Функции режима в местах лишения свободы

Режим в местах лишения свободы, его назначение, функции

Функции режима в местах лишения свободы

План работы

Теоретическое задание.

«Режим в местах лишения свободы, его назначение, функции»

Введение – 3

Основная часть – 5

Функции режима – 5

Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях – 6

Основные требования режима в исправительных учреждениях – 7

Режим особых условий в исправительных учреждениях – 10

Заключение – 12

Задача 1 – 14

Задача 2 – 16

Список используемой литературы – 19

Теоретическое задание.

«Режим в местах лишения свободы, его назначение, функции»

Введение 

В этимологическом смысле слова режим означает точно установленный распорядок или уклад жизни. В русском языке дополнительно отмечают режим как систему правил, мероприятий, необходимых для той или иной цели.

Режим в исправительных учреждениях охватывает оба аспекта его филологического толкования.

По своему происхождению термин “режим” – слово французское и в дословном переводе имеет три значения: 1) государственный строй, образ правления; 2) точно установленный распорядок жизни труда, отдыха, сна, питания и т.д.; 3) система правил, мероприятий, необходимых для достижения той или иной цели.

Анализ правовой литературы, законодательства и ведомственных нормативных актов показывает, что “режим” – категория юридическая. Причем уголовно-исполнительное законодательство признает две его составляющих. Это режим исполнения и режим отбывания лишения свободы.

“Режим исполнения” выступает как система нормативно-правовых предписаний об исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы, адресованных персоналу учреждений уголовно-исполнительной системы.

“Режим отбывания наказания” как нормативно урегулированный процесс отражает уклад, образ жизни осужденного в период отбывания лишения свободы.

Так как речь идет о режиме осужденного, то этот термин употребляется в специальном, пенитенциарном значении – как распорядок жизни человека, подвергнутого суровому уголовному наказанию, отбывающего его в местах лишения свободы. В этом случае режим определяет специфику условий, привнесенных в жизнь осужденных уголовным наказанием присущим ему комплексом правоограничений.

В уголовно-исполнительном законодательстве впервые дано определение этого понятия, хотя в теории науки этой отрасли права оно было сформулировано достаточно давно и не вызывало особых дискуссий.

Под режимом исполнения наказаний, связанных с изоляцией от общества понимается порядок исполнения и отбывания ареста, лишения свободы на определённый срок, пожизненного лишения свободы. Понятие, признаки и содержание режима для указанных видов наказаний едины.

Актуальность рассматриваемого вопроса, касающегося режима в исправительных учреждениях и средств его обеспечения, объективизируется необходимостью создания таковых правовых предпосылок, которые обеспечивают соблюдение законности в сфере применения наиболее острых форм принуждения – исполнения уголовного наказания.

В общем, режим разрешает многие возникшие вопросы в уголовно-исполнительной системе. В режиме осуществляется кара, то есть совокупность мер принуждения и правоограничений, и этим самым он выражает сущность и содержание наказания.

Одновременно режим устанавливает правила поведения всех субъектов и участников правоотношений, их права и обязанности, возникающие по поводу исполнения и отбывания наказания, а его нормы обеспечивают их порядок реализации правоограничений.

Также следует отметить, что законодатель по-прежнему режим относит к основным средствам исправления осужденных (ч. 2 ст. 9 УИК РФ), поэтому все теоретические наработки в области научных исследований по проблемам режима сохраняют актуальность и в настоящее время.

Основная часть

Режим в исправительных учреждениях – установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий:

-охрану и изоляцию осужденных;

-постоянный надзор за осужденными;

-исполнение возложенных на осужденных обязанностей;

-реализацию прав и законных интересов осужденных;

-личную безопасность осужденных и персонала;

-раздельное содержание разных категорий осужденных;

-различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом;

-изменение условий отбывания наказания;

-условия для применения других средств исправления осужденных.1

Функции режима

1. Карательная

Установление различных правоограничений осужденным в процессе отбывания наказания.

2. Воспитательная

-реализация кары;

-установление и реализация правил поведения, не относящихся к карательным (правила поведения осужденных во время работы и отдыха, во взаимоотношениях друг с другом и с персоналом);

-создание соответствующей обстановки, содействующей успешному применению средств исправительного воздействия.

3. Обеспечивающая

Основа для реализации комплекса средств воспитательного и профилактического воздействия на осужденных. Требования режима определяют порядок привлечения осужденных к труду и его организацию, специфику проведения общеобразовательного обучения и профессиональной подготовки, культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы.

4. Профилактическая (социального контроля)

Предупреждение совершения преступлений и иных правонарушений как осужденными, так и иными лицами, находящимися на территории объекта исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий.

Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях.

1. Средства обеспечения режима, основанные на мерах убеждения. 

К их числу следует отнести: правовое, трудовое, физическое и иное воспитание (ч. 1 ст. 110 УИК РФ), индивидуальную работу с осужденными, мерами поощрения, стимулирующие правомерное поведение (ст. 113 УИК РФ),  общественное воздействие, духовно-нравственное воспитание, право осужденных на обращение в различные инстанции с предложениями, заявлениями и жалобами (ст. 15 УИК РФ).

2.Средства обеспечения режима профилактического и принудительного свойства. 

Эту группу составляет: охрана осужденных и надзор за их поведением (ч. 1 ст. 82 УИК РФ), меры взыскания, обеспечивающие требуемое поведение (ст. 115 УИК РФ), оперативно-розыскная деятельность (ст. 84 УИК РФ), технические средства надзора и контроля (ст. 83 УИК РФ), использование специальных методов и приемов (оперативных, уголовно-процессуальных, криминалистических).

Технические средства надзора и контроля

-вид технических средств надзора и контроля

визуальные средства

Электронные средства и иные технические средства

-цель использования технических средств надзора и контроля

Предупреждение побегов и других преступлений

Предупреждение нарушений установленного порядка отбывания наказания

Получение необходимой информации о поведении осужденных

-обязательное условие применения технических средств надзора и контроля

Администрация исправительных учреждений обязана под расписку уведомить осужденных о применении указанных средств надзора и контроля

3. Средства обеспечения режима, носящие характер контроля органов государственной власти и органов местного самоуправления 

Эти виды деятельности включают: судебный контроль (ст. 20 УИК РФ), ведомственный контроль (ст. 21 УИК РФ), прокурорский надзор (ст. 22 УИК РФ), контроль общественных объединений (ч. 2 ст. 23 УИК РФ).

Основные требования режима в исправительных учреждениях

1. Одежда единого, установленного образца. Исключение делается для лиц, отбывающих наказание в колониях-поселениях и вне территории колонии.

2.Осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных – досмотру. Личный обыск проводится лицами одного пола с осужденными. Обыск жилых помещений при наличии в них осужденных допускается в случаях, не терпящих отлагательств.

3. Запрещенные предметы, вещества и продукты передаются на хранение либо уничтожаются по постановлению начальника исправительного учреждения.

4. Администрация исправительного учреждения вправе производить досмотр находящихся на территории исправительного учреждения и на прилегающих к нему территориях лиц, вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы.

5. Осужденные проживают в пределах исправительного учреждения в соответствии с Правилами внутреннего распорядка. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений уточняют и конкретизируют некоторые существенные аспекты обеспечения режима, не нашедшие отражения в уголовно-исполнительном законодательстве.

Также они дают возможность единообразного применения законодательных положений в процессе функционирования отдельных исправительных учреждений с учётом специфики их деятельности, то есть особенностей состава осуждённых, природно-климатических условий конкретной оперативной обстановки по месту дислокации и т.д.

Внутренний распорядок в исправительных учреждениях включает в себя: 1) время подъёма и отбоя, приёма пищи; – порядок личного приёма осуждённых; 2) правила их поведения во время работы и отдыха; 3) перечень работ и должностей, на которых запрещается использование осуждённых; 4) перечень и количество предметов и вещей, которые они могут иметь при себе; 5) порядок изъятия предметов, запрещённых к использованию; 6) правила производства проверок, проведения свиданий, приёма и вручения посылок, передач, бандеролей и корреспонденции, а также перечень и количество продуктов питания и предметов первой необходимости, разрешаемых к продаже осужденным.

6.  Осужденным разрешается получать и отправлять письма и телеграммы без ограничения их количества, однако корреспонденция осужденных подлежит проверке.

7. Обязательная изоляция осужденных и надзор за ними. 

8.

Число посылок (передач, бандеролей), получаемых осужденными, содержащимися в исправительных, воспитательных колониях и тюрьмах, строго ограничено и зависит от вида колонии и условий содержания заключенного (дело в том, что по отбытии определенной части срока, при отсутствии нарушений режима и добросовестном отношении к труду осужденный может быть переведен в облегченные условия, что выражается в большем числе посылок, свиданий, наличии дополнительных прав). Так, в колониях общего режима осужденный имеет право получить в течение года шесть посылок, а если он переведен в облегченные условия — 12.

9. Число свиданий также строго лимитировано. Свидания могут быть как краткосрочными (длительностью до четырех часов), так и длительными (продолжительностью до трех суток).

Они проводятся в специальных помещениях гостиничного типа на территории исправительного учреждения, куда допускаются только близкие родственники осужденного. Допускается там и приготовление пищи.

У заключенного в связи с длительным свиданием изымается его обычная одежда и выдается парадная. В предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом РФ случаях осужденным могут предоставляться длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью пять суток.

В колониях общего режима осужденные имеют право на четыре краткосрочных и четыре длительных свидания в течение года, а переведенные в облегченные условия — на шесть краткосрочных и шесть длительных свиданий.

10. Каждый заключенный обязан трудиться. Лица пенсионного возраста, инвалиды I и II группы могут трудиться по желанию. При этом их труд (за исключением работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий) должен оплачиваться.

 Режим особых условий в исправительных учреждениях

Вопросы введения режима особых условийРазрешение вопросов
Случаи введения режима особых условий1. стихийное бедствие;2. введение в районе  расположения ИУ чрезвычайного  или военного положения3.при массовых беспорядках;4. при групповых неповиновениях  осужденных.
Требования к режиму особых условийВ период действия режима особых условий в исправительном учреждении может быть приостановлено осуществление некоторых прав осужденных, предусмотренных статьями 88 – 97 настоящего Кодекса, введены усиленный вариант охраны и надзора, особый порядок допуска на объекты, изменен распорядок дня, ограничена деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб, за исключением медико-санитарных.
Орган, который вправе вводить режим особых условийРежим особых условий  вводится  по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, либо начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы субъекта Российской Федерации, согласованному с Генеральным прокурором Российской Федерации либо соответствующим прокурором.
Срок на который вводится режим особых условийРежим особых условий  вводится на срок до 30 суток. В исключительных случаях время действия режима особых условий может быть продлено   дополнительно на 30 суток .
Порядок введения режима особых условий при наличии реальной угрозыВ случае возникновения  непосредственной угрозы жизни и  здоровью осужденных, персонала или  иных лиц начальник исправительного учреждения может вводить меры, предусмотренные частью второй   статьи 85, самостоятельно с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принимать такое решение. В этом случае указанное должностное лицо в течение трех суток с момента получения уведомления принимает решение о введении режима особых условий или об отмене введенных мер

Источник: https://www.turboreferat.ru/criminal-law/rezhim-v-mestah-lisheniya-svobody/266843-1556135-page1.html

Режим в исправительных учреждениях

Функции режима в местах лишения свободы

Решение вопроса о режиме исполнения (отбывания) наказания является одной из важнейших задач уголовно-исполнительного права, которая находится в центре внимания юристов, психологов, педагогов и обществоведов.

Термин «Режим» часто встречается в нормах действующего законодательства и х к нему. Как совокупность правил, определяющих порядок отбывания наказания осужденными, режим вошел в практику работы исправительных учреждений. А как социально-правовое явление, характерное для мест лишения свободы, он выполняет карательную, воспитательную и регулятивную функции.

Понятие режима в исправительных учреждениях

Режим регламентирует жизнедеятельность осужденных в местах лишения свободы непрерывно и на протяжении всего срока наказания. С его помощью устанавливается граница поведения, дозволенного для заключенных, и определяется их правовое положение.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Правила режима в равной мере обязательны для всех осужденных и сотрудников исправительных учреждений. Первые обязаны исполнять установленные для них требования и нормы поведения, а вторые – обеспечивать соблюдение этих правил.

Согласно части 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, режим в исправительных учреждениях – это определенный законом порядок исполнения и отбывания лишения свободы.

При этом режим обеспечивает решение следующих задач:

  1. охрана и изоляция осужденных;
  2. постоянный надзор за заключенными;
  3. исполнение обязанностей, возложенных на лиц, отбывающих наказание;
  4. реализация прав и законных интересов осужденных;
  5. обеспечение личной безопасности заключенных;
  6. различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом.

Таким образом, режим представляет собой порядок, основанный на уголовно-исполнительном законодательстве и ведомственных нормативных актах, который является необходимым условием надлежащего исполнения и отбывания уголовных наказаний, связанных с лишением свободы.

Правовые нормы, относящиеся непосредственно к режиму исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы, содержатся в главе 12 УИК РФ. Вместе с тем, данные правила распространяют свое действие и на осужденных военнослужащих, содержащихся в дисциплинарных воинских частях.

Замечание 1

Основным элементом режима, образующим содержание лишения свободы, является физическая изоляция осужденных от общества. Она выражается в лишении их права свободного передвижения вне пределов территории исправительного учреждения, ограничении их социальных связей и общения с лицами, находящимися на свободе.

Рисунок 1. Режим в исправительных учреждениях. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Функции режима исполнения наказаний

Как социально-правовое явление, характерное для мест лишения свободы, режим выполняет следующие ключевые функции:

  1. карательная;
  2. воспитательная;
  3. регулятивная;
  4. обеспечение рационального и эффективного применения к осужденным мер исправительного воздействия;
  5. предупреждение совершения новых преступлений.

Рассмотрим вышеперечисленные функции режима более подробно.

  1. Карательная функция заключается в ограничении прав заключенных, которое зависит от вида исправительного учреждения. В части 4 статьи 10 УИК РФ говорится, что права и обязанности осужденных определяются, исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
  2. Воспитательная функция определяет режим как основное средство исправления осужденных. Оно приобщает заключенных к цивилизованным взаимоотношениям, формирует в них уважительное отношение к людям, позволяет усваивать общественные традиции, стимулирует правомерное поведение и стремление к честному труду.
  3. Регулятивная функция предполагает, что объем ограничения заключенных в правах зависит от порядка отбывания лишения свободы в различных исправительных учреждениях, а также от поведения каждого осужденного.
  4. Обеспечение рационального и эффективного применения мер исправительного воздействия означает, что режим создает условия для использования других средств исправления заключенных. Речь идет об их участии в общественно-полезном труде, воспитательных мероприятиях, предоставлении осужденным возможности получить общее или профессиональное образование.
  5. Должным образом организованный порядок исполнения наказаний способствует предупреждению новых преступлений, совершаемых осужденными или иными лицами.

режима в исправительных учреждениях

Совокупность правил, обеспечивающих или регулирующих порядок отбывания конкретного наказания, представляет собой содержание режима. Эти правила можно условно разделить на три основные группы:

  1. относящиеся к персоналу исправительных учреждений;
  2. относящиеся к осужденным;
  3. относящиеся к иным гражданам, находящимся в исправительных учреждениях или на прилегающих к ним территориях.

Правила, относящиеся к персоналу исправительных учреждений, регламентируют полномочия сотрудников подразделений ФСИН России. К ним относятся: обеспечение изоляции осужденных и их безопасности, соблюдение внутреннего распорядка, реализация прав осужденных и выполнение ими своих обязанностей, предупреждение правонарушений и преступлений.

Правила, относящиеся к заключенным, регулируют их поведение, устанавливают распорядок дня, определяют применение средств исправительного воздействия, а также обеспечивают социальную защиту осужденных.

Правила режима обязаны соблюдать и иные граждане, находящиеся на территории исправительного учреждения. Это могут быть:

  1. священнослужители;
  2. адвокаты и лица, имеющие право на оказание юридической помощи;
  3. лица, прибывающие на свидание с осужденными;
  4. вольнонаемный персонал;
  5. учителя, врачи и работники домов ребенка;
  6. другие категории граждан.

Замечание 2

В случае нарушения вышеперечисленными лицами правил внутреннего распорядка исправительного учреждения к ним могут применяться различные меры административного воздействия.

Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях

В юридической науке выделяют три основные группы средств обеспечения режима в исправительных учреждениях:

  1. основанные на мерах убеждения;
  2. профилактические и принудительные;
  3. контрольные.

В первую группу входит правовое, нравственное и трудовое воспитание, индивидуальная работа с осужденными, меры их поощрения, участие заключенных в художественной самодеятельности, а также общественное воздействие.

К средствам обеспечения режима профилактического и принудительного характера относятся: охрана осужденных и надзор за их поведением, меры взыскания, оперативно-розыскная деятельность, использование уголовно-процессуальных и криминалистических методов для предотвращения преступлений.

В третью группу средств обеспечения режима входят: судебный, ведомственный и общественный контроль, а также прокурорский надзор за деятельностью исправительных учреждений.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/rezhim_v_ispravitelnyh_uchrezhdeniyah/

Уголовно-исполнительное право

Функции режима в местах лишения свободы

Режим является основным средством воздействия на лиц, отбывающих уголовные наказания в виде лишения свободы, ограничения свободы и ареста. В нем отражается отношение общества и государства к лицам, поправшим закон, мораль и нравственность общества, противопоставившим себя правопослушным гражданам.

Режим в местах отбывания наказаний — категория общественная, социальная, правовая. Предметом перманентного спора политиков, социологов, психологов является содержание режима, в котором выражается отношение государства к осужденным.

«Целью и обоснованием приговора — к тюремному заключению или вообще к лишению свободы, — говорится в ст. 58 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными 1955 г., — является в конечном счете защита общества и предотвращение угрожающих обществу преступлений.

Этой цели можно добиться только в том случае, если срок заключения используется для обеспечения того, чтобы по возможности по возвращении к нормальной жизни в обществе правонарушитель оказался не только готовым, но и способным подчиняться законам и обеспечить свое существование». Таким образом, продолжительность срока изоляции и содержание режима на этот период призваны обеспечить восстановление социальной справедливости и исправления осужденного. Этими целями определяется режим в местах лишения свободы во всех цивилизованных государствах мира.

Статья 82 УИК РФ содержит понятие режима в исправительном учреждении, которое отвечает основным требованиям международного стандарта: «Режим в исправительных учреждениях — установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания».

Данное в ст. 82 УИК РФ понятие режима отражает принципы уголовно-исполнительного законодательства, конкретизирует задачи уголовно-исполнительного права, определяет характер уголовно-исполнительных отношений, возникающих в процессе исполнения наказания.

режима исполнения и отбывания наказания, таким образом, составляют:

  • порядок исполнения лишения свободы, т.е. права, обязанности должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы, формы и методы их исполнения;
  • права и обязанности лиц, отбывающих лишение свободы;
  • права и обязанности лиц, общающихся с осужденными в процессе отбывания ими лишения свободы (сотрудников ИУ, не обладающих властными полномочиями, и граждан, не относящихся к сотрудникам ИУ);
  • права и обязанности лиц, осуществляющих контроль за законностью исполнения и отбывания лишения свободы.

Режим исполнения и отбывания наказания должен обеспечить:

а) охрану и изоляцию осужденных, т.е. не допускать их несанкционированного общения как с лицами, не имеющими отношения к исполнению наказания, так и между собой внутри ИУ, когда это необходимо в интересах достижения целей наказания (колония особого режима, тюрьма, карцер, штрафной изолятор, одиночная камера);

б) постоянный надзор за соблюдением осужденными установленного порядка, чтобы не допустить совершение ими правонарушений и преступлений, в том числе путем проведения личного обыска или обыска помещения, в котором они проживают; досмотра вещей, изъятия у них неположенных предметов и вещей, проведения оперативно-розыскной работы, использования технических средств надзора и контроля;

в) исполнение осужденными возложенных на них УИК РФ и Правилами внутреннего распорядка обязанностей;

г) реализацию осужденными их прав и интересов: получение одежды установленного образца; обжалование действий администрации; приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости; получение свиданий; телефонные переговоры, прогулки, просмотр кинофильмов, телепередач, прослушивание; приобретение и хранение литературы и письменных принадлежностей, а также и иных прав и интересов, которые гарантированы Конституцией РФ и другими законами и на которые не установлены ограничения уголовно-исполнительным законодательством;

д) личную безопасность осужденных и персонала;

е) раздельное содержание разных категорий осужденных, разные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, продиктованное необходимостью обеспечения режима, адекватного опасности осужденного и содержания его антиобщественной установки.

Режим исполнения и отбывания наказания выполняет следующие функции:

а) реализация кары, т.е. восстановление социальной справедливости, поскольку режим представляет совокупность ограничений прав и свобод личности (изоляция, ограничения свободы передвижения внутри исправительного учреждения, права пользования имуществом, расходования денег, права распоряжения временем по своему усмотрению, права общения с внешним миром и т.п.).

Вместе с тем кара не является конечной целью исполнения наказания, а выступает в качестве побудительного средства, помогающего виновному осознать, что кара, которая переносится и физически, и морально очень тяжело, есть следствие причиненного им другим гражданам, обществу или государству вреда преступлением, за которое он наказан, и что единственный способ не навлечь на себя кару вновь — отказаться от совершения в будущем преступлений;

б) воспитание в осужденном сознания необходимости соблюдать установленный порядок, уважать интересы других граждан,

общества и государства путем кары, т.е. средствами режима, установленного в исправительном учреждении. Эта функция должна реализовываться в тесной связи с применением чисто воспитательных средств — разъяснительной работой, помогающей осужденному осознать, что кара есть плата за страдания,

причиненные преступлением невинным людям, которые ими переносились незаслуженно и потому более тяжело, чем виновным,

в) ресоциализация — привитие осужденному социально полезных качеств, навыков и убеждений, необходимых для адаптации

после отбытия наказания: стремление к полезному труду, приобретению трудовых навыков, специальностей, формирование понимания, что только честный труд служит источником нормальной жизни человека. В ст.

9 УИК РФ общественно полезный труд не случайно отнесен к средствам исправления осужденного, так как при отсутствии строгого режима труд в условиях исправительного учреждения либо вообще невозможен, либо не способен сформировать у осужденного полезные трудовые навыки;

г) создание условий для применения других средств исправления. Эта обеспечивающая функция объединяет все средства исправления осужденного, делает их реально осуществимыми.

Строгое соблюдение режима в исправительном учреждении является залогом успеха в достижении целей наказания, в процессе его исполнения.

Администрация учреждений и органов, исполняющих наказание, имеет право требовать исполнения осужденными возложенных на них УИК РФ, Правилами внутреннего распорядка и другими нормативно-правовыми актами обязанностей и призвана обеспечить их соблюдение средствами, предусмотренными этими нормами права: требование исполнения запретов и ограничений, надзор, меры взыскания и поощрения, пресечение нарушений силой или применением оружия, использование возможностей оперативно-розыскной деятельности, пресечение злостных нарушений установленного порядка отбывания осужденных к лишению свободы, материальная ответственность осужденных к лишению свободы, введение режима особых условий в исправительных учреждениях и др.

В то же время администрация обязана обеспечить права осужденных: на свидания, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получение посылок, передач и бандеролей, на переписку и отправление денежных переводов, на телефонные разговоры, на получение прогулки, просмотр кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач, получение медицинской помощи и др.

Администрация органов и учреждений, исполняющих лишение свободы, не может отказать в удовлетворении прав осужденных, если законом не предусмотрено их ограничение.

Средствами соблюдения режима являются также предусмотренные законом формы контроля, которые рассмотрены в предыдущих главах.

Одним из способов обеспечения режима отбывания лишения свободы является регулирование администрацией исправительного учреждения в соответствии с Правилами внутреннего распорядка отношений между осужденными и лицами, работающими в исправительных учреждениях по трудовым соглашениям, а также с лицами, находящимися на территории исправительного учреждения и прилегающей к нему территории.

Администрация вправе осуществлять досмотры лиц, входящих на территорию исправительного учреждения и выходящих из него, а также во время нахождения на территории ИУ, четко регулировать отношения осужденных с иными лицами в процессе трудовой деятельности, свиданий.

В соответствии со ст.

87 УИК РФ администрация вправе проводить досмотры на прилегающих к исправительному учреждению территориях, на которые распространяются режимные требования, любых лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых установлен законодательством Российской Федерации, Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

В соответствии с требованиями ст. 85 УИК РФ в случае стихийного бедствия (пожара, наводнения, урагана и т.п.

), введения в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного, особою или военного положения (по внешним причинам по отношению к деятельности исправительного учреждения), при массовых беспорядках (захват заложников), а также при групповых неповиновениях осужденных (по внутренним причинам) в исправительном учреждении может быть введен режим особых условий.

Режим особых условий дает основания при необходимости приостановить осуществление некоторых прав осужденных (свидания, прогулки, просмотр кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач, передвижение осужденного без конвоя, приобретение и хранение литературы и письменных принадлежностей, выезды осужденных за пределы исправительных учреждений), вводить усиленный вариант охраны исправительных учреждений и надзора за осужденными, устанавливать особый порядок допуска на объект, изменять распорядок дня, ограничивать деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб, за исключением медико-санитарных.

Режим особых условий, введенный по внешним причинам, используется для предупреждения массовых нарушений порядка со стороны осужденных, находящихся в исправительных учреждениях, принятия мер в необходимых случаях для эвакуации осужденных в безопасные зоны.

Режим особых условий, необходимость введения которого вызвана внутренними причинами, используется для устранения причин, повлекших особо опасные нарушения порядка, и обеспечения условий для нормального исполнения наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях.

Режим особых условий вводится на срок до 30 суток по решению руководителя Федеральной службы исполнения наказаний либо начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы субъекта Российской Федерации, согласованному с Генеральным прокурором Российской Федерации либо соответствующим прокурором. В исключительных случаях время действия режима особых условий может быть продлено указанными должностными лицами дополнительно на 30 суток.

Под исключительные случаи подпадают: ухудшение внешних и внутренних факторов, приведших к введению режима особых условий; неустраненные последствия, вызванные обстоятельствами, послужившими по внутренним причинам введению режима особых условий (бунт, освобождение заложников и т.п.).

В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала и иных лиц начальник исправительного учреждения может вводить меры, входящие в режим особых условий, самостоятельно с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принимать такое решение.

Начальник, получивший доклад о введении в исправительном учреждении мер, относящихся к режиму особых условий, обязан в течение трех суток с момента получения доклада принять решение о введении режима особых условий или об отмене введенных мер.

Источник: https://isfic.info/ispol/exten23.htm

10. Понятие режима, его значение и функции. Основные требования режима в местах лишения свободы и средства их обеспечения. Меры безопасности в иу

Функции режима в местах лишения свободы

Режим– урег-ый нормами УИП порядок и усл-яисп-я и отбывания наказания в виде л/с.

Функции:

  • карательная;

  • воспитательная;

  • обеспечивающая;

  • социального контроля (профилактическая).

Значениережима проявляется в том, что онрегламентирует образ жизни осужденных,их поведение и условия отбывания иминаказания, а также регулирует деятельностьадминистрации ИУ по изоляции осужденных.

Осужденныеносят одежду устан-го образца, а в ИКособого режима – специальногообразца, определяемого МВД РБ.

Осужденныевправе приобретать по безн-му расчетупродукты питания и предметы первойнеобх-ти, иметь свидания, получатьпосылки, передачи, бандероли и мелкиепакеты, денежные переводы, вести перепискуи телефонные разговоры, а также отправлятьпосылки, бандероли, мелкие пакеты и ден.переводы близким родственникам. Осуж-мразрешается получение одной вещевойпосылки (обувь, одежда и другие промышленныетовары, которые осужденные могут иметьпри себе, кроме продуктов питания итабачных изделий) в год.

 Переченьи количество вещей и предметов, кот.разр-ся иметь при себе осужденным,устан-ся Правилами внутреннего распорядкаИУ. Хранение осужденными при себе денег,ценных бумаг и иных ценностей, а такжепредметов, не указанных в перечне, недопускается.

Корреспонденцияосужденных подлежит цензуре, а посылки,передачи, бандероли и мелкие пакеты –досмотру.

Предложения,заявления и жалобы осужденных, кнаказаниям в виде ареста, лишениясвободы, пожизненного заключения исмертной казни, адресованные в органы,осущ-е гос.

контроль и надзор за деят-юучреждений, исполняющих эти наказания,цензуре не подлежат и не позднее суток(за исключением выходных, гос. праздникови праздничных дней, устан-х и объявленныхПРБ нерабочими) направляются по назначению

Осужденные,а также помещения, в кот. они проживают,могут подвергаться обыску, а вещиосужденных – досмотру. Личный обыскпроизв-ся лицами одного пола с осужденными.

АдминистрацияИУ вправе производить досмотр лиц ипринадлежащих им вещей, транспортныхсредств, находящихся на территории ИУ,а также на прилегающих к нему территорияхи произв-х объектах, на которых работаютосужденные и установлены режимныетребования, изымать у этих лиц предметыи вещи, не входящие в перечень предметови вещей, разрешенных к получению ихранению.

Обнаруженныеу осужденных деньги, иностранная валютаизымаются и, как правило, зачисляютсяна счет ИУ по мотивированному пост-юначальника ИУ, санкционированномупрокурором.

Ценные вещи и предметы,запрещенные к использованию в ИУ,изымаются и в зависимости от их характераи обстоятельств приобретения сдаютсяна хранение, либо уничтожаются, либореализуются.

Реализация изъятых ценныхвещей и предметов осущ-ся на основаниимотив-го постановления начальника ИУ,санкционированного прокурором. Средстваот реализации изъятых предметов и ценныхвещей зачисляются на счет ИУ.

Хранениеприобретенных осужденными в установленномпорядке ценных бумаг обеспечиваетсяадминистрацией исправительногоучреждения.

Способыобеспечения режима:

  • обеспечение охраны осужденных;

  • осуществление надзора за осужденными;

  • применение к осужденным мер поощрения и взыскания;

  • меры безопасности;

  • неукоснительное соблюдение работниками ИУ требований уголовно-исп. зак-ва.

Техническиесредства охраны и надзора:

  1. Цели применения: предупр-е побегов и иных преступлений, предупр-е нарушений устан-го порядка отбывания нак-я, получение необх-ой информации о поведении осужденных.

  2. Виды: аудиовизуальные, электронные и иные технические средства.

  3. Назначение: наблюдение, оповещение (сигнализация), поиск и обнаружение у осужденных запр-х предметов и веществ, связь, активное (пассивное) противодействие попыткам совершить противоправные деяния (в т.ч. побег); розыск скрывшихся.

Вслучае стихийных бедствий, групповыхотказов осужденных от работы, приемапищи, иных непов-ий, а равно групповыхдействий, грубо нарушающих внутреннийраспорядок, начальник ИУ вправе ввестив учреждении режим особого положения,который предусм-т усиление мер пообеспечению надзора, изоляции ибезопасности. О введении режима особогоположения начальник учреждения долженнемедленно уведомить прокурора. Режимособого положения вводится постан-мначальника ИУ и отменяется им послепрекращения событий, явившихся основаниемдля введения режима особого положения.

Привведении режима особого положенияначальник ИУ имеет право:

1) приостановитьотправку писем осужденных и вручениеприсланных писем, за исключениемнаправл-х в прокуратуру и иные гос.органы, вручение присланных посылок,бандеролей, мелких пакетов, приемпередач, предост-е свиданий, продажупродуктов питания и предметов первойнеобходимости;

2) ограничитьпередвижение осужденных в пределахжилой и производственной зон;

3) отменитьили ограничить выход или вывоз осужденныхза пределы учреждения;

4) запретитьили ограничить посещение учрежденияпредставителями общественных объединений,религиозных организаций и средствмассовой информации;

5) запретитьпроведение массовых мероприятийкультурно-просветительного,физкультурно-спортивного характера;

6) изолироватьв пределах данного учреждения либоперевести в другие учреждения осужденных,организующих групповые противоправныедействия, либо провоцирующих илиподстрекающих к ним, либо активноучаствующих в них;

7) установитьв учреждении усиленный вариант охраныи надзора.

Мерыбезоп-ти в ИУ не являются мерами взыскания,но предст-т собой вид гос. принуж-я.

Особаязначимость мер безопасности определяется:

    1. по своей юридической природе это наиболее суровые меры гос. принуждения;

    2. применяются в основном в чрезвычайных или конфликтных ситуациях;

    3. осужденные имеют ограниченный правовой статус, поэтому нужны достаточные гарантии по обеспечению законности в процессе применения мер безопасности.

Видымер безопасности:

  1. Физическая сила (ст.78 УИК Беларуси).

  2. Специальные средства (ст.79 УИК Беларуси).

  3. Огнестрельное оружие (ст.80 УИК Беларуси.

РаботникиИУ, имеющие спец. звания, а равновоеннослужащие, осущ-е охрану осужденныхи надзор за ними, могут применять физ.силу, спец.

средства и огнестрельноеоружие, если иным способом исполнениевозл-х на них обязанностей по обеспечениюпорядка и условий исполнения наказанияне предст-ся возможным. Физ. сила,специальные средства и огнестрельноеоружие применяются самостоятельноисходя из складывающейся обстановки.

Применению физ. силы, специальных средстви огнестрельного оружия, как правило,должны предшествовать предупрежденияо намерении их использовать.

Всостоянии необходимой обороны иликрайней необх-ти работники ИУ и военносл-е,при отсутствии спец. средств иогнестрельного оружия вправе использоватьдля отражения общественно опасныхпосягательств со стороны осужденныхподручные средства.

Спец.средства и огнестр-е оружие не прим-сяв отношении женщин с видимыми признакамибеременности и осужденных с явнымипризнаками инвал-ти, за исключениемслучаев оказания ими воор-го сопрот-я,совершения группового или вооруженногонападения на работников ИУ и военносл-хили иных действий, угрожающих жизни издоровью граждан.

 Вотношении н/л осужденных огнестрельноеоружие может применяться в случаеоказания ими вооруженного сопрот-я,совершения группового или вооруженногонападения на работников ИУ и военносл-хили иных действий, угрожающих жизни издоровью граждан.

Вовсех случаях, когда избежать примененияфиз. силы, специальных средств иогнестрельного оружия невозможно,работники исправительного учреждения,имеющие специальные звания, и военнослужащиеобязаны стремиться причинить наименьшийвред осужденному, а также обеспечитьпредоставление пострадавшим медицинскойпомощи.

 Оранении или смерти осужденного вследствиеприменения физической силы, специальныхсредств или огнестрельного оружияработник ИУ либо военнослужащий обязанысообщить непосредственному начальникудля уведомления прокурора.

Неправ-еприм-е физ. силы, спец. сред-в и огн-гооружия влечет отв-ть, уст-ую зак-м РБ.

РаботникиИУ и военнослужащие вправе применятьфиз. силу, в т.ч. боевые приемы борьбы,подручные средства для предотвр-я ипресечения правонарушений, самообороны,преодоления противод-я законнымтребованиям администрации ИУ иливоеннослужащих.

 РаботникиИУ, имеющие спец. звания, и военносл-е,вправе применять наручники, резиновыепалки, средства связывания, спец. хим.вещества, светозвуковые устройстваотвлекающего воздействия, устройствадля вскрытия помещений и принудительнойостановки транспорта, водометы,бронемашины и другие спец. средства, атакже служебных собак для:

1) отражениянападения на граждан, работников ИУ ивоеннослужащих;

2) освобождениязаложников;

3) отражениянападения со стороны осуж-х на здания,помещения, сооружения и трансп-е средстванезав-мо от их принадл-ти либо дляосвобож-я захваченных осуж-ми объектов;

4) пресечениянеповиновения законным требованиямадминистрации ИУ и военносл-х, проявленийбуйства, а равно пресечения правонарушенийсо стороны осужденных;

5) задержанияосужденных и доставки их в служебноепомещение ИУ, территориального органавнутренних дел или воинской части вслучае совершения ими правонарушения,в том числе побега, если они оказываютнеповиновение или сопротивление, аравно имеются основания полагать, чтоони могут причинить вред окружающимили себе;

6) пресечениямассовых беспорядков и групповыхнарушений Правил внутреннего распорядкаисправительных учреждений осужденными.

Видспециального средства и интенсивностьего применения опред-ся работникомисправительного учреждения, имеющимспец. звание, и военнослужащимсамостоятельно исходя из складывающейсяобстановки, характера правонарушенияи личности осужденного.

РаботникиИУ, имеющие специальные звания, ивоеннослужащие, осуществляющие охрануосужденных и надзор за ними, вправеприменять огнестрельное оружие для:

1) отражениянападения со стороны осуж-х и иных лицна работников ИУ, военносл-х, гражданили на самих осужденных, которое угрожаетих жизни или здоровью;

2) освобождениязаложников;

3) пресечениягруппового или вооруженного нападенияна охраняемые объекты исправительногоучреждения, войсковой или служебныйнаряд указанного учреждения;

4) задержанияосужденного, оказывающего вооруженноесопрот-е или совершающего побег, а такжеразоружения осужденного, отказыв-сявыполнять законные требования о сдачеоружия, в том числе предметов, специальноприспос-х для нанесения телесныхповреждений.

РаботникиИУ, имеющие специальные звания, ивоеннослужащие имеют право использоватьогнестрельное оружие в случаях:

1) подачисигнала тревоги или вызова помощи;

2) остановкитранспортного средства путем егоповреждения, если заведомо известно,что оно используется осужденным длясовершения побега.

РаботникиИУ, имеющие специальные звания, ивоеннослужащие имеют право обнажитьогнестрельное оружие и привести его вготовность, если считают, что в создавшейсяобстановке могут возникнуть предусм-еоснования для его применения.

Совершениезадерживаемым лицом умышленно неожиданныхдвижений или других опасных действий,попытки приблизиться к работнику ИУили военнослужащему ближе указанногоими расстояния, достать что-либо изсвоей одежды без команды работника иливоеннослужащего, прикоснуться к ихогнестрельному оружию и другие подобныедействия, которые могут быть понятыработником ИУ или военнослужащим какугроза насилия, предоставляют им правоприменить огнестрельное оружие всоответствии с действующим законодательством.

Приприменении огнестр-го оружия работникиИУ, имеющие спец. звания, и военносл-е,осущ-е охрану осужденных и надзор заними, обязаны принять все возможныемеры для обеспечения безоп-ти граждан,а также для оказания пострадавшиммедицинской помощи.

Источник: https://studfile.net/preview/2490792/page:7/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.