Фз о предварительном следствии

Предварительное следствие

Фз о предварительном следствии

Источник: Предварительное следствие

Понятие предварительного следствия

В предыдущих статьях были рассмотрены вопросы, касающиеся такой стадии в уголовном процессе, как возбуждение уголовного дела.

Настоящая публикация открывает серию консультаций, посвященных стадии предварительного расследования.

Предварительное расследование – это регламентированная УПК РФ деятельность органов дознания и предварительного следствия по установлению и изобличению лиц, виновных в совершении преступления, обеспечению обоснованного привлечения их в качестве обвиняемых и установлению всех обстоятельств совершенного преступления для правильного разрешения уголовного дела.

Предварительное расследование осуществляется в двух формах: после возбуждения уголовного дела следователь приступает к производству предварительного следствия, а орган дознания по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, осуществляет дознание.

Основной формой предварительного расследования является предварительное следствие. Оно проводится по подавляющему большинству уголовных дел.

Предварительное следствие производится следователями согласно подследственности, установленной частью 2 статьи 151 УПК РФ.

Органы предварительного следствия

К органам предварительного следствия УПК РФ относит следующие:

– Следственный комитет РФ,

– следственные подразделения органов внутренних дел;

– следственные органы Федеральной службы безопасности

– следователей Федеральной службы по контролю за незаконным оборотом наркотических средств.

Срок предварительного следствия

Говоря об общей характеристике предварительного следствия, прежде всего, необходимо рассмотреть вопрос о его сроках, установленных законом, поскольку несоблюдение сроков предварительного следствия является одним из существенных нарушений уголовно-процессуального законодательства.

Так, в ст. 6.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ законодатель констатировал, что обстоятельства, связанные с организацией работы органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, а также рассмотрение уголовного дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумных сроков осуществления уголовного судопроизводства (ч. 4).

По общему правилу предварительное следствие по уголовному делу должно быть окончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела.

Началом срока предварительного следствия считается время со дня возбуждения уголовного дела (включительно).

Окончанием срока предварительного следствия считается (включительно):

– день его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера;

– день вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

Следует также отметить, что в срок предварительного следствия не включается:

– время на обжалование следователем решения прокурора о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков (п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ);

– время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено (ст.208 УПК РФ).

Ст. 6.1. УПК РФ допускает продление этого срока лишь при условии, что уголовное преследование, назначение наказания и прекращение уголовного преследования должны осуществляться в разумный срок.

Не вдаваясь в научные дискуссии о начале и окончании разумного срока уголовного судопроизводства, возьмем за их основу конкретные процессуальные сроки, которые предусмотрены УПК РФ для предварительного расследования.

При соблюдении условия «разумности» срок предварительного следствия может быть продлен в следующем порядке:

– до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа;

– до 12 месяцев руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями, по уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность;

– дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем – Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

Если возникает необходимость продления срока предварительного следствия, следователь должен вынести соответствующее постановление и представить его руководителю следственного органа не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия.

Срок дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления дела к следователю в случаях:

– возвращения прокурором уголовного дела срок для исполнения указаний прокурора;

– возобновления приостановленного или прекращенного уголовного дела либо возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования

– возвращения прокурором уголовного дела следователю в связи с возвращением дела прокурору судом.

Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях.

Следственные действия

Предварительное следствие связано с проведением следственных действий.

Следственные действия – это производимые в строгом соответствии с законом процессуальные действия, направленные на собирание (обнаружение, фиксацию и изъятие) и проверку доказательств.

Как правило, следственные действия проводятся по инициативе следователя, но могут быть проведены и по указанию руководителя следственного органа.

К числу следственных действий УПК РФ относит:

– осмотр (места происшествия, животных и их трупов, предметов и документов) и освидетельствование (осмотр живого лица);

– эксгумация (извлечение трупа из места захоронения) и осмотр трупа;

– обыск (в том числе, личный обыск) и выемку;

– допрос (потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, специалиста, эксперта) и очную ставку;

– предъявление для опознания:

– следственный эксперимент;

– проверку показаний на месте;

– контроль и запись переговоров;

– получение информации о соединениях между абонентами;

– назначение и производство судебной экспертизы.

Ряд из этих следственных действий можно проводить не только в ходе предварительного следствия, но и до возбуждения уголовного дела. К ним относятся: осмотр и освидетельствование, назначение и производство судебной экспертизы.

Производство следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав и свобод личности, требует от следователя вынесения постановления об их производстве (например, эксгумация, освидетельствование, обыск, выемка).

Ряд таких следственных действий может осуществляться только с разрешения суда. К ним, в частности, относятся:

– осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

– обыск и выемка в жилище,

– выемка заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи,

– личный обыск (за исключением личного обыска производимого при задержании лица или заключении его под стражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела);

– выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;

– наложение ареста на корреспонденцию, разрешение на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;

– контроль и запись телефонных и иных переговоров;

– получение информации о соединениях между абонентами и абонентскими устройствами.

С этой целью следователь с согласия руководителя следственного органа возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, о чем выносится постановление.

При производстве следственных действий следователь обязан обеспечить охрану прав и интересов граждан.

Запрещается совершать действия, унижающие честь и достоинство граждан или связанные с опасностью для их жизни и здоровья.

Недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер воздействия на участников следственных действий. Нельзя проводить следственные действия в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательств.

В процессе следственных действий следователем должны приниматься меры к охране государственной тайны и неразглашению сведений об интимных сторонах жизни участвующих в них лиц.

Для проведения следственных действий следователь может привлекать специалиста.

Кроме того, для удостоверения факта производства следственного действия, а также его содержания, хода и результатов следователь может приглашать понятых. В некоторых случаях, специально оговоренных в законе, проведение следственных действий требует обязательного участия понятых

Ход и результаты следственного действия отражаются в протоколе следственного действия.

В следующих публикациях мы еще вернемся к теме следственных действий, что бы рассмотреть процессуальные и тактические особенности производства каждого из них.

Участники уголовного судопроизводства

Согласно определению, представленному законодателем в п. 59 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ, участники уголовного судопроизводства – это лица, принимающие участие в уголовном процессе.

УПК РФ в зависимости от наличия собственных интересов, выполнения процессуальных функций, реализации соответствующих прав и осуществления возложенных на них обязанностей всех участников уголовного судопроизводства делит на следующие группы:

1. Суд

2. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения:

– прокурор;

– следователь и руководитель следственного органа;

– орган дознания;

– дознаватель и начальник подразделения дознания;

– потерпевший;

– частный обвинитель;

– гражданский истец;

– представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя.

3. Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты:

– подозреваемый;

– обвиняемый;

– законные представители несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого;

– защитник;

– гражданский ответчик и его представитель.

4. Иные участники уголовного судопроизводства:

– свидетель;

– переводчик;

– понятой;

– эксперт;

– специалист.

В последующих публикациях мы более подробно рассмотрим процессуальный статус некоторых из вышеперечисленных участников уголовного судопроизводства.

P. S. В дополнение к данной консультации предлагаю ознакомиться с докладом на тему “Уголовное следствие в России: теория и практика”.

Также приглашаем посетить наш сайт “Адвокат в Краснодаре”, а если хотите получать новые советы и интересные публикации, обязательно ставьте лайки, делитесь материалами и подписывайтесь на канал. Наша задача – делиться с вами только полезной и актуальной информацией.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/advokatsidorov/predvaritelnoe-sledstvie-5c03d7dce31d0b03d6bb21f9

Предварительное расследование — что нужно знать

Фз о предварительном следствии

Каждое уголовное преступление расследуется уполномоченными структурами правоохранительных органов в виде дознания или следственных действий, целью которых является поиск виновных лиц и сбор доказательной базы.

Как показывает практика, во время проведения подобных мероприятий высока вероятность нарушения прав граждан, подозреваемых в противоправных действиях.

Хороший уголовный адвокат поможет предупредить их возникновение и свести к минимуму возможные негативные последствия.

Особенности проведения предварительного расследования

Каждый этап расследования уголовного преступления имеет общие нормы для всех правоохранительных структур, занимающихся делом. Однако они различаются по правилам проведения в каждом конкретном случае. Сегодня в ходе расследования принято следовать общепринятым правилам ведения расследования:

  • соблюдение норм подследственности и мест ведения следственных мероприятий;
  • начало следствия в исходной точке правонарушения;
  • соблюдение границ ведения расследования;
  • следователь должен иметь необходимые права и квалификацию для самостоятельного ведения расследования;
  • обязательное рассмотрение всех относящихся к расследованию ходатайств и удовлетворения значимых из них;
  • запрет на передачу любой информации, касающейся расследования;
  • в случае возникновения необходимости – группировать идентичные дела или выделять те или иные случаи в отдельное дело;
  • привлекать только специалистов, имеющих необходимую квалификацию, и использовать специальную технику или оборудование;
  • своевременно предпринимать необходимые действия для выявления, предотвращения противоправных действий.

Целью правоохранительных структур, проводящих расследования являются:

  • раскрытие преступления;
  • поиск граждан, причастных к противоправным действиям, и оправдание лиц, не причастных к ним;
  • создание полноценной базы доказательств;
  • доставка всех подозреваемых лиц на судебный процесс;
  • обеспечение получения решения суда о взыскании ущерба, полученного в результате противоправных действий.

Участие адвоката в уголовном деле позволяет контролировать полноту и правильность ведения мероприятий, направленных на достижение перечисленных выше действий.

Цели следствия на предварительной стадии

Предварительная стадия следствия в ходе расследования преступления является вторым этапом. Его результатом может стать или прекращение расследования, если не установлена причастность подозреваемого в совершении преступления или дело передается в судебное учреждение для последующего разбирательства. Основным целями, которые должен решить этот этап расследования являются:

  • составление полноценной доказательной базы;
  • предоставление государственного защитника гражданину, подозреваемому в преступлении;
  • применение, в случае возникновения необходимости, мер принудительного характера к подозреваемому;
  • прекращение следственных действий или передача дела по уголовному преступлению в судебное учреждение.

Результатом этого этапа следствия может стать либо прекращение расследования (и участие адвоката в уголовном деле может существенно посодействовать этому), либо прокурор составит:

  • акт обвинения;
  • постановление о принудительном направлении подозреваемого лица на лечение;
  • обвинительное заключение.

Какой из перечисленных документов будет оформлен, определяется квалифицирующими признаками Уголовного кодекса России в соответствии с вменяемым подозреваемому преступным деянием.

Форма проведения предварительного следствия в каждом конкретном случае зависит от степени тяжести преступления, которая оказывает влияние и на само судебное разбирательство. В действующем УПК выделяется два вида следственных действий: предварительное расследование; дознание.

Этап предварительного расследования

Этот вид следственных действий предоставляет возможности для расследования преступления, формирования максимально полной доказательной базы, определения мотивов преступления и соблюдения гражданских прав подозреваемых в его преступлении. На этом этапе хороший уголовный адвокат, сможет проконтролировать правильность действий правоохранительных и отстоять права подозреваемого в нем гражданина.

Предварительное расследование должно проводиться по всем преступлениям уголовного характера, кроме тех, возбуждение которых производится частным образом. Документом, на основании которого начинаются следственные действия, служит постановление о начале расследования по делу.

Для поведения следственных мероприятий назначается или один из следователей, или привлекается целая группа следователей и оперативных работников. Второй вариант, как правило, выбирается при расследовании сложных преступлений с большим объемом следственных мероприятий.

Во главе группы стоит старший следователь, основная задача которого заключается в координации действий всех ее членов. Ознакомление адвоката с уголовным делом также чаще проводится на данном этапе.

Назначенный на расследование следователь или старший группы по завершении всех следственных мероприятий должен:

  • уведомить подозреваемого, что он имеет право ознакомится с делом лично, либо в присутствии адвоката. Сообщение об этом составляется письменной форме под протокол;
  • уведомить всех иных участников дела, среди которых потерпевший или потерпевшие, истец, ответчик, адвокат и т.п.

Этап предварительного расследования состоит из множества следственных мероприятий, под каждое из которых должен быть составлен протокол, подписанный ознакомленными с ним гражданами. После того, как обвинительное заключение вынесено прокурором, уголовное дело направляется к прокурору и дается старт судебному процессу.

Дознание

Дознание проводит назначенный дознаватель в случаях, когда в полномасштабном предварительном расследовании нет необходимости. Его проводят:

  • когда правонарушение имеет среднюю или низкую степень тяжести;
  • когда нет необходимости в проведении большого объема следственных мероприятий (например, установлен гражданин, совершивший преступное деяние).

Дознание имеет следующие особенности:

  • ведущий дело дознаватель имеет меньший, чем следователь уровень самостоятельности;
  • срок проведения дознания не может превышать 20 календарных дней, однако его можно продлить еще на тридцатидневный срок;
  • отсутствуют правоохранительные структуры, имеющие право привлекать к ответственности подозреваемого, выносить обвинительное заключение, отправлять подозреваемого в спецлечебницу и т.п.

Участие адвоката в уголовном деле позволит контролировать правильность проведения дознания на всех его этапах.

Правоохранительные структуры, уполномоченные проводить предварительное следствие

Согласно действующему законодательству структурами, имеющими право осуществлять следственные мероприятия, являются следственные подразделения МВД, Прокуратуры, ФСБ, Следственная структура службы по контролю за обращением наркотиков, СК РФ.

Никакие иные структуры принимать участие в предварительном расследовании не имеют права.

Сроки ведения предварительного следствия

Для раскрытия совершенных преступлений и наказания преступников российским законодательством установлен срок проведения следственных мероприятий по делу.

За это время следственная структура должна собрать достаточное количество убедительных доказательств, необходимых для начала судебного разбирательства и вынесения приговора по делу.

Отсчет периода, отведенного для проведения предварительного следствия, начинается в момент возбуждения производства по уголовному преступлению.

В случаях, когда последний день расследовании совпадает с праздничным или выходным днем, срок его окончания отодвигается на следующий за ним первый рабочий день.

Законом установлен 2-х месячный срок для проведения предварительного следствия. В отдельных случаях, по решению уполномоченных сотрудников соответствующих органов можно продлевать еще на 1 месяц. Продление должно оформляться постановлением установленного образца.

В случаях, когда предварительное расследование невозможно закончить в указанные сроки, постановление о продлении расследования принимается соответствующими органами федерального уровня. Такой порядок позволяет продлевать сроки проведения следствия до 1-го года.

На продолжительность проведения предварительного расследования могут влиять:

  • период проведения проверки обстоятельств преступления следственными структурами до официального возбуждения уголовного преследования;
  • период времени, в который проходит обжалование дела по причине выяснения дополнительных обстоятельств, время необходимое для устранения установленных нарушений и т.п.;
  • период приостановки расследования, регламентированный Уголовным кодексом.

Привлечение и ознакомление адвоката с уголовным делом позволит избежать незаконного увеличения срока предварительного расследования.

Порядок продления срока расследования

Если возникает необходимость в продлении срока проведения предварительного расследования, то следователь или старший группы обязан направить к имеющему соответствующие полномочия сотруднику из вышестоящей структуры ходатайство с просьбой продлить срок проведения расследования. Этот документ должен быть направлен не менее, чем за пять дней до окончания установленного законом срока.

В ходатайстве указываются:

  • дата начала судебного расследования;
  • даты начала и длительность периодов отсрочек, если они уже были ранее;
  • причины, по которым необходимо продлить срок предварительного расследования;
  • предполагаемый срок окончания расследования;
  • дополнительная информация, если в этом есть необходимость.

Ходатайство должно помочь вышестоящему руководству принять обоснованное решение о продлении или не продлении срока расследования.

В случае положительного решения сотрудник, ответственный за проведение следственных действий, должен сообщить об этом всем гражданам, причастным к делу (потерпевшей стороне, обвиняемому).

При участии адвоката в уголовном деле, его также нужно поставить в известность.

Вывод

Правила и нормы действующего законодательства обязаны соблюдать не только причастные к уголовному преступлению лица, но и правоохранительные структуры, ответственные за проведение следственных действий и привлечение виновных к ответственности. Их действия жестко контролируются вышестоящими структурами и прокуратурой, а хороший уголовный адвокат сможет не допустить необоснованного обвинения лиц, непричастных к уголовному преступлению.
 

Источник: https://sstumanov.ru/predvaritelnoe-rassledovanie-chto-nuzhno-znat/

Федеральный закон от 30.12.2015 № 440-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части уточнения полномочий начальника органа дознания и дознавателя»

Фз о предварительном следствии

 30 декабря 2015 года                                                                                       N 440-ФЗ

И ДОЗНАВАТЕЛЯ

Принят

Государственной Думой

18 декабря 2015 года

Одобрен

Советом Федерации

25 декабря 2015 года

Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; 2003, N 27, ст. 2706; N 50, ст. 4847; 2006, N 3, ст. 277; N 28, ст. 2975; 2007, N 16, ст. 1827; N 24, ст. 2830, 2833; N 31, ст.

4011; N 41, ст. 4845; N 50, ст. 6235, 6236; 2008, N 49, ст. 5724; 2009, N 11, ст. 1267; N 26, ст. 3139; 2010, N 11, ст. 1168; N 17, ст. 1985; N 18, ст. 2145; N 27, ст. 3427, 3428; N 30, ст. 3989, 4003; 2011, N 1, ст. 16, 45; N 7, ст. 901; 2012, N 10, ст. 1165; N 24, ст. 3068, 3070; N 31, ст.

4332; 2013, N 9, ст. 875; N 14, ст. 1661; N 27, ст. 3458, 3477; N 30, ст. 4028, 4053; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6997; 2014, N 6, ст. 554, 558; N 30, ст. 4274; N 43, ст. 5792; 2015, N 1, ст. 47; N 13, ст. 1806; N 24, ст. 3367; N 27, ст.

3981; Российская газета, 2015, 16 декабря) следующие изменения:

1) в статье 5:

а) пункт 17 изложить в следующей редакции:

“17) начальник органа дознания – должностное лицо, возглавляющее соответствующий орган дознания, а также его заместитель;”;

б) пункт 25 изложить в следующей редакции:

“25) постановление – любое решение, за исключением приговора, вынесенное судьей единолично; решение, вынесенное президиумом суда при пересмотре соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу; решение прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя, вынесенное в ходе досудебного производства, за исключением обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления;”;

в) пункт 33 после слова “следователем,” дополнить словами “органом дознания, начальником органа дознания, начальником подразделения дознания,”;

г) пункт 41.1 после слова “прокурора” дополнить словами “, начальника органа дознания”;

д) пункт 47 после слова “дознаватель,” дополнить словами “начальник подразделения дознания, начальник органа дознания, орган дознания,”;

2) в статье 6.1:

а) в части третьей слова “начальника подразделения дознания, органа дознания,” заменить словами “органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания,”;

б) в части третьей.1 слова “начальника подразделения дознания, органа дознания,” заменить словами “органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания,”;

3) в статье 7:

а) часть первую после слов “орган дознания” дополнить словами “, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания”;

б) часть третью после слов “органом дознания” дополнить словами “, начальником органа дознания, начальником подразделения дознания”;

в) часть четвертую после слова “следователя,” дополнить словами “органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания,”;

4) часть третью статьи 11 после слов “орган дознания” дополнить словами “, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания”;

5) часть первую статьи 19 после слов “органа дознания” дополнить словами “, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания”;

6) часть третью статьи 29 после слов “органа дознания” дополнить словами “, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания”;

7) в пункте 6 части второй статьи 37 слова “постановления дознавателя” заменить словами “постановления органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя”;

8) пункт 1 части третьей статьи 40.1 изложить в следующей редакции:

“1) проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве дознавателя;”;

9) дополнить статьей 40.2 следующего содержания:

“Статья 40.2. Начальник органа дознания

1. Начальник органа дознания уполномочен:

1) поручать проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном настоящим Кодексом, а также производство дознания и неотложных следственных действий по уголовному делу, лично рассматривать сообщения о преступлении и участвовать в их проверке;

2) продлевать в порядке, установленном настоящим Кодексом, срок проверки сообщения о преступлении;

3) проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве органа дознания, дознавателя;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий;

5) рассматривать материалы уголовного дела и письменные возражения дознавателя на указания начальника подразделения дознания и принимать по ним решение;

6) поручать должностным лицам органа дознания исполнение письменных поручений следователя, дознавателя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также об оказании содействия при их осуществлении;

7) принимать решение о производстве дознания группой дознавателей и об изменении ее состава;

8) выносить постановление о восстановлении дознавателем утраченного уголовного дела либо его материалов;

9) возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного дознания, производстве дознания в общем порядке, пересоставлении обвинительного акта или обвинительного постановления;

10) утверждать обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;

11) осуществлять иные полномочия, предоставленные начальнику органа дознания настоящим Кодексом.

2. Начальник органа дознания по отношению к дознавателям, уполномоченным им осуществлять предварительное расследование в форме дознания, обладает полномочиями начальника подразделения дознания, предусмотренными статьей 40.1 настоящего Кодекса.

3. В органах внутренних дел Российской Федерации полномочия начальника органа дознания осуществляют также заместители начальника полиции.”;

10) в части первой статьи 41 слова “или его заместителем” заменить словами “путем дачи письменного поручения”;

11) пункт 18 части второй статьи 42 после слова “дознавателя,” дополнить словами “начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания,”;

12) пункт 17 части четвертой статьи 44 после слова “дознавателя,” дополнить словами “начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания,”;

13) в пункте 10 части четвертой статьи 46 слова “суда, прокурора, следователя и дознавателя” заменить словами “дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, прокурора и суда”;

14) в части четвертой статьи 47:

а) пункт 10 после слова “следователя” дополнить словами “или дознавателя”;

б) пункт 14 после слова “дознавателя,” дополнить словами “начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания,”;

15) в статье 53:

а) пункт 10 части первой после слова “дознавателя,” дополнить словами “начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания,”;

б) часть вторую изложить в следующей редакции:

“2.

Защитник, участвующий в производстве следственного действия, в рамках оказания юридической помощи своему подзащитному вправе давать ему в присутствии следователя, дознавателя краткие консультации, задавать с разрешения следователя, дознавателя вопросы допрашиваемым лицам, делать письменные замечания по поводу правильности и полноты записей в протоколе данного следственного действия. Следователь или дознаватель может отвести вопросы защитника, но обязан занести отведенные вопросы в протокол.”;

16) пункт 12 части второй статьи 54 после слова “дознавателя,” дополнить словами “начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания,”;

17) пункт 5 части четвертой статьи 56 после слова “дознавателя,” дополнить словами “начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания,”;

18) в статье 57:

а) пункт 5 части третьей после слова “дознавателя,” дополнить словами “начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания,”;

б) пункт 1 части четвертой после слов “без ведома” дополнить словом “дознавателя,”;

19) пункт 4 части третьей статьи 58 после слова “дознавателя,” дополнить словами “начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания,”;

20) пункт 3 части третьей статьи 59 после слова “дознавателя,” дополнить словами “начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания,”;

21) пункт 3 части третьей статьи 60 после слова “дознавателя,” дополнить словами “начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания,”;

22) абзац первый части первой статьи 61 после слова “следователь,” дополнить словами “начальник органа дознания, начальник подразделения дознания,”;

23) часть первую статьи 62 после слова “следователь,” дополнить словами “начальник органа дознания, начальник подразделения дознания,”;

24) в статье 67:

а) наименование изложить в следующей редакции:

“Статья 67. Отвод следователя, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя”;

б) часть первую после слов “а решение об отводе” дополнить словами “начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и”;

в) часть вторую после слова “следователя,” дополнить словами “начальника органа дознания, начальника подразделения дознания,”;

25) в части первой статьи 72:

а) пункт 1 после слова “следователя,” дополнить словами “начальника органа дознания, начальника подразделения дознания,”;

б) пункт 2 после слова “следователя,” дополнить словами “начальника органа дознания, начальника подразделения дознания,”;

26) в части первой статьи 123 слова “органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания,” заменить словами “дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания,”;

27) в статье 125:

а) часть первую изложить в следующей редакции:

“1.

Постановления органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Если место производства предварительного расследования определено в соответствии с частями второй – шестой статьи 152 настоящего Кодекса, жалобы на действия (бездействие) и решения указанных лиц рассматриваются районным судом по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело.”;

б) часть вторую после слова “дознавателя,” дополнить словами “начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, орган дознания,”;

в) часть третью после слова “дознавателя,” дополнить словами “начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания,”;

г) в части седьмой слова “орган дознания, дознаватель,” заменить словами “дознаватель, начальник подразделения дознания, начальник органа дознания, орган дознания,”;

28) в статье 139 слова “дознавателя, органа дознания,” заменить словами “органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя,”;

29) часть первую.1 статьи 144 после слова “дознавателя,” дополнить словами “начальника подразделения дознания, начальника органа дознания,”;

30) в статье 155:

а) в части первой слово “прокурору” заменить словами “начальнику органа дознания”;

б) дополнить частью первой.1 следующего содержания:

“1.

1. Копия постановления о выделении в отдельное производство материалов уголовного дела направляется прокурору.”;

31) часть девятую статьи 166 изложить в следующей редакции:

“9. При необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь, дознаватель вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности.

В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия начальника органа дознания выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается, приобщается к уголовному делу и хранится при нем в условиях, исключающих возможность ознакомления с ним иных участников уголовного судопроизводства. В случаях, не терпящих отлагательства, указанное следственное действие может быть произведено на основании постановления следователя или дознавателя о сохранении в тайне данных о личности участника следственного действия без получения согласия соответственно руководителя следственного органа, начальника органа дознания. В данном случае постановление следователя передается руководителю следственного органа, а постановление дознавателя – начальнику органа дознания для проверки его законности и обоснованности незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.”.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

30 декабря 2015 года

N 440-ФЗ

Время создания/изменения документа: 11 февраля 2016 12:51 / 11 февраля 2016 12:55

Версия для печати

Источник: https://fssp.gov.ru/2266108/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.