Фз о суде присяжных рф

Судебная власть и общество: лица, освобождаемые от обязанностей присяжного заседателя (по законодательству России и США)

Фз о суде присяжных рф

В современном мире правовое государство, выполняя свои социальные функции, с одной стороны, регулирует все больший круг общественных отношений (посредством правовых норм), с другой стороны, стремясь поддерживать баланс между своими полномочиями и полномочиями гражданского общества, вынуждено часть своих прерогатив уступать. Иногда это делается вынужденно: уместно вспомнить, например, роль транснациональных корпораций в экономике. С другой стороны, демократическое правовое государство (или государство, которое стремится к демократии) сознательно передает в руки общества и его представителей полномочия, традиционно являющиеся частью публичной власти (например, судебной). Наглядным примером этого могут служить: во-первых, институт третейского урегулирования споров и иные примирительные по своему характеру внесудебные процедуры; во-вторых, суд с участием присяжных заседателей.

Суд присяжных можно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, как право обвиняемого на рассмотрение его дела коллегией независимых представителей общества, которые руководствуются не нормой закона, а понятиями справедливости, житейским опытом, здравым смыслом.

Во-вторых, как гарантия права человека на жизнь, если ему грозит уголовное наказание в виде смертной казни. В-третьих, как право гражданина реально участвовать в осуществлении одной из сфер государственной деятельности – отправлении судопроизводства.

В-четвертых, как обязанность гражданина, отвечающего условиям ценза, установленного законом для присяжного заседателя, участвовать в судебном разбирательстве.

Традиционно, основной особенностью суда присяжных считается разделение ролей среди судей. Профессиональный судья (председательствующий в судебном заседании) считается «судьей права» и представителем государства.

Он рассматривает вопросы исключительно юридического характера: квалификация, вид и размер наказания, допустимость доказательств и т.д. Непрофессиональные судьи – присяжные заседатели, считаются «судьями факта» и представляют срез современного общества.

Они рассматривают основной, исключительно важный, вопрос – вопрос о виновности подсудимого.

От того, кого из своих граждан государство считает возможным допустить до выполнения такой важной функции, зависит во многом и итоговое решение по уголовному делу, и характер правосудия в целом.

По мнению некоторых ученых современный курс уголовно-процессуальных реформ «все больше смещается в сторону стран системы общего права» . В связи с этим достаточно интересным будет сравнение некоторых аспектов формирования суда присяжных в современной России и США, как одной из ведущих стран – приверженцев общего права.

Требования, предъявляемые к присяжным заседателям в Российской Федерации, являются унифицированными и устанавливаются Федеральным законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 20 августа 2004 года.

Несмотря на то, что формирование списков кандидатов в присяжные заседатели возложен на органы власти субъектов РФ, а фактический отбор осуществляется органами местного самоуправления, они не имеют права самостоятельно изменять общефедеральные требования к будущим присяжным заседателям.

Это положение вытекает из содержания п. «о» ст. 71 Конституции РФ, в которой в исключительное ведение Российской Федерации включены вопросы судоустройства.

В США отмечается совершенно другая тенденция: круг лиц, призываемых к участию в судопроизводстве в качестве присяжных заседателей, определяется как федеральным законодательством, так и законодательством штатов.

Согласно ст. 3 ФЗ «О присяжных заседателях» устанавливает, что присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», путем случайной выборки установленного числа граждан. Из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями с федеральным законом.

Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

  • не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
  • имеющие непогашенную или неснятую судимость
  • признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
  • состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

Эти категории граждан исключаются из списков кандидатов в присяжные заседатели автоматически, при установлении хотя бы одного из вышеуказанных обстоятельств, не совместимых со статусом присяжного. Также не допускаются к рассмотрению конкретного уголовного дела лица:

  • подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
  • не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
  • имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Помимо этого, по письменному заявлению гражданина из списков кандидатов в присяжные заседатели исключаются:

  • лица, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство;
  • лица, не способные исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;
  • лица, достигшие возраста 65 лет;
  • лица, замещающие государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;
  • военнослужащие;
  • судьи, прокуроры, следователи, дознаватели, адвокаты, нотариусы или имеющие специальное звание сотрудники органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотиков, службы судебных приставов, таможенных органов, органов уголовно-исполнительной системы;
  • лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения;
  • священнослужители.

Как видим, российское федеральное законодательство достаточно подробно регламентировало круг лиц, которые должны быть или могут быть устранены из числа присяжных заседателей. Подобного единообразия в практике формировании судов присяжных в США не наблюдается.

По общему правилу формирование списков (отбор) кандидатов присяжных заседателей в США происходит также как в России – на основе списков избирателей методом случайной выборки. «Однако в США в выборах участвуют обычно менее 50 процентов населения. Поэтому во многих юрисдикциях используют комбинацию – списки избирателей и списки лиц, которым выданы водительские права» [5].

Для кандидата в присяжные заседатели необходимым умением является способность читать и писать на английском языке.

Точного и единообразного перечня категорий граждан, освобождаемых от обязанности участвовать в судебном разбирательстве в качестве присяжного заседателя, в США нет. Освобождение от долга выполнения обязанностей присяжного различается от штата к штату. Универсальным основанием для исключения кандидата в присяжные заседатели является осуждение за преступление (фелонию).

Традиционно в большинстве штатов от обязанностей присяжных заседателей освобождаются представители важных профессий и лица, услуги которых считаются ценными для общества.[8] От обязанности участвовать в качестве присяжных в федеральных судах в соответствии со ст.

1863 (b) (5) Титула 28 Свода законов США освобождаются сотрудники полиции, пожарных частей, государственные должностные лица.

Также согласно этой норме от участия в рассмотрении дела в федеральном суде могут быть устранены лица ввиду «чрезмерных тягот или неудобств», которые может повлечь участие в судебном разбирательстве.

Если данная тема вам интересна, читайте полную версию на сайте “Независимый советник“.

Кстати, в библиотеке нашего сайта имеется множество книг и справочников, содержащих советы юристов по различным отраслям права, которые можно скачать бесплатно.

Наша задача – делиться с вами только полезной информацией. Чтобы читать новые публикации, обязательно ставьте лайки, делитесь материалами и подписывайтесь на канал.

А если нужна бесплатная консультация или совет юриста, переходите по этой ссылке.

Мои контакты

Источник: https://zen.yandex.ru/media/advokatsidorov/sudebnaia-vlast-i-obscestvo-lica-osvobojdaemye-ot-obiazannostei-prisiajnogo-zasedatelia-po-zakonodatelstvu-rossii-i-ssha-5f7e90ceb4802f1c4a9c873f

Федеральный закон от 20.08.2004 № 113-ФЗ

Фз о суде присяжных рф

(В редакции Федерального закона от 23 июня 2016 года № 209-ФЗ.)

1.

Председатели верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, ранее включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, вносят в высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации представления о необходимом для работы соответствующих судов числе кандидатов в присяжные заседатели.

2.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона устанавливает порядок и сроки составления списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований и уведомляет исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований о числе граждан, подлежащих включению в указанные списки от соответствующих муниципальных образований. При составлении списков кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования число включенных в них граждан не должно превышать 10 процентов установленного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации числа граждан, подлежащих включению в указанные списки. Составленные списки представляются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

3.

При недостаточной для формирования списков кандидатов в присяжные заседатели численности населения в муниципальных образованиях, на территории которых распространяется юрисдикция районного суда, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области или автономного округа вправе своим распоряжением образовывать округа из нескольких муниципальных образований.

4.

Кандидаты в присяжные заседатели муниципального образования определяются путем случайной выборки с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» на основе содержащихся в ее информационном ресурсе персональных данных об избирателях, участниках референдума. При этом из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями в соответствии с частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

5.

О составлении списка и запасного списка кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования исполнительно-распорядительный орган муниципального образования извещает граждан, проживающих на территории муниципального образования, а также уведомляет граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, в течение двух недель предоставляет гражданам возможность ознакомиться с ними и рассматривает поступающие от граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, письменные заявления об исключении их из этих списков и исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в этих списках.

6. Уточненные списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований подписываются главами муниципальных образований, скрепляются печатями и направляются в районные суды, юрисдикция которых распространяется на территории соответствующих муниципальных образований, а также в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

7.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании поступивших от исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, а в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, – списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов.

8. В запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, запасной список кандидатов в присяжные заседатели округа и запасной список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации включаются только граждане, постоянно проживающие в населенном пункте по месту постоянного нахождения соответствующего суда.

9. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, а также списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов подписываются руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляются печатью.

10. Список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования публикуются в средствах массовой информации муниципального образования и содержат только фамилии, имена и отчества кандидатов в присяжные заседатели.

11. Граждане имеют право обращаться в исполнительно-распорядительный орган соответствующего муниципального образования с письменными заявлениями о необоснованном включении их в указанные списки, об исключении их из этих списков или исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в этих списках.

12. Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования в пятидневный срок рассматривает поступившие в соответствии с частью 11 настоящей статьи письменные заявления и принимает по ним решения, которые могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

13. Изменения и дополнения, внесенные исполнительно-распорядительным органом муниципального образования в список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, публикуются в средствах массовой информации муниципального образования.

На основании внесенных в указанные списки изменений и дополнений высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вносит соответствующие изменения и дополнения в списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов, общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации.

14.

Исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны ежегодно (или по представлению председателя суда в более короткие сроки) проверять и при необходимости изменять и дополнять в соответствии с положениями настоящей статьи списки кандидатов в присяжные заседатели, исключая из них граждан, утративших право быть присяжными заседателями, и включая в них тех, кто был отобран дополнительно.

15. Финансовое обеспечение переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований государственных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели осуществляется из средств федерального бюджета в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

Источник: https://www.audar-info.ru/na/editArticle/index/type_id/1/doc_id/2431/release_id/47756/

Кто такие присяжные

Фз о суде присяжных рф

Почти любого гражданина России могут вызвать в суд в качестве присяжного заседателя.

В статье я расскажу, кто такие присяжные, можно ли отказаться от этой роли и как заработать, выполняя свой гражданский долг.

Прежде чем человек явится в суд в качестве присяжного заседателя, ему должны прийти два письма: письмо-уведомление и письмо с приглашением стать присяжным заседателем. Отвечать на эти письма не нужно.

В списке кандидат находится 4 года. Через 4 года он может оказаться в еще одном списке.

Если человек получит уведомление и решит стать присяжным, ему больше ничего не нужно предпринимать. Суд при необходимости сам свяжется с кандидатом — пришлет письменное приглашение по почте.

В разных субъектах РФ уведомления могут отличаться — единого образца нет, но содержание идентично

Приглашение составляется в свободной форме, с официальными реквизитами суда.

По распоряжению судьи его помощник и секретарь судебного заседания в случайном порядке отбирают из списка кандидатов несколько человек, которым направляют приглашения. Закон не устанавливает, скольким людям нужно разослать письма, чтобы собрать коллегию присяжных заседателей, — это решает сам суд.

Опираются, например, на то, в какое время года нужно собрать коллегию и есть ли в ближайшее время какие-то праздники.

Например, 1 сентября сложнее собрать присяжных — многие из них ведут в школу детей. Если суд не соберет нужное количество лиц с первого раза, он будет направлять приглашения снова и снова, пока не соберет коллегию.

В приглашении стать присяжным заседателем указано имя кандидата, место и время, когда нужно явиться в суд, а также перечень документов, которые необходимо взять с собой. Подтверждать явку не нужно.

Кандидату нужно явиться в назначенный суд в указанную дату и время. При входе граждан будет встречать судебный пристав. Он попросит предъявить паспорт и приглашение и отведет к залу заседания.

Каждого кандидата судья инструктирует, произносит вступительное слово: зачем его вызвали, для какого дела, какие задачи перед ним стоят и сколько примерно продлится разбирательство.

Присяжным не выдают специальных удостоверений. Если нужно подтвердить свой статус, судья выдаст справку.

Стандартное приглашение присяжного заседателя в суд. Отвечать на него не нужно, достаточно просто явиться

Проверка присяжных и их отвод.

Когда коллегия присяжных формируется, стороны защиты и обвинения вправе задавать вопросы.

Так они выясняют, нет ли обстоятельств, из-за которых кандидат не может быть присяжным, и могут заявить ему отвод — отстранить от участия в процессе.

Чтобы отвод осуществился, он должен быть мотивированным и судья должен его принять. Например, подсудимый совершил покушение на жизнь общественного деятеля, а кандидат в присяжные — член политической партии или профсоюза.

Стороны и суд могут усомниться в беспристрастности кандидата, так как он сам — общественный деятель. Или подсудимый обвиняется в совершении экологической катастрофы, а кандидат в присяжные — член общества защиты природы.

В этом случае тоже есть сомнения в объективности кандидата.

После того как кандидат в присяжные заседатели получит уведомление, он может написать заявление об исключении его из списка кандидатов в администрацию города. Его можно отнести в администрацию лично или отправить почтой по адресу из уведомления.

У кандидата должны быть уважительные причины, которые препятствуют участию в процессе.

Из списка кандидатов в присяжные исключают госслужащих, военнослужащих, нотариусов, адвокатов, священнослужителей, лиц старше 65 лет или просто лиц, которые не могут выполнять обязанности присяжного по состоянию здоровья.

Кроме того, можно заявить самоотвод, когда суд будет формировать коллегию присяжных. Председательствующий судья может исключить из присяжных:

  1. Лиц старше 60 лет.
  2. Тех, у кого есть ребенок младше трех лет.
  3. Работающих в месте, где день пропуска нанесет вред государственным или общественным интересам.
  4. Лиц, чьи религиозные убеждения несовместимы с участием в судебном процессе.

Заседание с участием присяжных похоже на стандартное: есть один судья, сторона защиты и обвинения, но еще есть 6 или 8 присяжных — в зависимости от суда.

Далее присяжных собирают в зале заседания. До вынесения вердикта они будут собираться только там. Присяжные сидят и слушают доводы сторон, а также изучают доказательства, которые им показывают стороны: начиная от дневника подсудимого, заканчивая гильзой патрона.

особенность такого заседания в том, что стороны защиты и обвинения стараются своими доводами убедить не судью, а присяжных. Судья только руководит процессом и следит за соблюдением всех формальностей.

Стороны стараются воздействовать на эмоции заседателей, сводят к минимуму юридическую терминологию и пытаются своим выступлением расположить коллегию присяжных к своей позиции.

От решения присяжных будет зависеть, осудят подсудимого или нет.

Верховный суд часто отправляет на повторное рассмотрение дела, где присяжные вынесли решение на эмоциях. Вот три примера.

Проректор одного из вузов был обвинен в убийстве ректора. Адвокаты давили на присяжных и рассказывали им, что вся правоохранительная система желает наказать невиновное лицо любым способом. Подсудимого оправдали. Однако Верховный суд решил, что такое давление на присяжных недопустимо, и направил дело на новое рассмотрение.

В другой раз присяжные рассматривали дело целой банды. В процессе прокурору не давали предъявлять некоторые доказательства, а многие присяжные скрыли от суда информацию о своей судимости. Присяжные вынесли оправдательный вердикт. Верховный суд счел его сомнительным и направил дело на новое рассмотрение.

Третья история такая: двух мужчин судили по подозрению в убийстве. В процессе сторона защиты доводила до присяжных лишнюю информацию, говорила о незаконности всех доказательств следствия, а один из присяжных был ранее судим. Присяжные вынесли оправдательный вердикт. Верховный суд решил, что присяжные заседатели были необъективны, и направил дело на новое рассмотрение.

При этом присяжные не могут отлучаться из зала судебного заседания во время слушания и высказывать свое мнение до вынесения вердикта. Если один из них захочет выйти в уборную, судья объявит перерыв и приостановит процесс, потому что даже без одного присяжного дело рассматривать нельзя.

Перед входом в совещательную комнату заседателям говорят, что они будут там делать. Задавать вопросы председательствующему судье больше нельзя — присяжные должны исходить из информации, которую получили во время процесса.

Совещание и ание присяжных — тайное, то есть все суждения, которые присяжные высказали в совещательной комнате, должны остаться в ней.

Если присяжные заседатели решат, что подсудимый невиновен, судья не вправе назначать ему наказание. То же самое будет, если присяжные ответят «нет» на два других вопроса.

Если присяжные признают подсудимого виновным, размер и вид наказания будет определять судья. Именно от судьи зависит, отправится подсудимый в колонию или наказание ограничится обязательными работами.

Уголовный процесс состоит не из одного заседания и может длиться год и больше. Обычно между заседаниями есть перерывы в несколько недель или даже месяцев. В это время присяжные заседатели могут работать и заниматься своими делами.

Однако присяжным запрещено делиться информацией об обстоятельствах дела с кем-либо в обычной жизни, собирать какие-либо сведения вне заседания, высказывать свое мнение по процессу за его рамками и нарушать тайну совещательной комнаты. Если угрозы жизни и здоровью нет, за присяжным никто не следит. Но если выяснится, что тайна совещательной комнаты была нарушена, приговор могут отменить. В остальном присяжные заседатели свободны в своих действиях.

Присяжные — обычные люди, со своими страхами и слабостями. Нет гарантии, что их не смогут подкупить за пределами процесса. Например, в 2005 году коллегия присяжных оправдала подозреваемых в организации преступного сообщества Игоря Поддубного и Евгения Бабкова.

По протесту прокуратуры Верховный суд отменил приговор. Прокуратуре показалось подозрительным, что, когда подсудимые были оправданы, их адвокат Виктор Паршуткин пригласил присяжных в ресторан. В итоге Паршуткина признали виновным по ст. 294 ч.

 1 уголовного кодекса «Воспрепятствование осуществлению правосудия и производства предварительного расследования».

Во время процесса присяжный заседатель неприкосновенен от любого противоправного воздействия, трудовых обязанностей и какого бы то ни было давления.

По этой же причине в России нет судебной практики по делам об убийстве или причинении вреда присяжным.

Зарплата сохраняется и выплачивается из средств федерального бюджета. Причем размер заработной платы может быть сколь угодно высоким. Закон не устанавливает ограничения — государство заплатит. Для этого нужно будет предоставить в суд справку 2-НДФЛ.

Все эти гарантии могут быть, только если присяжный в обычной жизни работает по трудовому договору. Если человек самозанятый или работает по гражданско-правовому договору, гарантии на него не распространяются.

Если начался конфликт с работодателем по поводу выполнения обязанностей присяжного заседателя, достаточно указать на статью 170 трудового кодекса.

В ней закреплена неприкосновенность работника и обязанность работодателя освободить его от работы на время заседаний.

Также можно напомнить работодателю, что заработная плата работника-присяжного выплачивается из бюджета государства — денежная нагрузка на работодателя уменьшится.

В некоторых субъектах РФ присяжным дарят справочные материалы. Например, в Брянской области прокуратура выдает каждому присяжному информационные буклеты, в которых перечислены все трудовые гарантии.

Справочная информация о статусе присяжного заседателя от прокуратуры Брянской области, 2017 год
Присяжные заседатели получают компенсации и вознаграждение за свою деятельность.

Вознаграждение. Для официально работающих присяжных заседателей вознаграждением считается зарплата, которую сохраняет государство. А если присяжный не работает или работает неофициально, то за каждый день рассмотрения дела в составе коллегии присяжных он все равно получит деньги.

По закону неработающие присяжные заседатели получают 50% от должностного оклада судьи суда, где рассматривается дело, пропорционально количеству дней судебного разбирательства. То есть размер выплаты зависит от двух критериев:

  1. Размер оклада судьи того суда, где рассматривается дело.
  2. Количество дней, которое потребуется для разрешения дела.

Для расчета вознаграждения не работающего официально присяжного нужно разделить оклад судьи на 2 (50%) и 22 (количество рабочих дней в месяце). То есть за каждый день работы присяжным заседателем можно получать 488—561 Р. Длительность процесса всегда разная: минимум 10 дней, а может быть несколько месяцев. Для неработающего человека процесс можно считать в какой-то степени подработкой.

Расходы на проживание. Если суд находится далеко, присяжных обеспечивают жильем в гостинице. Окружные военные суды могут формировать коллегию присяжных из нескольких субъектов РФ.

Это значит, что, например, жители Воронежа, Владимира, Смоленска и иных регионов могут отправиться в Москву как присяжные заседатели.

Им оплатят гостиницу, все транспортные расходы, выплатят денежное вознаграждение или зарплату с сохранением рабочего места. Такой своеобразный отпуск.

  1. Присяжным быть не обязательно — можно отказаться по уважительным причинам или просто не явиться в суд.
  2. На время осуществления обязанностей присяжного заседателя рабочее место и зарплата сохраняются, а трудовой стаж продолжает накапливаться.
  3. Присяжные неприкосновенны: на них распространяются гарантии защиты жизни и здоровья судьи.
  4. Присяжных обеспечивают жильем и компенсируют транспортные расходы.
  5. Вознаграждение неработающим присяжным — 488—561 Р в день.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/juror/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.