, приложенным к представлению, либо по материалам истребованного уголовного дела.

По результатам изучения надзорного представления судья ВС РФ выносит постановление: 1) об отказе в передаче надзорного представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания пересмотра судебных решений в порядке надзора.

При этом надзорное представление, а также копии обжалуемых судебных решений остаются в суде надзорной инстанции; 2) о передаче надзорного представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Председатель ВС РФ или его заместитель вправе не согласиться с постановлением судьи ВС РФ об отказе в передаче надзорного представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ и вынести постановление об отмене указанного постановления и о передаче надзорного представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Надзорное представление рассматривается в ВС РФ в течение одного месяца со дня его поступления, если уголовное дело не было истребовано, или в течение двух месяцев со дня его поступления, если уголовное дело было истребовано, за исключением периода со дня истребования дела до дня его поступления в ВС РФ.

В соответствии со ст. 412.9 УПК основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда в порядке надзора являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовнопроцессуального законов, повлиявшие на исход дела.

Поворот к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 401.6 УПК, т.е.

когда в ходе судебного разбирательства были допущены повлиявшие на исход дела нарушения закона, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия.

Надзорное представление рассматриваются Президиумом ВС РФ в судебном заседании не позднее двух месяцев со дня вынесения постановления о передаче уголовного дела в суд надзорной инстанции. О дате, времени и месте заседания суд извещает лиц, указанных в ч. I ст. 412.

1 УПК, в том числе прокурора, принесшего представление. В судебном заседании при рассмотрении уголовного дела по надзорным жалобе, представлению участие прокурора обязательно. В силу п. 31 приказа от 25.12.

2012 №465 в заседании Президиума ВС РФ принимают участие Генпрокурор РФ или его заместители.

Прокурор вправе выступить по существу дела. Первым выступает лицо, подавшее надзорные жалобу или представление.

По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления Президиум ВС РФ принимает постановление, которое выносится и обращается к исполнению в порядке, предусмотренном ст. 389.33 УПК.

Согласно ст. 412.

11 УПК по результатам рассмотрения уголовного дела суд надзорной инстанции вправе: 1) оставить надзорное представление без удовлетворения; 2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу; 3) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело в суд первой инстанции на новое судебное рассмотрение; 4) отменить решение суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение; 5) отменить решение суда кассационной инстанции и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение; 6) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и возвратить уголовное дело прокурору при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 389.22 УПК; 7) внести изменения в приговор, определение или постановление суда; 8) оставить надзорное представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 412.4 УПК. В случаях, предусмотренных п. 2–7, суд надзорной инстанции должен указать конкретное основание отмены или изменения судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 412.9 УПК.

Постановление суда надзорной инстанции приобщается к уголовному делу вместе с надзорным представлением, постановлением судьи суда надзорной инстанции и вынесенным в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 412.5 УПК, постановлением Председателя ВС РФ или его заместителя.

Статьей 412.

12 УПК предусмотрено, что при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора Президиум ВС РФ проверяет правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов нижестоящими судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорного представления. В интересах законности Президиум ВС РФ вправе выйти за пределы доводов надзорного представления и рассмотреть уголовное дело в полном объеме, в том числе в отношении лиц, которые не обжаловали судебные решения в порядке надзора.

Президиум ВС РФ в случае отмены судебного решения не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное решение должно быть принято при новом рассмотрении дела. Постановление Президиума ВС РФ вступает в законную силу с момента его провозглашения.



Источник: https://infopedia.su/21x4814.html

Надзорное представление прокурора в суде по гражданским делам. Участие прокурора в суде надзорной инстанции

Участие прокурора в суде надзорной инстанции

Право на обращение в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица органов прокуратуры, указанные в ст. 377 Кодекса, которая в свою очередь устанавливает, что:

–   Генеральный прокурор РФ и его заместители могут обратиться в любой суд надзорной инстанции;

–   прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) – соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.

Статья 378 ГПК РФ определяет, что надзорное представление должно содержать:

–   наименование суда, в который адресуется представление;

–   наименование лица, подписывающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;

–   наименование (должность, классный чин, Ф.И.О.) прокурора, подписывающего представление;

–   наименование других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;

указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;

–   указание на решение, определение суда, которые оспариваются;

–   указание на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона;

–   просьбу лица, подающего представление.

При этом, если оспаривается вынесенное в надзорном порядке определение Судебной коллегии по гражданским делам или Военной коллегии Верховного • Суда РФ, Генеральным прокурором РФ (его заместителей) должно быть указано, в чем состоит нарушение единства судебной практики, и должны быть приведены соответствующие обоснования этого нарушения.

К надзорному представлению должны прилагаться заверенные копии судебных постановлений, принятых по делу, и копии самого представления, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.

Статья 386 ГПК РФ содержит четкие требования применительно к должностному положению лиц, представляющих прокуратуру при рассмотрении дела в суде надзорной инстанции, а именно:

–   в президиуме территориального суда областного звена, окружного (флотского) военного суда вправе участвовать только прокуроры соответствующего уровня или их заместители;

–   в Президиуме Верховного Суда РФ – только Генеральный прокурор РФ и его заместители;

–   в Судебной коллегии по гражданским делам и Военной коллегии Верховного Суда РФ – должностные лица органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора РФ.

Прокурор, участвующий в рассмотрении надзорного представления, первым дает объяснения по существу затронутых вопросов после выступления судьи-докладчика.

Определение суда надзорной инстанции согласно ст. 391 ГПК РФ вступает в законную силу со дня его вынесения.

Сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов по делам несовершеннолетних.

Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи – самостоятельное направление надзорной деятельности прокуратуры, являющееся составной частью отраслей прокурорского надзора и участия прокурора в судебных заседаниях, обусловленное необходимостью дополнительной защиты граждан в возрасте до 18 лет.

Задачи органов прокуратуры состоят в обеспечении гарантий прав и законных интересов несовершеннолетних, улучшении работы по борьбе с преступностью и правонарушениями, выявлении и устранении причин и условий, им способствовавших.

Осуществляя прокурорский надзор, прокуроры главным образом обращают внимание на исполнение требований ФЗ 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», в котором определены основные направления обеспечения прав несовершеннолетних и установлены основные гарантии прав и законных интересов несовершеннолетних, предусмотренных Конституцией.

В случаях уклонения родителей от воспитания своих детей или злоупотребления своими родительскими правами такие родители могут быть лишены родительских прав в судебном порядке. Прокурор обязан принять участие в судебном заседании и дать заключение, основанное на законе и материалах гражданского дела.

Приказ Ген. Прок-ры РФ от 20.06.01г. №38 «”Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи”.

Задачи надзора:

1. Пресекать принятие региональных нормативных правовых актов, не соответствующих федеральному законодательству и ущемляющих права и интересы детей.

2. Обращать особое внимание на своевременность оказания помощи детям, находящимся в социально опасном положении, детям из малообеспеченных и многодетных семей (пособия, компенсационные выплаты, организация питания в образовательных учреждениях и т.д.).

3. Пресекать факты жестокого обращения с детьми, физического, психического и сексуального насилия в семьях, воспитательных и образовательных учреждениях.

4. Систематически проверять соблюдение законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию, в деятельности средств массовой информации, органов и учреждений образования и культуры.

5. Своевременно и принципиально реагировать на случаи нарушения жилищных и имущественных прав несовершеннолетних. Принимать исчерпывающие правовые меры к их восстановлению.

6. Систематически проверять исполнение законодательства об охране здоровья и жизни несовершеннолетних.

7. Добиваться безусловного исполнения органами и учреждениями системы профилактики, их должностными лицами требований закона о выявлении беспризорных и безнадзорных детей, семей, находящихся в социально опасном положении, а также о соблюдении ими обязанности информировать о них компетентные органы для защиты и восстановления прав детей.

В случаях, не терпящих отлагательства, инициировать изъятие детей из неблагополучных семей, в необходимых случаях предъявлять в суды заявления об ограничении или лишении родительских прав.

8.

Обеспечить систематический надзор за исполнением органами опеки и попечительства требований законодательства о своевременном выявлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их устройстве в семью, под опеку, попечительство, на усыновление или в интернатные учреждения. При этом иметь в виду установленные законом приоритетное право граждан Российской Федерации на усыновление таких детей и особый порядок усыновления российских детей иностранными гражданами.

9. Регулярно проверять исполнение законов, регламентирующих условия содержания, воспитания и обучения детей, защиту личных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, финансирование и целевое расходование средств в учреждениях органов здравоохранения, образования и социальной защиты населения.

10. Обеспечить надзор за соблюдением прав несовершеннолетних и молодежи на свободу совести и вероисповеданий.

11. Привлекать специалистов Федеральной службы по труду и занятости к проверкам исполнения в отношении несовершеннолетних требований трудового законодательства, правил охраны труда и техники безопасности, особенно на предприятиях среднего и малого бизнеса, где обстановка наиболее неблагополучна. Решительно пресекать все формы экономической эксплуатации несовершеннолетних.

Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 603;

Источник: https://studopedia.net/5_82163_nadzornoe-predstavlenie-prokurora-v-sude-po-grazhdanskim-delam-uchastie-prokurora-v-sude-nadzornoy-instantsii.html

9.5. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом надзорной инстанции

Участие прокурора в суде надзорной инстанции

Всоответствии с положениямиуголовно-процессуального законодательствапрокурор вправе ходатайствовать опересмотре вступившего в законную силусудебного решения путем принесениянадзорного представления, поводом длякоторого могут явиться жалобы и заявленияграждан, поступившие в органы прокуратуры.

Полномочияпрокурора по рассмотрению жалоб, в томчисле и на вступившие в законную силусудебные решения по уголовным делам,основаны на положениях Конституции,согласно которым право на обращениеявляется одним из основных прав и свободграждан и важным конституционнымсредством их защиты.

Всоответствии с приказом Генеральногопрокурора № 185 от 20.11.2007 «Об участиипрокуроров в судебных стадиях уголовногосудопроизводства» прокуроры должнырассматривать не только жалобы лиц,имеющих процессуальное право обжалованиярешения суда в соответствии со ст. 402УПК, но также и других граждан,заинтересованных в исходе уголовногодела.

Подобныйподход обусловлен необходимостьюоказания более эффективного влиянияна формирование уголовно-процессуальнойполитики, единой практики правоприменения,а также тем, что обращения граждан впрокуратуру могут содержать информациюо нарушении субъективных прав обратившегосяили прав других конкретных лиц.

Надзорноепредставление прокурора, составленноев соответствии с требованиями ст. 375УПК, направляется непосредственно всуд надзорной инстанции, правомочныйв соответствии со ст. 403 УПК пересматриватьобжалуемое судебное решение.

К надзорнымжалобе и представлению прилагаются: 1)копии приговора и иного судебногорешения, которые обжалуются; 2) копииприговора или определения судаапелляционной инстанции, определениясуда кассационной инстанции, постановлениясуда надзорной инстанции, если онивыносились по данному уголовному делу;3) в необходимых случаях копии иныхпроцессуальных документов, подтверждающих,по мнению заявителя, доводы, изложенныев надзорных жалобе и представлении.

Генеральныйпрокурор РФ требует обеспечить законностьи обоснованность надзорных представленийпрокуроров о пересмотре вступивших взаконную силу приговора, определения,постановления суда. Необоснованноерешение судьи об отказе в удовлетворениинадзорного представления следуетобжаловать председателю соответствующегосуда либо его заместителю.

Припроверке жалобы помимо судебных решенийпрокурор может использовать имеющиесяв распоряжении прокуратуры копии иныхпроцессуальных документов, а принеобходимости знакомиться с материаламидела в суде.

По результатам проверки онможет выносить постановление об отказев принесении представления в порядкенадзора либо готовить проект представления.О принятом решении прокурор долженуведомить заявителя.

Всвязи с тем что внесение повторных жалобв суд надзорной инстанции, ранееоставивший их без удовлетворения, недопускается, то после принятия решенияпрокурором, правомочным приноситьнадзорное представление и прекращатьдальнейшее производство по жалобе, еслиотсутствуют основания, ему следуетобращаться с проектом надзорногопредставления к вышестоящему прокурору.

Прокурорамдо рассмотрения дела судом надзорнойинстанции следует тщательно готовитьсяк судебному заседанию, знакомиться сматериалами уголовного дела в суде,истребовавшем его, по результатамознакомления составлять заключение,изучать законодательство, необходимоедля правового обоснования своей позиции.

Всоответствии с законом (ст. 407 УПК) участиепрокурора в заседании суда надзорнойинстанции является обязательным какпри рассмотрении надзорного представления,так и при рассмотрении надзорной жалобы.

Взаседании президиума верховного судареспублики, краевого или областногосуда, суда города федерального значения,суда автономной области и суда автономногоокруга, окружного (флотского) военногосуда следует принимать участиеруководителям прокуратур субъектов РФи приравненным к ним прокурорам.

Взаседании Судебной коллегии по уголовнымделам, Военной коллегии Верховного СудаРФ должны участвовать соответственнопрокуроры управлений по обеспечениюучастия прокуроров в рассмотренииуголовных дел судами Генеральнойпрокуратуры РФ и Главной военнойпрокуратуры.

В заседании ПрезидиумаВерховного Суда РФ принимает участиеГенеральный прокурор РФ и его заместители.

Вслучае необоснованного отклонениянадзорного представления судом надзорнойинстанции либо несогласия с принятымсудебным решением по жалобе сторонызащиты прокурор должен ставить в пределахустановленной компетенции (с приложениемвсех необходимых материалов) вопросперед вышестоящим прокурором о внесениисоответствующего надзорного представленияв вышестоящий суд.

Руководителипрокуратуры при оценке качества иэффективности участия прокурора врассмотрении дела судом должны исходитьиз его реального вклада в принятие судомзаконного, обоснованного и справедливогорешения, учитывать проявленную активность,профессиональное мастерство иобъективность занятой позиции. Следуетстремиться к тому, чтобы оценкадеятельности прокурора способствоваларазвитию его творческой инициативы,служила стимулом к надлежащему выполнениюим служебного и нравственного долга.

Источник: https://studfile.net/preview/6190128/page:5/

Участие прокурора в заседании суда надзорной инстанции

Участие прокурора в суде надзорной инстанции

Судебные постановления судов, вступившие в законную силу, также могут быть незаконными и (или) необоснованными. В таком случае их можно пересмотреть в порядке надзора.

При этом объектом надзорного пересмотра становятся решения, определения, постановления как не обжалованные (не опротестованные) в кассационном порядке, так и проверенные кассационной инстанцией.

В число проверяемых в порядке надзора попадают и судебные акты, не подлежащие кассационному обжалованию (опротестованию), решения Верховного Суда Республики Беларусь, кассационные определения, постановления судов надзорных инстанций.

Возможность проверки законности и обоснованности судебных актов не только в кассационном, но и в надзорном порядке является дополнительной гарантией защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Кроме того, пересмотр судебных актов в порядке надзора способствует формированию единообразной судебной практики, оказывает влияние на практику прокурорского надзора.

Применительно к надзору за соответствием закону судебных решений по гражданским делам к непосредственным задачам прокурора относится проверка законности и обоснованности вступивших в законную силу актов, в случае несоответствия их закону или материалам дела – принесение надзорного протеста или представления вышестоящему прокурору либо составление мотивированного заключения.

Генеральный прокурор обязывает подчиненных прокуроров правильно и своевременно проверять и разрешать надзорные жалобы, в необходимых случаях приостанавливать исполнение незаконных и необоснованных решений и опротестовывать такие решения.

При пересмотре гражданских дел в порядке надзора в деятельности вышестоящих прокуроров и судов схожи только первоначальные стадии: истребование дела, проверка законности и обоснованности судебных актов, подготовка протеста. В дальнейшем оценку как доказательств по делу, так и доводов принесенного надзорного протеста дает соответствующий суд. У прокурора таких полномочий нет.

При осуществлении надзора за вступившими в законную силу судебными актами органы прокуратуры выполняют и такую задачу, как формирование направления практики прокурорского надзора.

Проверяя в порядке надзора гражданское дело, вышестоящий прокурор оценивает законность и обоснованность не только судебных решений, но и мнения прокурор принимавшего участие в деле, а также возможные причины отсутствия прокурорского реагирования на судебные ошибки по делу.

Правильно налаженный учет пересмотренных в порядке надзора судебных актов и информация вышестоящих прокуроров о допущенных по конкретным делам нарушениях и ошибках как судов, так и прокуроров помогает нижестоящим прокурорам правильно применять закон при формировании в суде по гражданским делам, подготовке кассационных и надзорных протестов, представлений и других документов.

К непосредственным задачам прокурора при пересмотре гражданских дел в порядке надзора относятся его активная позиция при изучении и рассмотрении дел судом надзорной инстанции, высказывание законного и аргументированного мнения.

Право на принесение протеста в порядке надзора предоставлено:

– Генеральному прокурору Республики Беларусь, его заместителям – на судебные постановления любого суда Республики Беларусь, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда;

– прокурорам областей, города Минска и приравненным к ним прокурорам – на решения, определения районных (городских) судов и кассационные определения судебных коллегий по гражданским делам областных, Минского городского суда;

– Белорусскому военному прокурору – на решения и определения межгарнизонных военных судов и кассационные определения судебной коллегии по гражданским делам Белорусского военного суда.

Прокурор, не обладающий правом принесения надзорного протеста, вносит соответствующее представление вышестоящему прокурору, правомочному это сделать.

Предметом надзорного опротестования могут быть решения, определения суда первой инстанции, определения суда кассационной инстанции, а также постановления президиумов областных, Минского городского судов. ГПК предоставляет прокурорам право истребовать из суда гражданское дело для разрешения вопроса о наличии оснований для принесения протеста в порядке надзора.

При этом следует иметь в виду, что гражданское дело может быть истребовано только после вступления решения в законную силу. Поводом для истребования может быть жалоба сторон, третьих лиц, результаты проверки деятельности суда, а также усмотрение самого прокурора.

В результате проверки жалобы и изучения материалов дела прокурор принимает решение о принесении протеста или отказе в принесении протеста.

Следует отметить, что процессуальное законодательство не в полной мере регулирует взаимоотношения суда и прокурора при осуществлении прокурором деятельности по надзору за соответствием закону вступивших в законную силу судебных постановлений.

Так, предоставляя прокурору право в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым судебные решения вступили в законную силу, закон не содержит нормы, обязывающей суд выслать требуемое дело.

Не установлен и срок, в течение которого суд должен ответить на запрос прокурора или другого уполномоченного должностного лица либо выслать дело. Это обстоятельство может приводить к ущемлению прав физических и юридических лиц.

https://www.youtube.com/watch?v=mBW9U_dgt30

Несовершенной и ущемляющей права прокуратуры является норма, указывающая, в каких случаях прокурор может истребовать из суда дело. Согласно ст. 441 ГПК соответствующие должностные лица как органов прокуратуры, так и судов имеют право истребовать из судов гражданские дела для разрешения вопроса о наличии оснований для принесения протеста в порядке надзора.

Буквальное толкование этой правовой нормы означает, что для других целей, например для обобщения судебной практики, дела из суда не могут быть истребованы.

Представляется, что этот вопрос должен быть решен в действующем ГПК таким образом, чтобы предусмотреть право прокурора истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, определение, постановление вступили в законную силу.

Неудачной является редакция ст. 441 ГПК и в части предоставления права истребования дела только тем должностным лицам органов прокуратуры и суда, которые вправе принести надзорный протест, а также районным (городским) и межрайонным прокурорам. Практика требует совершенствования данной нормы. Во-первых, руководители органов прокуратуры и суда, т.е.

лица, которым предоставлено право принесения надзорного протеста, как правило, выражают свою волю (в том числе и об истребовании дел) в резолюциях при рассмотрении поводов для проверки дела (жалоб, заявлений, представлений).

Во-вторых, в этой норме делается исключение для районных (городских), межрайонных прокуроров при истребовании дел, хотя права надзорного опротестования они не имеют.

Таким образом, должностные лица органов прокуратуры, непосредственно проверяющие гражданские дела в порядке надзора (прокуроры и начальники отделов вышестоящих прокуратур), ставятся в неравное положение с прокурорами районов (городов), межрайонными прокурорами, которые также могут только проверить дело и поставить вопрос перед вышестоящим прокурором об опротестовании судебных актов в порядке надзора.

Кроме того, у должностных лиц органов прокуратуры и вышестоящих судов может возникнуть необходимость ознакомиться с делом (категорией дел) непосредственно в суде. Действующий закон такой возможности не предусматривает, а предоставляет лишь право истребовать дело из суда.

На наш взгляд, необходимо соответствующие нормы ГПК привести в соответствие с требованиями практики, изложив их в следующей редакции:

В случае необходимости прокурор вправе приостановить исполнение решений, определений и постановлений до окончания производства в порядке надзора. Указание прокурора о приостановлении решения дается в письменном виде и направляется в суд, принявший решение по делу.

При принесении надзорного протеста прокурор исходит из требований закона об основаниях отмены в порядке надзора решений, определений и постановлений судов. Основаниями к опротестованию являются их необоснованность или существенные нарушения норм материального и процессуального права. Существенными нарушениями норм процессуального закона являются:

– нарушение порядка рассмотрения заявления об отводе судьи;

– рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из юридически заинтересованных в исходе дела лиц, не извещенных о времени и месте судебного заседания;

– подписание решения не тем судьей, который рассматривал дело;

– отсутствие в деле протокола судебного заседания и др.

Нарушение норм материального права заключается в неприменении судами закона, подлежащего применению, в применении закона, не подлежащего применению, неправильном толковании закона.

К надзорному протесту прокурора предъявляются те же требования, что и к кассационному.

Его содержание должно быть объективным, с подробным изложением фактических обстоятельств дела, выводы должны быть мотивированными; предложения о судьбе опротестованных решений основаны на нормах материального и процессуального права. Протест в порядке надзора представляется в суд с копиями по числу лиц, участвующих в деле.

Должностное лицо, принесшее протест в порядке надзора, вправе отозвать его до начала рассмотрения дела судом. Об отзыве протеста извещаются юридически заинтересованные в исходе дела лица.

Прокурор участвует при рассмотрении дела по протесту соответствующей надзорной судебной инстанцией, при этом проверяет полномочия данного состава суда на рассмотрение конкретного дела. Если кто-либо из судей неправомочен участвовать в рассмотрении дела, прокурор заявляет ему отвод.

Участвуя в рассмотрении дела судом надзорной инстанции, он поддерживает протест, принесенный им или вышестоящим прокурором, или высказывает мнение по делу, рассматриваемому по протесту председателя суда или его заместителя. При этом прокурор указывает мотивы, по которым считает протест обоснованным или необоснованным.

Суд надзорной инстанции не связан доводами протеста и обязан проверить дело в полном объеме.

Надзорное производство по гражданским делам включает в себя целый комплекс процессуальных документов и действий должностных лиц судов и органов прокуратуры:

– рассмотрение обращений о проверке в порядке надзора вступивших в законную силу судебных актов;

– принятие по ним соответствующих решений, в том числе о приостановлении исполнения;

– истребование гражданского дела и его изучение;

– опротестование судебного акта по делу или составление мотивированного заключения об отказе в опротестовании;

– рассмотрение дела в суде надзорной инстанции.

Если постановление или определение надзорной инстанции незаконно или необоснованно, прокурор входит с предложением к вышестоящему прокурору на предмет его отмены или изменения.

Источник: https://megaobuchalka.ru/17/18343.html

67. Участие прокурора в суде апелляционной, кассационной и надзорной инстанции по уголовным делам

Участие прокурора в суде надзорной инстанции

  1. Участие прокурора в суде апелляционной, кассационной и надзорной инстанции по уголовным делам.

Руководители прокуратур должны обеспечить участие государственных обвинителей в судебных заседаниях апелляционной инстанции по всем уголовным делам.

Необходимо учитывать, что право апелляционного и кассационного обжалований судебных решений, не вступающих в законную силу, предоставлено исключительно государственному обвинителю. В суде кассационной инстанции должны участвовать прокуроры из состава структурных подразделений прокуратуры, обеспечивающих участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами.

В отдельных случаях поручение об участии в кассационной инстанции может быть дано прокурору, участвовавшему в судебном разбирательстве в качестве государственного обвинителя.

В связи с тем что разбирательство в суде кассационной инстанции основано на принципе состязательности, предусматривающем, в частности, непосредственное исследование доказательств в этой стадии, а также представление дополнительных материалов, уполномоченные прокуроры должны в обязательном порядке принимать участие в разрешении дела судом кассационной инстанции как в случае принесения кассационного представления, так и в случае рассмотрения дела по жалобе стороны защиты. Особое внимание осударственным обвинителям необходимо уделять качеству и полноте апелляционных и кассационных представлений, которые должны строго соответствовать закону и материалам дела, быть конкретными, ясными и мотивированными. По результатам рассмотрения дела прокурор, принимавший участие в судебном разбирательстве суда второй инстанции, должен составлять соответствующее заключение. Апелляционное производство. Апелляционные представления подаются в районный суд. Рассмотрение уголовного дела в апелляционном порядке должно быть начато не позднее 14 суток со дня его поступления. Следует отметить, что апелляционное и кассационное представления приравнены к соответствующим жалобам осужденного, его защитника, потерпевшего и иных участников уголовного судопроизводства, которым предоставлено право обжалования не вступивших в законную силу судебных решений. Это обусловлено тем, что прокурор в уголовном судопроизводстве является стороной и не имеет никаких процессуальных преимуществ перед другими участниками уголовного процесса. Государственный обвинитель вправе в подтверждение оснований представления либо возражений против жалобы другой стороны направить в суд новые материалы или ходатайствовать о вызове в суд указанных им свидетелей и экспертов. Вместе с тем государственный обвинитель, подавший представление, вправе отозвать его до начала заседания суда апелляционной или кассационной инстанции. Государственный обвинитель также вправе до начала судебного заседания изменить представление либо дополнить новыми доводами. При этом в дополнительном представлении прокурора или его заявлении об изменении последнего, поданных по истечении срока обжалования, не может быть поставлен вопрос об ухудшении положенияю.

Кассационное производство. Кассационные жалобы и представления подаются в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 355 УПК. Предметом кассационного рассмотрения являются законность, обоснованность и справедливость приговора или иного судебного решения, не вступившего в законную силу.

При рассмотрении дела в судебном заседании суда кассационной инстанции председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, какое уголовное дело рассматривается и по чьим кассационным жалобе и (или) представлению. Председательствующий выясняет у участников судебного разбирательства, имеются ли у них отводы и ходатайства.

После разрешения отводов и ходатайств один из судей кратко излагает содержание приговора или иного обжалуемого судебного решения, а также кассационных жалобы и (или) представления. Затем суд заслушивает выступления стороны, подавшей жалобу или представление, в обоснование своих доводов и возражения другой стороны.

При наличии нескольких жалоб последовательность выступлений определяется судом с учетом мнения сторон. При рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке суд вправе по ходатайству стороны непосредственно исследовать доказательства в соответствии с требованиями гл. 37 УПК.

  В подтверждение или опровержение доводов, приведенных в кассационных жалобе и (или) представлении, стороны вправе представить в суд кассационной инстанции дополнительные материалы. Последние не могут быть получены путем производства следственных действий.

Лицо, предоставляющее суду дополнительные материалы, обязано указать, каким путем они получены и в связи с чем возникла необходимость их представления. Изменение приговора или его отмена с прекращением уголовного дела на основании дополнительных материалов не допускается, за исключением случаев, когда содержащиеся в таких материалах данные или сведения не требуют дополнительной проверки и оценки судом первой инстанции. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом надзорной инстанции

Прокурор вправе ходатайствовать о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения путем принесения надзорного представления, поводом для которого могут явиться жалобы и заявления граждан, поступившие в органы прокуратуры.

Полномочия прокурора по рассмотрению жалоб, в том числе и на вступившие в законную силу судебные решения по уголовным делам, основаны на положениях Конституции, согласно которым право на обращение является одним из основных прав и свобод граждан и важным конституционным средством их защиты. В соответствии с приказом Генерального прокурора № 185 от 20.11.

2007 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» прокуроры должны рассматривать не только жалобы лиц, имеющих процессуальное право обжалования решения суда в соответствии со ст. 402 УПК, но также и других граждан, заинтересованных в исходе уголовного дела. Надзорное представление прокурора, составленное в соответствии с требованиями ст.

375 УПК, направляется непосредственно в суд надзорной инстанции, правомочный в соответствии со ст. 403 УПК пересматривать обжалуемое судебное решение. Генеральный прокурор РФ требует обеспечить законность и обоснованность надзорных представлений прокуроров о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда.

Необоснованное решение судьи об отказе в удовлетворении надзорного представления следует обжаловать председателю соответствующего суда либо его заместителю. При проверке жалобы помимо судебных решений прокурор может использовать имеющиеся в распоряжении прокуратуры копии иных процессуальных документов, а при необходимости знакомиться с материалами дела в суде.

По результатам проверки он может выносить постановление об отказе в принесении представления в порядке надзора либо готовить проект представления. О принятом решении прокурор должен уведомить заявителя.

В связи с тем что внесение повторных жалоб в суд надзорной инстанции, ранее оставивший их без удовлетворения, не допускается, то после принятия решения прокурором, правомочным приносить надзорное представление и прекращать дальнейшее производство по жалобе, если отсутствуют основания, ему следует обращаться с проектом надзорного представления к вышестоящему прокурору.

Прокурорам до рассмотрения дела судом надзорной инстанции следует тщательно готовиться к судебному заседанию, знакомиться с материалами уголовного дела в суде, истребовавшем его, по результатам ознакомления составлять заключение, изучать законодательство, необходимое для правового обоснования своей позиции. В соответствии с законом (ст. 407 УПК) участие прокурора в заседании суда надзорной инстанции является обязательным как при рассмотрении надзорного представления, так и при рассмотрении надзорной жалобы. 

Источник: https://alekssandr.jimdofree.com/%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%8B/67-%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%B0-%D0%B2-%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B5-%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D1%8F%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%BA%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%B8-%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%BF%D0%BE-%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%BC-%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%BC/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.