Участие педагога упк

Статья 191 УПК РФ. Особенности проведения допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего

Участие педагога упк

1. При проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

При производстве указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя.

Указанные следственные действия с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности – более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет – более одного часа, а в общей сложности – более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет – более двух часов, а в общей сложности – более четырех часов в день. При производстве указанных следственных действий вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля.

2. Потерпевшие и свидетели в возрасте до шестнадцати лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. При разъяснении указанным потерпевшим и свидетелям их процессуальных прав, предусмотренных соответственно статьями 42 и 56 настоящего Кодекса, им указывается на необходимость говорить правду.

3. Следователь вправе не допустить к участию в допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля его законного представителя и (или) представителя, если это противоречит интересам несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. В этом случае следователь обеспечивает участие в допросе другого законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля.

4.

При проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего участие психолога обязательно.

5. Применение видеозаписи или киносъемки обязательно в ходе следственных действий, предусмотренных настоящей главой, с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, за исключением случаев, если несовершеннолетний потерпевший или свидетель либо его законный представитель против этого возражает. Материалы видеозаписи или киносъемки хранятся при уголовном деле.

См. все связанные документы >>>

< Статья 190. Протокол допроса Статья 192. Очная ставка >

1. Специальные правила допроса применяются, если свидетель, потерпевший, обвиняемый или подозреваемый на момент производства следственного действия еще не достигли 18 лет.

Приобретение несовершеннолетним дееспособности в полном объеме (в силу вступления в брак – ст. 21 ГК или эмансипации – ст.

27 ГК) не является основанием для применения общих правил допроса, за исключением участия законного представителя несовершеннолетнего, который в этом случае отсутствует (ч. 3 ст. 40 ГК).

2. Процессуальный закон прямо не ограничивает продолжительность допроса несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего. Однако представляется необходимым применять указанную норму по аналогии с допросом несовершеннолетнего обвиняемого (ст. 425).

3. Участие педагога или психолога обязательно в допросе несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего, имеющего психические и физические недостатки (ч. 1 ст. 280). Этим должен руководствоваться и следователь, допрашивая лицо, достигшее 14 лет, но не достигшее 18 лет. Возрастной порог повышен для участия педагога или психолога в допросе подозреваемого или обвиняемого (ст. 425).

4.

Право на присутствие при допросе законного представителя свидетеля или потерпевшего должно быть обеспечено тем, что следователь не вправе ему отказать в удовлетворении такого ходатайства, если несовершеннолетний не достиг возраста 14 лет. Другими словами, требуется применение аналогии ч. 4 ст. 280 УПК (иначе стороны будут обоснованно возражать против оглашения протокола допроса). При этом спецификой допроса в ходе предварительного расследования является возможное наличие неотложной ситуации (ст. 157).

В неотложных ситуациях допрос может быть проведен и без участия законного представителя. Кроме того, представляется, что законному представителю может быть отказано в допуске к участию в процессуальном действии по правилам ч. 4 ст. 426 УПК.

Тогда в качестве законного представителя может участвовать представитель органа опеки и попечительства.

5. Возраст, по достижении которого несовершеннолетнего можно допрашивать, определяется его способностью давать правильные показания, достоверность которых подлежит оценке по общим правилам. См. коммент. к ст. ст. 56, 88.

Источник: https://RuLaws.ru/upk-rf/CHAST-VTORAYA/Razdel-VIII/Glava-26/Statya-191/

Участие педагога в уголовном судопроизводстве (стр. 3 )

Участие педагога упк

В законе 1897 года «О малолетних и несовершеннолетних подсудимых» понятие «малолетний» и «несовершеннолетний» отсутствовало.

Вместе с тем употребляемые в нем термины «несовершеннолетний» и «дети» («ребенок») имели в своем значении признак возрастных границ – несовершеннолетний с 10 до 21 года, малолетний до 10 лет.

Аналогичный подход сохранился к несовершеннолетним и по Уголовному уложению 1903 г.

Декрет СНК РСФСР «О делах о несовершеннолетних, обвиняемых в общественно-опасных действиях» от 4 марта 1920 г. устанавливал возраст уголовной ответственности несовершеннолетних с 14 до 18 лет.

УПК РСФСР 1923 года в ст. 38 малолетних определял как лиц моложе 14 лет, а несовершеннолетних как лиц в возрасте от 14 до 16 лет.

До настоящего времени нижняя возрастная граница для несовершеннолетних составляет возраст 14 лет.

Исходя из анализа действующего законодательства Российской Федерации, определение понятия «несовершеннолетний» можно сформулировать так: несовершеннолетние – это лица, не достигшие возраста, с которым закон связывает наступление полной дееспособности.

Во втором параграфе «История развития гарантий защиты правнесовершеннолетних в уголовно-процессуальном законодательстве России» рассматриваются особенности обеспечения дополнительными гарантиями защиты несовершеннолетних в различные периоды времени.

До 17 века в России не было гарантий защиты прав несовершеннолетних, поскольку не существовало данной категории лиц. В ст. 79 Сыскного приказа 1666 г. впервые появилась гарантия защиты прав несовершеннолетних в возрасте до 7 лет, к которым не могла применяться смертная казнь за убийство. В ч. 10 гл. 6 Краткого изображения процессов и судебных тяжеб 1715 г.

в отношении несовершеннолетних запрещалось применение пыток, но само понятие несовершеннолетний отсутствовало.

В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. гарантировалось смягчение наказания несовершеннолетним либо освобождение от наказания несовершеннолетних в зависимости от возраста и от тяжести совершенного преступления.

В Уставе Уголовного судопроизводства 1864 г. предусматривался вызов родителей или лиц их заменяющих для дачи объяснений, кроме того, предусматривалась возможность привлечения сведущих лиц для решения вопроса о разумении, либо привлечения воспитателей, учителей, педагогов, других лиц, занимавшихся воспитанием юношества. Несовершеннолетнему обязательно назначался защитник.

В начале XX века стали действовать ювенальные суды в России. Профессиональная подготовка судей, рассматривающих дела о несовершеннолетних предполагала знание им детской психологии, поэтому предпочитались для назначения на данную должность педагоги и врачи.

Уголовно-процессуальное законодательство РСФСР в качестве гарантий защиты прав несовершеннолетних предусматривало участие защитника, некоторые процедурные особенности.

Только по УПК РСФСР 1960 года участие педагога при проведении допросов несовершеннолетних стало выступать как одна из дополнительных гарантий защиты интересов несовершеннолетних. Данное положение перешло в УПК РФ.

Анализ законодательства позволяет сделать вывод, что законодатель расширяет перечень гарантий защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Однако, делается это осторожно, поскольку участие педагога ограничено только участием при проведении одного следственного действия.

В третьем параграфе «Гарантии защиты прав несовершеннолетних по уголовно-процессуальному законодательству отдельных государств» на примере Армении, Белоруссии, Казахстана, Украины, Узбекистана и Австрии рассматриваются гарантии защиты прав несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве.

Критически оценивается позиция законодателя Республики Армения, не предусматривающего возможность приглашения педагога для проведения следственных действий с участием несовершеннолетних.

Анализируя УПК Республики Беларусь, высказывается сомнение в объективности законодателя, который, предусмотрев обязательное участие педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего обвиняемого или подозреваемого, лишил данного права несовершеннолетних свидетелей и потерпевших после 14 лет.

УПК Республики Казахстан предусматривает только возможность участия педагога, но обязательным его присутствие является только для свидетелей и потерпевших, не достигших возраста 14 лет, а для обвиняемых и подозреваемых, не достигших 16 лет.

УПК Украины предусматривает приглашение педагога или психолога для допроса свидетелей или потерпевших в возрасте до 14 лет, а обвиняемых или подозреваемых в возрасте до 16 лет.

УПК Республики Узбекистан на усмотрение следователя отдает возможность приглашения педагога к несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, таким образом, несовершеннолетний не имеет гарантий в том, что право на участие педагога будет удовлетворено.

Уголовно-процессуальное законодательство Австрийской Республики, предусматривая обязательное участие защитника по делам несовершеннолетних, не предусматривает возможность приглашения педагога.

Обосновывается вывод, что законодательство отдельных государств не обеспечивает надлежащим образом защиту прав несовершеннолетних, поскольку не компенсирует недостаточность в их развитии участием педагогов. В то же время, предоставление дополнительных гарантий прав несовершеннолетних в зависимости от их процессуального статуса, не обеспечивает их надлежащей защиты, ставит в неравное положение.

В четвертом параграфе «Участие педагога как гарантия защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве» на основе анализа положений Международных актов, касающихся прав несовершеннолетних сделан вывод об обязанности государства стремится к созданию условий максимально обеспечивающих права и законные интересы несовершеннолетних, тем самым, благоприятствуя гармоничному развитию их личности.

Позитивно оцениваются нормы УПК РФ, предоставляющие возможность участия в уголовном судопроизводстве педагога.

Обосновывается вывод, что участие педагога при проведении допроса несовершеннолетних является субъективным правом несовершеннолетнего, которое выступает в качестве одной из гарантий защиты его прав и законных интересов.

Участие педагога компенсирует возрастную недостаточность развития несовершеннолетних и обеспечивает педагогически правильное общение с ними следователей, дознавателей прокурора и суда, у которых отсутствуют педагогические знания и навыки работы с несовершеннолетними.

Отсутствие педагога при проведении допроса несовершеннолетнего является существенным нарушением его прав, соответственно показания, полученные с наличием указанного нарушения, должны быть признаны недопустимыми доказательствами.

Вторая глава «Процессуальный статус педагога в уголовном судопроизводстве» состоит из пяти параграфов.

В первом параграфе «Педагог в уголовном судопроизводстве: его понятие» исследуется на основе законодательства содержание, которое вкладывалось в понятие «педагог». Рассматриваются понятия: учитель, профессор, сведущие лица, врач, воспитатель, психолог с точки зрения возможного отнесения указанных лиц к педагогу.

Обоснован вывод, что педагог является специалистом в своей области, но его задачи в процессе производства по уголовному делу отличаются от задач специалиста, в связи с чем педагог должен рассматриваться как самостоятельный участник уголовного процессе.

Психолог не рассматривается как педагог, как лицо, которое занимается педагогической деятельностью. Привлечение психолога в уголовное судопроизводство обусловлено знанием поведения человека, его психологических процессов.

Предложено ввести в УПК РФ норму «Педагог».

Под педагогом понимается лицо, имеющее специальное педагогическое образование и педагогический стаж работы с несовершеннолетними, обеспечивающее правильное общение с ними следователя, дознавателя, прокурора и суда, у которых отсутствуют педагогические знания и навыки общения с несовершеннолетними в целях обеспечения защиты их прав и законных интересов.

Во втором параграфе «Педагогические, психологические и специальные знания в уголовном судопроизводстве: их соотношение» анализируются указанные понятия и их значение для уголовного судопроизводства.

Обосновывается вывод, что педагогические и психологические знания являются специальными знаниями, соотносятся с ними как частное и общее.

Педагог является лицом, обладающим специальными знаниями, в связи с необходимостью использования которых целесообразно его привлечение в уголовное судопроизводство.

Полностью разделяется мнение о необходимости определения педагога, психолога, переводчика и специалиста не через характер знания, а через цель их участия в уголовном судопроизводстве и введения главы в УПК РФ «Сведущие лица»[2].

На основе исследования подходов различных авторов к определению места педагога в системе участников уголовного судопроизводства отстаивается мнение, что педагог самостоятельный участник уголовного судопроизводства, предлагается ввести специальную норму, определяющего его процессуальный статус.

Разграничиваются два участника судопроизводства педагог и психолог, отстаивается мнение, что их отождествление недопустимо, поскольку они имеют самостоятельные задачи в уголовном судопроизводстве. Задачей педагогики являются обеспечение обучения и воспитания подрастающего поколения.

Задачей психологии является исследование особенностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов. Через задачи, стоящие перед педагогикой и психологией обосновывается вывод о необходимости участия в уголовном судопроизводстве при проведении следственных и судебных действий педагога.

Педагог должен обеспечивать надлежащую постановку вопросов при проведении следственных действий, и правильную фиксацию полученной от несовершеннолетнего информации. Педагог оказывает помощь в понимании и воспроизведении определенной информации без учета необходимости проведения какой-либо ее корректировки.

Отстаивается мнение о целесообразности приглашения педагога для участия в проведении допросов несовершеннолетних.

В третьем параграфе «Требования, предъявляемые к педагогу в уголовном судопроизводстве» рассматриваются мнения различных авторов; определяются требования, которым должен отвечать педагог, приглашаемый к участию в производстве по уголовному делу.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5

Источник: https://pandia.ru/text/80/093/41975-3.php

Допрос подозреваемого несовершеннолетнего, обвиняемого – ст. 425 УПК РФ

Участие педагога упк

Хотите проконсультироваться у юриста бесплатно? Пишите в чат справа внизу или звоните на горячую линию 7 800 350 61 98 – звонок по РФ бесплатен.

Нередко фигурантами уголовных дел становятся лица, не достигшие 18 лет. Подростки не способны объективно оценить последствия своих поступков и часто действуют себе во вред. Чтобы обеспечить соблюдение законных прав этой категории граждан применяются особые положения УПК, которые регламентируют следственные действия, в том числе и допрос несовершеннолетнего подозреваемого.

Правила и особенности допроса несовершеннолетних

Действующее законодательство гарантирует защиту интересов и прав всех сторон уголовного процесса, особенно в тех случаях, когда под следствием оказывается малолетний гражданин. В силу возраста эта категория лиц обладает нравственно-психологическими характеристиками, существенно отличающимися от взрослых людей.

Это обстоятельство требует иного подхода при проведении процессуальных действий, поэтому нужно соблюдать особенности допроса несовершеннолетних:

  • неспособность длительное время концентрировать внимание;
  • внушаемость;
  • недостаточный объем знаний и жизненного опыта;
  • склонность смешивать реальные и воображаемые события;
  • слабые аналитические навыки.

Из-за нестабильного эмоционального состояния несовершеннолетние в ходе допроса могут путать даты, время и расстояние, нелогично излагать мысли.

Чтобы получить правдивые показания дознаватель должен ознакомиться с документами, характеризующими личность ребенка, а также соблюсти ряд правил, а именно:

  • пригласить психолога или педагога;
  • обеспечить присутствие адвоката;
  • проводить допрос в присутствии законных представителей ребенка;
  • не превышать установленную законом продолжительность допроса.

Продолжительность

В п. 1 ст. 425 УПК РФ установлено ограничение на продолжительность допроса несовершеннолетнего, находящегося в статусе подозреваемого или обвиняемого. Согласно закону, лицо, не достигшее 18-летнего возраста, нельзя допрашивать 2 часа подряд без перерыва и более 4 часов в день.

С учетом психологического и физического состояния допрос подозреваемого несовершеннолетнего может быть сокращен по ходатайству самого несовершеннолетнего, либо его защитника. Если дознаватель отказывает, то защита имеет право обратиться в суд с жалобой, приложив подтверждающие документы.

Место допроса

Перед тем, как вызвать подозреваемого на допрос, дознаватель обязан принять решение о месте его проведения. Согласно общим правилам, допросы могут проводиться в месте производства дознания, в следственном изоляторе или в привычной для ребенка обстановке, например, в школе, дома.

Подростков в возрасте с 13 до 16 лет предпочтительнее опрашивать в кабинете дознавателя, так официальная обстановка вместе с разъяснениями о необходимости серьезного отношения к делу настроят на правдивые показания. Если несовершеннолетний был взят под стражу, его допрашивают по месту содержания в специально отведенном помещении.

Лиц, не достигших 13 лет, опрашивают в менее официальной обстановке, так как это снижает давление на ребенка и снимет дискомфорт. Иногда допрос может проходить на месте совершения преступления, особенно тогда, когда имеется необходимость проведения дополнительных следственных действий.

Кто должен присутствовать

Допрос несовершеннолетнего обвиняемого или подозреваемого может проходить в присутствии третьих лиц.

В случае, когда несовершеннолетний не владеет русским языком или изъявляет желание давать показания на родном языке, при допросе должен присутствовать квалифицированный переводчик.

Проведение любых следственных действий без выполнения этого требования обвиняемого является грубым нарушением УПК.

Согласно закону, интересы несовершеннолетнего может защищать адвокат, с которым законные представители заключили письменное соглашение. Также адвокат может быть назначен по ходатайству следователя, в этом случае оплата услуг осуществляется за счет государственных средств.

На допросах могут присутствовать педагоги и психологи, чьей задачей является установление контакта между дознавателем и правонарушителем.

Ст. 426 УПК РФ предусматривает присутствие на любых следственных действиях законных представителей несовершеннолетнего, родителей, опекунов, усыновителей, попечителей, или представителей организации, под опекой которых находится малолетний. Дознаватель обязан вынести соответствующее постановление и тем самым закрепить статус этих лиц.

Представители могут не участвовать в допросах только в двух случаях:

  • если подали ходатайство об отказе и оно было удовлетворено;
  • вынесено постановление о том, что они действуют в ущерб интересам несовершеннолетнего.

Участие педагога в допросе

Особенности допроса подозреваемого несовершеннолетнего предполагают установление контакта между ним и дознавателем, что невозможно без участия опытных педагогов.

Согласно ст. 425 УПК РФ эти специалисты должны участвовать в допросах лиц, не достигших 16 лет, а также тех, кто достиг 16 лет, но страдает психическими расстройствами, либо отстает в развитии. Дознаватель может пригласить педагога по собственной инициативе, либо по ходатайству стороны защиты.

В зависимости от возраста обвиняемого или подозреваемого дознаватель может пригласить педагога дошкольного учреждения, начальной школы, либо преподавателя старших классов.

Перед тем, как специалист примет участие в допросе, дознаватель обязательно опросит его о причинах, препятствующих участию в следственных действиях.

Также могут привлекаться психологи и педагоги из учреждений, специально созданных для таких целей.

В соответствии со ст. 425 УПК РФ перед началом допроса дознаватель обязан объяснить педагогу его права и сделать соответствующую отметку в протоколе.

Присутствие педагога не ограничивается предварительной беседой с ребенком, с разрешения следователя он может задавать уточняющие вопросы, знакомиться с протоколом, делать замечания о полноте и правильности записей.

Права представителей

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого по УПК РФ должен проводиться в присутствии законного представителя, который допускается к делу после вынесения соответствующего постановления дознавателем.

В соответствии с ч.2 ст. 426 УПК РФ представителям разъясняются их права, в частности:

  • знакомиться с обвинением и присутствовать на его предъявлении;
  • присутствовать на допросах и других действиях, если получено разрешение дознавателя;
  • знакомиться с протоколами, делать письменные замечания;
  • заявлять ходатайство о нарушениях, допущенных в ходе дознания;
  • предъявлять доказательства в защиту несовершеннолетнего;
  • знакомиться с материалами дела после окончания дознания.

Дознаватель имеет право ограничить несовершеннолетних в ознакомлении с материалами дела, которые содержат информацию, способную навредить его психическому состоянию. Законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого может получить доступ ко всем материалам, вне зависимости от их содержания.

Права несовершеннолетнего

Несовершеннолетним признается лицо, не достигшее возраста 18 лет. В соответствии со ст. 47 УПК РФ обвиняемые или подозреваемый вне зависимости от возраста имеет право:

  • знать, какие обвинения ему предъявляются;
  • пользоваться услугами адвокатов, в том числе предоставляемых бесплатно;
  • встречаться с адвокатом без посторонних лиц без ограничения по времени;
  • давать все показания на родном языке;
  • подавать жалобы на действия дознавателя, прокурора суда, лично присутствовать на их рассмотрении;
  • не давать показаний против себя, а также против родственников.

Уголовно-процессуальное законодательство гарантирует защиту интересов и прав несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого при проведении всех следственных действий. Ограничение длительности допроса, присутствие защитника, законных представителей и педагога способствуют тому, что подросток даст правдивые показания и не оговорит себя.

Если вам нужна консультация, вам поможет наш уголовный адвокат.

:

Обновление статьи: 30.07.2020

Источник: https://tvoj-yurist.ru/dopros-nesovershennoletnego-podozrevaemogo/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.