Фз 113 о присяжных

Закон о присяжных заседателях с последними изменениями

Фз 113 о присяжных
Бесплатная консультация юриста по телефону:

Присяжные заседатели — группа из нескольких человек, которые участвуют при рассмотрении судебного дела.

Суд присяжных — простая судебная система. Люди, которые состоят в подобных группах, юридически не подкованы.

Они не заинтересованы в деле, поэтому их окончательное решение зависит от того, насколько убедительными будут стороны.

Тем не менее, правовые отношения лиц, принявших присягу регулируется Федеральным законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

Общие положения ФЗ 113

Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 31 июля 2004 года, а одобрен спустя 8 дней того же года. Последние изменения были внесены 1 июля 2017 года.

Краткое содержание ФЗ 148:

  • Описывает способы рассмотрения дел уголовного характера с присяжными;
  • Перечисляет условия, которые предъявляются гражданам, принявшим присягу;
  • Перечисляет обязанности составления кандидатов, которые планируют участвовать в судебном деле;
  • Сроки исполнения обязанностей гражданина в лице заседателя, принявшего присягу.

Судебные дела уголовного характера рассматриваются заседателями, принявшими присягу. Рассмотрение проводится в Верховном Суде РФ или других судах. Присяжные заседатели не принимают участие в военных судах, которые были проведены за пределами РФ.

Читайте актуальные изменения ФЗ о судебной системе 2018 года тут:

Какие были внесены изменения?

Как уже говорилось выше, в Федеральный закон были внесены изменения 1 июля 2017 года. В частности изменилась статья 7.

Ст 7

В статье 7 был изменен пункт 1. В нем говорится о том, что граждане, которые были включены в список запасных присяжных, могут быть оттуда исключены.

Основанием для исключения могут послужить обстоятельства, которые препятствуют ему исполнять свои непосредственные обязанности в виде присяжного, как:

  • Отсутствие знания языка, на котором рассматривается судебное дело с присяжными;
  • Плохое состояние здоровья, которое подтверждается медицинскими справками;
  • Возраст (старше 65 лет);
  • Военнослужащий;
  • Гражданин, который был уволен из федеральной службы безопасности или другой охранной организации.

Ниже рассмотрены основные статьи Федерального закона

Ст 3

В статье 3 описываются условия, которые должны быть выполнены лицами, принявшими присягу для рассмотрения дела.

Присяжными заседателями не могут быть лица:

  • Младше 25 лет;
  • С судимостью;
  • Признанные недееспособными или ограниченные в дееспособности по решению суда;
  • Употребляющие наркотические или психоневрологические средства.

Ст 5

В статье 5 описываются сроки составления списков с новыми присяжными. Исполнительный орган гос. власти контролирует порядок и сроки составления списков в них.

Ст 7

В статье 7 описываются ситуации, в которых присяжные не могут участвовать в судебном заседании. Это касается тех, которые были исключены из списка кандидатов. Исключением занимается орган муниципального образования или исполнительный орган государственной власти РФ.

Основания для исключения:

  • Ситуации, которые описываются в статье 3 ФЗ;
  • Гражданин собственноручно составил заявление с описанием обстоятельств, которые препятствуют ему в выполнении обязанностей присяжного.

Ст 8

В статье 8 описывается процесс направления документа в суд, в котором содержатся списки кандидатов в присяжные. За месяц до того как истекают полномочия должностных лиц, исполнительным органом государственной власти списки должны быть направлены в суд. Если в них были внесены изменения, то соответствующий документ направляется в судебную инстанцию. Срок отправки — одна неделя.

Если при рассмотрении списков было выявлено, что часть кандидатов не может рассматривать судебные дела по конкретным обстоятельствам, органу государственной власти предоставляется дополнительное время на то, чтобы были внесены изменения или дополнения в соответствующие списки кандидатов.

Ст 10

В статье 10 описывается временной период, в течение которого присяжный заседатель может исполнять свои обязанности. Граждане, которые являются присяжными, должны ежегодно в течение 10 рабочих дней рассматривать судебные дела.

Если речь идет об уголовном деле, которое за указанный временной промежуток не было завершено, то такие граждане обязаны рассматривать это дело до его завершения.

Граждане, которые находятся в резервных списках кандидатов заседателей, принявших присягу, могут участвовать на других судебных заседаниях.

Ст 11

В статье 11 описываются виды финансирования подобных граждан. В период выполнения своих обязанностей суд выплачивает присяжному денежную компенсацию. Сумма денежной компенсации — 1/2 часть заработной платы судьи за этот день. Денежное вознаграждение не может быть меньше заработной платы присяжного в виде его основной работы в конкретном суде.

Суд за счет средств федерального бюджета, дополнительно выплачивает лицу, принявшему присягу, командировочные траты или транспортные расходы до суда и обратно. Во время рассмотрения судебного дела уволить человека, принявшего присягу или перевести его на другую работу по просьбе работодателя, недопустимо.

Ст 12

В статье 12 описывается, что заседатель, принявший присягу, имеет аналогичные гарантии с судьей. Гарантии неприкосновенности и независимости устанавливаются Конституцией РФ и другими законами. Лица, которые мешают выполнять обязанности присяжного заседателя, несут ответственность (административную и уголовную) на основе законодательства РФ.

Скачать закон о присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ

Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» регулирует правовые отношения, которые возникают у присяжных заседателей в период выполнения своих обязанностей.

Граждане могут рассматривать как административные, так и уголовные дела, получая за это денежную компенсацию. Рассмотрение дел с участием присяжных осуществляется только на территории Российской Федерации.

Чтобы скачать закон в последней редакции с внесенными изменениями, следует нажать на ссылку.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Источник: https://lawlinks.ru/zakon-o-prisyazhnyx-zasedatelyax/

Федеральный закон от 20.08.2004 № 113-ФЗ

Фз 113 о присяжных

(В редакции Федерального закона от 23 июня 2016 года № 209-ФЗ.)

1.

Председатели верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, ранее включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, вносят в высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации представления о необходимом для работы соответствующих судов числе кандидатов в присяжные заседатели.

2.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона устанавливает порядок и сроки составления списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований и уведомляет исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований о числе граждан, подлежащих включению в указанные списки от соответствующих муниципальных образований. При составлении списков кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования число включенных в них граждан не должно превышать 10 процентов установленного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации числа граждан, подлежащих включению в указанные списки. Составленные списки представляются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

3.

При недостаточной для формирования списков кандидатов в присяжные заседатели численности населения в муниципальных образованиях, на территории которых распространяется юрисдикция районного суда, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области или автономного округа вправе своим распоряжением образовывать округа из нескольких муниципальных образований.

4.

Кандидаты в присяжные заседатели муниципального образования определяются путем случайной выборки с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» на основе содержащихся в ее информационном ресурсе персональных данных об избирателях, участниках референдума. При этом из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями в соответствии с частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

5.

О составлении списка и запасного списка кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования исполнительно-распорядительный орган муниципального образования извещает граждан, проживающих на территории муниципального образования, а также уведомляет граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, в течение двух недель предоставляет гражданам возможность ознакомиться с ними и рассматривает поступающие от граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, письменные заявления об исключении их из этих списков и исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в этих списках.

6. Уточненные списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований подписываются главами муниципальных образований, скрепляются печатями и направляются в районные суды, юрисдикция которых распространяется на территории соответствующих муниципальных образований, а также в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

7.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании поступивших от исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, а в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, – списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов.

8. В запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, запасной список кандидатов в присяжные заседатели округа и запасной список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации включаются только граждане, постоянно проживающие в населенном пункте по месту постоянного нахождения соответствующего суда.

9. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, а также списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов подписываются руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляются печатью.

10. Список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования публикуются в средствах массовой информации муниципального образования и содержат только фамилии, имена и отчества кандидатов в присяжные заседатели.

11. Граждане имеют право обращаться в исполнительно-распорядительный орган соответствующего муниципального образования с письменными заявлениями о необоснованном включении их в указанные списки, об исключении их из этих списков или исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в этих списках.

12. Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования в пятидневный срок рассматривает поступившие в соответствии с частью 11 настоящей статьи письменные заявления и принимает по ним решения, которые могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

13. Изменения и дополнения, внесенные исполнительно-распорядительным органом муниципального образования в список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, публикуются в средствах массовой информации муниципального образования.

На основании внесенных в указанные списки изменений и дополнений высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вносит соответствующие изменения и дополнения в списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов, общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации.

14.

Исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны ежегодно (или по представлению председателя суда в более короткие сроки) проверять и при необходимости изменять и дополнять в соответствии с положениями настоящей статьи списки кандидатов в присяжные заседатели, исключая из них граждан, утративших право быть присяжными заседателями, и включая в них тех, кто был отобран дополнительно.

15. Финансовое обеспечение переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований государственных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели осуществляется из средств федерального бюджета в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

Источник: https://www.audar-info.ru/na/editArticle/index/type_id/1/doc_id/2431/release_id/47756/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.