Функции уголовного преследования

Значение уголовного преследования

Функции уголовного преследования

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего образования

«Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»

Гуманитарный институт

Высшая школа «Юриспруденции и судебно-технической экспертизы»

Направление 40.03.01 Юриспруденция

ДОКЛАД

По предмету: «Уголовный процесс»

    Тема: «Институт присяжных заседателей в России»

Выполнила: студентка СПбПУ

Юркова О.Ю.__________

Санкт-Петербург

2018

В цивилизованной правовой действительности каждый правовой институт или отдельные нормы права имеют глубокие социальные корни и учреждаются для выполнения определенных общественно значимых функций.

Являясь выражением воли государства и народа и имея в основе своей социально-политическую природу, они всегда вызываются к жизни как ответная реакция на назревшие социально-экономические потребности существующего строя, преследуют цель наиболее эффективного регулирования конкретных общественных отношений.

Но общественные отношения, правоприменительная практика, как известно, постоянно развиваются, каждый этап развития выдвигает свои задачи, наполняет их новым конкретным содержанием. А закон должен улавливать пульс общественной жизни, отражать объективные ее запросы и служить этим задачам.

Дискуссионным в теории уголовно-процессуальной науки является также вопрос о начале реализации функции уголовного преследования, а также действительном ее содержании.

Проблемными, в частности, оказались вопросы о включении в содержание функции уголовного преследования мер оперативно-розыскного характера, призванных изобличать подозреваемого в совершении деяния, запрещенного уголовным законом, и соответственно о начале реализации функции уголовного преследования именно с момента начала применения указанных мер.

Понятие и сущность уголовного преследования

Уголовное преследование, в соответствии с п. 55 ст. 5 УПК РФ, – процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого. В этом контексте главное то, что изобличение как процессуальная деятельность осуществляется в отношении подозреваемого и обвиняемого.

Понятие «уголовное преследование» имеет весьма продолжительную историю. Еще в ст.1 главы второй «Краткого изображения процессов или судебных тяжб» (1715 г.

) говорилось о том, что «процесс есть дело судимое, чрез который случающыяся тяжебные дела основательным представлением и из обстоятельства дел обретенных доказов явны сочиняются, и потом от судей, по изобретению оных притчин, решение чинится».[3] С начала XIX в. осуществление уголовного преследования было поручено органам прокуратуры.

Именно на прокуроров возложили обязанность не только наблюдать, «не происходит ли где кому пристрастных допросов, бесчеловечных истязаний и притеснений всякого рода», но и следить, «нет ли упущения и послабления преступлениям, а наипаче сокрытия нетерпимых злодеяний».[4]

Как ни странно, до недавнего времени законодательно этот термин определен не был. Лишь в ст.9 УПК РСФСР 1922 г.

указывалось, что прокуратура обязана возбуждать уголовное преследование перед судебными и следственными органами по всякому совершившемуся и подлежащему наказанию преступлению.[5] Данная формулировка в УПК РСФСР 1961 г.

воспроизведена не была, а сам термин «уголовное преследование» заменили на другой – «возбуждение уголовного дела».

В существовавшей обвинительной модели досудебного уголовного процесса с уголовным преследованием часто ассоциировалось все уголовное судопроизводство, включая и деятельность суда.

Таким образом, законодательное определение данного термина в УПК РФ устанавливает следующие признаки, характеризующие уголовное преследование как один из видов уголовно-процессуальной деятельности:

а) данная деятельность является процессуальной, т.е. происходит в рамках уголовно-процессуального законодательства;

б) она осуществляется стороной обвинения, т.е. прокурором, а также следователем, начальником следственного отдела, дознавателем, частным обвинителем, потерпевшим, его законным представителем, гражданским истцом и его представителем;

в) имеет целью изобличение как подозреваемого, так и обвиняемого в совершении преступления.

г) имеет в зависимости от субъекта виды: частное, публичное, частно-публичное.

Прежде всего, в ст. 5 УПК РФ содержатся понятия, которые невозможно четко соединить между собой. В частности, согласно п. 55 лицами, в отношении которых осуществляется уголовное преследование, являются подозреваемый и обвиняемый.

Однако в приведенном в п. 46 ст. 5 УПК РФ перечне участников со стороны защиты подозреваемый не упоминается. Тем самым, существенно нарушен процессуальный паритет, поскольку функции уголовного преследования, реализующейся в отношении подозреваемого, не противостоит функция защиты этого же подозреваемого.

Более того, данная ситуация прямо нарушает положения ст. 16 УПК РФ, в которой закреплены правила, входящие в содержание принципа обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту. Это, несомненно, требует дополнения содержащегося в п. 46 ст. 5 УПК РФ перечня участников уголовного судопроизводства со стороны защиты такой процессуальной фигурой, как подозреваемый.

Далее, в п. 45 упоминавшейся ст. 5 УПК РФ в качестве синонимов употребляются термины «функция обвинения» и «функция уголовного преследования». Из этого как минимум вытекает, что уголовное преследование и обвинение – идентичные категории. Заметим, что ранее данную позицию поддерживали многие научные деятели (И.Я. Фойницкий, М.С. Строгович и др.[7] ).

В настоящее время УПК РФ четко разделил статусы свидетеля, подозреваемого и обвиняемого, что именно поэтому вопрос о том, являются ли термины «уголовное преследование» и «обвинение» равнозначными, приобрел совершенно иное звучание и стал весьма актуальным.

Следует, однако, иметь в виду, что категория обвинения применяется только в отношении лиц, которые приобрели процессуальный статус обвиняемых, тогда как уголовному преследованию фактически могут подвергаться и те, в отношении которых не было вынесено формальное решение о признании их

Действительно, нередко в рамках предварительного расследования производятся процессуальные действия, которые к уголовному преследованию непосредственного отношения не имеют (а иногда, наоборот, оказывают на уголовное преследование прямо противоположное воздействие).

Например, это бывает при удовлетворении ходатайства обвиняемого о производстве следственных действий, подтверждающих его невиновность или меньшую виновность.

Однако с точки зрения формальной логики мы не вполне согласны с утверждением уважаемого автора о несовпадении данных понятий и в связи с тем, что предварительное расследование осуществляется на досудебных стадиях уголовного процесса, а уголовное преследование – и в судебных стадиях.

Тот факт, что предварительное расследование на судебных стадиях не осуществляется, является аксиомой, поэтому изначально речь может идти о соотношении данных понятий лишь применительно к досудебному производству.

Все изложенное позволяет сделать вывод о том, что в содержание функции уголовного преследования входит принятие следующих процессуальных решений и совершение следующих процессуальных действий:

а) принятие решений, которыми лицу предоставляется статус подозреваемого или обвиняемого;

б) производство следственных действий, в результате которых были получены обвинительные доказательства;

в) избрание в отношении лица мер пресечения или иных мер процессуального принуждения;

г) санкционирование прокурором решений следователя (дознавателя) о производстве следственных действий, в результате которых были получены обвинительные доказательства;

д) санкционирование прокурором ходатайств следователя (дознавателя) об избрании меры пресечения, если это возможно не иначе как по судебному решению;

е) утверждение прокурором обвинительного заключения (обвинительного акта);

ж) участие представителей стороны обвинения (уголовного преследования) в производстве в суде первой и апелляционной инстанции.

Значение уголовного преследования

Значение уголовного преследования в том, что оно является основным средством защиты публичного интереса в уголовном процессе.

Публичный интерес – это охраняемый законом интерес, за которым стоят общество и государство. В уголовном судопроизводстве публичный интерес выражается в создании обстановки неотвратимости наказания за совершенное преступление и привлечении к уголовной ответственности виновных.

Он выражается также в обязанности государственных органов и должностных лиц в пределах своей компетенции обеспечить охрану прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства.

Защищая публичный интерес, уполномоченные органы и должностные лица осуществляют свои функции, как правило, независимо от воли отдельных организаций и граждан.

Совершение преступления должно влечь за собой уголовную ответственность. Предпосылкой наступления такой ответственности является уголовное преследование, под которым понимается прежде всего деятельность, осуществляемая, как отмечалось выше, прокурором, следователем, дознавателем, другими участниками со стороны обвинения.

Суд исключен из числа органов, осуществляющих уголовное преследование (ч. 3 ст. 15 УПК РФ).

Если первичная информация о готовящемся или совершенном преступлении поступает в суд, то она должна незамедлительно направляться органу или должностному лицу, наделенному полномочиями по проверке такого рода информации и принятию соответствующих решений.

Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 383;

Источник: https://studopedia.net/11_33603_znachenie-ugolovnogo-presledovaniya.html

Уголовное преследование

Функции уголовного преследования

Уголовное преследование – это процессуальная деятельность, которая осуществляется стороной обвинения для того чтобы изобличить лицо виновного в совершении преступления. 

Со стороны обвинения, эту деятельность осуществляют такие участники уголовного судопроизводства, как:

  • следователь;
  • прокурор;
  • руководитель следственного органа;
  • дознаватель;
  • начальник подразделения дознания;
  • частный обвинитель и его представитель;
  • гражданский истец и его представитель;
  • потерпевший и его законный представитель.

Но характер их деятельности, а также совокупность средств реализации функции уголовного преследования и объем предоставленных полномочий различаются в зависимости от: внутреннего убеждения, от тяжести и характера преступления, а также стадий производства по уголовному делу. 

В соответствии с ст. 20 УПК РФ закреплено три вида уголовного преследования:

  • частное;
  • публичное;
  • частно-публичное.

Тяжесть и характер совершенного преступления выступают критерием разделения уголовного преследования на данные виды. 

Дела частного обвинения – это дела о преступлениях, как правило, без отягчающих обстоятельств, которые предусмотрены в статьях УК РФ:

  • умышленное причинение легкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 115);
  • побои (ч. 1 ст. 116); 
  • клевета (ч. 1 ст. 129);
  • оскорбление (ст. 130  УК РФ).  

Подобные дела могут быть возбуждены только по заявлению потерпевшего, его законного представителя и прекращаются, если стороны пошли на примирение. Такой вариант возможен только до удаления суда в совещательную комнату.

Дела частно-публичного обвинения – это дела о преступлениях также без отягчающих обстоятельств, которые предусмотрены в УК РФ: 

  • изнасилование (ч. 1 ст. 131);
  • насильственные действия сексуального характера (ч. 1 ст. 132);
  • нарушение равенства свобод и прав человека и гражданина (ч. 1 ст. 136);
  • нарушение неприкосновенности частной жизни (ч. 1 ст. 137); 
  • нарушение телефонных переговоров, тайны переписки, а также телеграфных, почтовых или иных сообщений (ч. 1 ст. 138); 
  • нарушение неприкосновенности жилища (ч. 1 ст. 139) и другие.

Такие дела также возбуждаются по заявлению потерпевшего или его законного представителя, но в отличие от дел частного обвинения, эти дела не могут быть прекращены в связи с примирением сторон. 

Но правило, которое предусмотрено в ст. 25 УПК РФ, является исключением.

В статье закреплено, что суд, а также дознаватель с согласия прокурора или следователь с согласия руководителя следственного органа, если имеется заявление потерпевшего или его законного представителя, имеют право прекратить уголовное дело в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней или небольшой тяжести. И если преступление было совершено лицом впервые, и он загладил причиненный вред и примирился с потерпевшим. 

По таким делам производство осуществляется в общем порядке, который предусмотрен УПК РФ. 

  Опиши задание

Применительно к институту уголовного преследования, тенденция усиления равенства уголовного судопроизводства была закреплена. В сравнении с предыдущим уголовно-процессуальным законодательством (УПК РСФСР 1960 г.

) значительно расширился круг дел частно-публичного обвинения, а также появилась возможность не только у потерпевших, но и у их законных представителей,  возбуждать уголовные дела частно-публичного и частного обвинения.

 

Так как УПК РФ ориентировано на защиту прав и законных интересов лиц и организаций, которые оказались потерпевшими, а не на быстрое и полное раскрытие преступлений, то Расширение частных начал уголовного судопроизводства соответствует задачам и духу современного российского уголовно-процессуального законодательства. 

В Российской Федерации, защита прав и свобод человека не является только частным делом личности, но и обеспечивается государством.

Поэтому в ряде случаев, дела частного и частно-публичного обвинения могут возбуждаться должностными лицами (дознавателем с согласия прокурора, а также следователем) даже если отсутствует заявления потерпевшего и его законного представителя.

Это только в случаях, когда преступление было совершено в отношении лица, которое в силу беспомощного и зависимого состояния либо по другим причинам не может защищать свои права и законные интересы, а также в случаях, когда лицо совершило преступление и данных о нем не известно. 

В таких случаях уголовное преследование будет осуществляться вне зависимости  от волеизъявления потерпевшего.

Уголовные дела, возбужденные подобным образом, приобретают публичный характер, и уголовное преследование по ним осуществляется в публичном порядке. 

Так как уголовное преследование осуществляется по делам частно-публичного или частного обвинения в публичном порядке, то это не противоречит уголовному судопроизводству и его задачам. Таким образом, не следует его рассматривать как проявление приоритета государственных интересов над частными в уголовном процессе.

В данном случае, речь идет о защите охраняемых законом интересов и прав потерпевшего, который находится в беспомощном состоянии, или по иным причинам не может самостоятельно реализовать свое право.

Таким образом, дознаватель и следователь отстаивают от имени государства интересы лица, который нуждается в дополнительной защите со стороны государства.

Все остальные дела, которые не относятся к категориям дел частно-публичного и частного обвинения, считаются уголовными делами публичного обвинения.

Прокурор, а также дознаватель и следователь, в силу публичного характера российского уголовного судопроизводства, осуществляют уголовное преследование по уголовным делам частно-публичного и публичного обвинения от имени государства. 

Следователь, прокурор, орган дознания и дознаватель, в каждом случае обнаружения признаков преступления обязан руководствоваться принципом законности, изобличать лица или лиц, которые виновны в совершении преступления, а также принимать предусмотренные законом меры по установлению события преступления.

Обязанности, которые возлагаются на следователя, прокурора и дознавателя, могут быть исполнены надлежащим образом только  тогда, когда все эти лица будут обладать конкретными властными полномочиями. Согласно ст. 37, 38, 41 УПК РФ закреплено правовое положение следователя, прокурора и дознавателя.

Также закон устанавливает, что поручения, требования и запросы руководителя следственного органа, следователя, прокурора, органа дознания и дознавателя, которые предъявлены в пределах их полномочий, установленных УПК РФ являются обязательными для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и должностными лицами.
 

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovnyj-protsess/ugolovnoe-presledovanie/

Функция уголовного преследования: понятие и значение

Функции уголовного преследования

Статья Ефановой В.А. «О ПРОКУРОРСКОМ УГОЛОВНОМ ПРЕСЛЕДОВАНИИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ»

ФЗ «О прокуратуре РФ» в ст.1 закрепил функцию уголовного преследования в качестве одного из основных направлений ее деятельности. Само определение содержится в УПК.

Согласно п. 55 ст. 5 УПК РФ, «под уголовным преследованием следует понимать процессуальную деятельность, осуществляемую стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления».

Однако в дальнейшем тексте этого закона данное понятие наполняется разным содержанием. Так, например, ч. 2 ст.

21 УПК РФ, закрепляя обязанность по осуществлению уголовного преследования, требует от органов уголовного преследования принимать меры не только к изобличению лица, совершившего преступление, но и к установлению события преступления. А в соответствии с п. 2 ч. 2 ст.

37 УПК РФ прокурор, лишенный права сам возбуждать уголовные дела, может направлять материалы следователям и дознавателям для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных им нарушений уголовного законодательства и т.д.

Именно такое различие в использовании законодателем понятия «уголовное преследование» позволило О. Я. Баеву сделать вывод о существовании двух видов уголовного преследования: «опосредованное и непосредственное».

О непосредственном уголовном преследовании следует говорить, когда оно осуществляется в отношении конкретного лица, а об опосредованном – когда органы предварительного расследования приступают к производству следственных действий, направленных на выявление лица виновного в совершении преступления.

По субъектам осуществления следует различать следственное и прокурорское уголовное преследование.

Прокурорское уголовное преследование следует рассматривать в качестве составной части функции уголовного преследования (обвинения), состоящей в возбуждении прокурором государственного обвинения и поддержании его в суде.

Выводы по её статье.

Исследование вопросов, посвященных функциям прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса, позволило прийти к следующим выводам: во-первых, в этих стадиях уголовного процесса прокурор осуществляет две взаимосвязанные между собой функции – прокурорский надзор и уголовное преследование; во-вторых, изначально прокурор осуществляет функцию надзора за исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия и лишь на заключительном этапе расследования – при утверждении обвинительного заключения (акта) функция надзора порождает для прокурора функцию уголовного преследования, которая реализуется им в судебных стадиях в форме поддержания государственного обвинения; в-третьих, в целях обеспечения согласованности этих функций необходимо расширить полномочия прокурора, предоставив ему дополнительно следующие права: возбуждать уголовные дела в пределах надзорной компетенции; истребовать для ознакомления материалы уголовных дел и давать обязательные для следователя указания о направлении расследования и производстве отдельных процессуальных действий; утверждать постановления следователей о прекращении уголовных дел и самому прекращать уголовные дела, поступившие прокурору с обвинительным заключением.

Сущность прокурорского надзора как вида государственной деятельности, его особенности. Задачи и цели прокурорского надзора. Понятие отраслей и направлений прокурорского надзора, их краткая характеристика.

Законодатель не дает законодательного определения прокурорского надзора и не раскрывает его содержания.

С точки зрения ЕфановойВ.А. существует 4 понятия прокурорского надзора:

– как вид деятельности, осуществляемый генеральным прокурором и подчиненных ему прокуроров;

– как отрасль права – система норм, регламентирующих деятельность прокурора по осуществлению надзора и осуществлению иных предоставленных ФЗ «О прокуратуре функций».

– как науки: взгляды, мнения ученых по совершенствованию законодательное регламентирование деятельности прокуратуры, на нормативное регулирование и практику. Осуществляют оценку и анализ.

– как учебная дисциплина – изучение отдельных направлений надзорной деятельности и участие прокуроров в осуществлении судебной деятельности.

Прокурорский надзор как вид государственной деятельности – деятельность специально уполномоченных государственных органов (прокуратур), осуществляемая от имени РФ направленная на обеспечение точного единообразного исполнения законов, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, выполняемая с использованием предусмотренных законом полномочий и правовых средств их осуществления.

Сущность прокурорского надзора:

а) это самостоятельный вид государственной деятельности, которая является исключительной компетенцией прокуратуры;

б) осуществляется от имени государства – Российской Федерации;

в) заключается в проверке правильности соблюдения и исполнения законов, действующих на территории РФ;

г) направлен на выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, восстановление нарушенной законности, привлечение виновных к установленной законом ответственности.

Цели(ч.2 ст.1 ФЗ «О прокуратуре РФ») прокурорского надзора определяются статусом, местом и ролью прокуратуры в государственном устройстве и понимаются как то, к чему надо стремиться, что надо осуществлять, результат, на достижение которого направлена деятельность прокуратуры, регламентируемая законодательством:

а) обеспечение верховенства закона;

б) обеспечение единства и укрепления законности;

в) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;

г) обеспечение охраняемых законом интересов общества и государства.

Достижение указанных целей осуществляется с помощью решения основных задач. Эти задачи можно сгруппировать в три блока.

1. Задачи по обеспечению единства правового пространства в государстве:

  • достижение единообразия и точности при исполнении действующего на территории РФ законодательства;
  • обеспечение соответствия издаваемых на территории государства нормативно-правовых актов Конституции и федеральному законодательству;
  • гарантированное соблюдение на всей территории РФ прав и свобод человека и гражданина;
  • обеспечение судебной защиты нарушенных интересов государства путем подачи исков в арбитражные и гражданские суды.

2. Задачи по осуществлению борьбы с преступностью:

  • обеспечение реализации принципа неотвратимости уголовной ответственности за совершенные преступления. Решение этой задачи достигается путем осуществления органами прокуратуры от имени государства уголовного преследования, в том числе и поддержания государственного обвинения в суде, в соответствии с полномочиями, предоставленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
  • достижение согласованного взаимодействия различных правоохранительных структур государства в борьбе с преступностью;
  • обеспечение законности исполнения, назначенного судом наказания или иных мер принудительного характера.

3. Организационные задачи:

  • обеспечение оперативного поступления информации об имеющих место различных правонарушениях, организация на должном уровне работы с жалобами и заявлениями граждан;
  • установление эффективного сотрудничества с правоохранительными органами других стран для обеспечения эффективности уголовного преследования транснациональных преступных группировок; розыска и экстрадиции преступников, скрывающихся за рубежом; оказания правовой помощи по гражданским и семейным делам гражданам России, находящимся за рубежом; организации обмена положительным опытом работы между прокуратурами различных стран;
  • обеспечение населения достоверной информацией о состоянии законности и эффективности борьбы с правонарушениями как в отдельном регионе, так и в целом по Российской Федерации; обобщение практических материалов по ведению прокурорского надзора, и организация обмена опытом работы с целью повышения эффективности деятельности;
  • подготовка высококвалифицированных кадров для структур органов прокуратуры РФ; организация работы по повышению их квалификации с привлечением для этого как ученых, так и опытных практических работников прокуратуры.

Так же есть классификация задач на общие, специальные и частные.

В соответствии с п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» выделяются следующие основные направления (отрасли) прокурорского надзора:

  • соблюдение Конституции и исполнение законов;
  • соответствие законам издаваемых нормативных правовых актов;
  • соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
  • исполнение законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие;
  • исполнение законов судебными приставами;
  • исполнение законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

(Характеристику этих отраслей смотри в следующих вопросах)

Источник: https://cyberpedia.su/17x89ca.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.