Функции прокурора в уголовном судопроизводстве

Прокурор, его функции и полномочия в различных стадиях уголовного процесса

Функции прокурора в уголовном судопроизводстве

Прокурором является д/л, уполномоченное в пределах компетенции, предусмотренной УПК, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.ст 5 упк прокурор-Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные д/л-а органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями ФЗ о прокуратуре. Из этого следует, что правовое положение прокурора в уголовном судопроизводстве производно от его надзорных полномочий, определенных ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Правовой статус прокурора в уголовном судопроизводстве определяется совокупностью норм не только УПК, но и названного Закона.

Прокуратура осуществляет от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, а также выполняет иные функции, установленные ФЗ-ми.

Под надзором прокуратуры находится и значительная часть уголовно-процессуальной деятельности: исполнение законов органами исполнительной власти, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

В сфере уголовного судопроизводства на прокуратуру возложено осуществление уголовного преследования и государственного обвинения в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством, участие в рассмотрении дел судами, принесение в вышестоящие суды представлений на противоречащие закону приговоры, определения и постановления судов. Из этого следует, что прокурор участвует в любой стадии уголовного процесса в пределах полномочий, определенных в УПК применительно к каждой из них. В досудебных стадиях основу полномочий прокурора определяет его надзорная функция. Это положение получило развитие и более четкое выражение в результате изменений, внесенных в УПК в 2007 г. Суть изменений состоит в том, что процессуальное положение прокурора и объем его полномочий в предварительном расследовании поставлены в зависимость от формы расследования: следствия или дознания.

В отношении предварительного следствия прокурор освобожден от полномочий процессуального руководства деятельностью следователя. Процессуальное руководство следствием возложено на руководителей следственных органов, о чем будет сказано ниже, а прокурор выполняет только надзорные полномочия.

В отношении дознания прокурор сохранил определенные полномочия по процессуальному руководству. Так, например, он сохранил право давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, о производстве необходимых процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст.

37 УПК); давать согласие на возбуждение дознавателем ходатайства перед судом об избрании мер пресечения, производстве отдельных процессуальных действий, которые допускаются только по решению суда (п. 5ч.2 ст. 37 УПК).

Прокурор решает вопрос об отводе или самоотводе дознавателя; вправе отстранить дознавателя от дальнейшего производства дознания, если им допущено нарушение процессуального закона (п. 9, 10 ч. 2 ст. 37 УПК). Прокурор утверждает постановления дознавателя о прекращении уголовного дела (п. 13 ч. 2 ст. 37 УПК).

Для понимания современной роли и процессуального положения прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства в отношении следствия и дознания особое значение приобретает выявление сути его надзорной функции.

Предмет прокурорского надзора в этих стадиях составляет обеспечение: прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законности решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие (ст. 29 ФЗ «О прокуратуре РФ»). Процессуальные полномочия прокурора в досудебных стадиях процесса обусловлены как собственными задачами уголовного процесса, так и задачами по осуществлению надзора за исполнением законов органами дознания и следствия. В стадии возбуждения уголовного дела прокурор осуществляет надзор за своевременным приемом и регистрацией заявлений и сообщений о совершенном или готовящемся преступлении. В случае самостоятельного выявления фактов нарушений уголовного законодательства, прокурор вправе вынести постановление о направлении соответствующих материалов в органы следствия или дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и уголовном преследовании (п. 1, 2 ч. 2 ст. 37 УПК). Прокурор утратил право самостоятельно возбуждать уголовное дело и право давать согласие следователю, дознавателю на возбуждение уголовного дела, но сохранил право надзора за законностью решений следователя и дознавателя по этому вопросу. Он может отменять решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела, если признает их незаконными (ч. 4 ст. 146 и ч. 5, 6 ст. 148 УПК). Надзорные полномочия прокурора сохраняются и в ходе следствия. Действия и решения следователя могут быть обжалованы прокурору (ст. 124 УПК). Следователь и дознаватель обязаны направлять ему копии основных решений, принимаемых по делу в ходе расследования. Наиболее важной для реализации надзорных полномочий прокурора является его процессуальная деятельность по делу, поступившему с обвинительным заключением или обвинительным актом (ст. 221 УПК). Прокурор вправе, выявив нарушения, возвратить дело следователю или дознавателю для доследования. Однако, в отличие от дознания, непосредственно давать указания по ходу следствия, непосредственно участвовать в следственных действиях прокурор теперь не может. Такого рода полномочия остались у прокурора только относительно дознания. Наиболее значимой для уголовного судопроизводства является деятельность прокурора в судебных стадиях процесса. Здесь процессуальная роль прокурора определяется необходимостью реализовать уголовное преследование и обеспечить поддержание государственного обвинения в суде. Поэтому в судебных стадиях прокурор участвует как сторона обвинения (ст. 246 УПК) и наделяется широкими процессуальными полномочиями для отстаивания в состязательном процессе обвинения перед судом. Он участвует в рассмотрении дела, представляет супу доказательства обвинения, опровергает доказательства и доводы, приводимые в защиту подсудимого. Приносит представления на незаконные, необоснованные и несправедливые приговоры или иные решения суда в вышестоящие судебные инстанции и участвует при их рассмотрении. Кроме того, в порядке и пределах, определенных процессуальным законодательством, прокурор вправе обращаться в суд с заявлением или вступать в дело в любой стадии процесса и в том случае, если требуется защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»), Например, он может по своей инициативе заявлять гражданский иск в уголовном деле в защиту интересов несовершеннолетнего потерпевшего или иного лица, которые в силу различных причин не могут самостоятельно защищать свои права и законные интересы (ч. 3 ст. 44 УПК).Прокурор может обращаться в вышестоящие судебные инстанции с представлением об отмене или изменении приговора если выявит допущенные нарушения закона. Прокурор участвует в судебных заседаниях при рассмотрении судом жалоб граждан в досудебных стадиях процесса в порядке ст. 125 УПК или при решении процессуальных вопросов, связанных с исполнением приговора, в порядке ст. 399 УПК.

На досудебных стадиях прокурор обладает полномочиями, перечень которых приведен в ч. 2 ст. 37 УПК РФ. К ним относятся следующие возможности: 1) проверять исполнение требований закона на стадии возбуждения уголовного дела; 2) по выявленным фактам нарушений закона направлять материалы в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании;

3) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

4) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; 5) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК РФ; 6) осуществлять иные полномочия.

В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор государственно-властными полномочиями не обладает. В судебном разбирательстве в суде первой инстанции прокурор является государственным обвинителем. При этом он поддерживает государственное обвинение, используя закрепленные в ст. 246 УПК РФ полномочия.

Государственный обвинитель представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания.

Прокурор также предъявляет или поддерживает предъявленный по уголовному делу гражданский иск, если этого требует охрана нрав граждан, общественных или государственных интересов. Прокурор вправе отказаться от уголовного преследования, после чего производство по уголовному делу подлежит прекращению.

На проверочных стадиях прокурор вправе обращаться в вышестоящий суд с представлениями, в которых он выражает свое несогласие с принятыми судом первой инстанции решениями.



Источник: https://infopedia.su/3xaf50.html

1.Понятие и функции прокурора в уголовном процессе

Функции прокурора в уголовном судопроизводстве

Оглавление

Введение

Проблемаобеспечения законности в уголовномсудопроизводстве заслуженно привлекаетпристальное внимание законодателей,правоприминителей, юридическойобщественности, граждан, посколькузаконность является одной из важнейшихсоставляющих безопасности государства,общества, граждан.

Впределах установленной УПК РФ компетенциипрокурор осуществляет от имени государстване только уголовное преследование, нотакже и надзор за процессуальнойдеятельностью органов дознания и органовпредварительного следствия (ч. 1 ст. 37УПК РФ).

Новациив действующем уголовно – процессуальномзаконодательстве значительно изменилиполномочия прокурора на всех стадияхуголовного судопроизводства, характерего правоотношений с судом и другимиучастниками процесса, обусловилиопределённые особенности в его правовомстатусе и деятельности.

Всё это вызвалонастоятельную необходимость переосмыслитьроль прокурора на всех стадиях уголовногопроцесса России.

Рассмотреть осуществляемыеим уголовно – процессуальные функции,оценить эффективность процессуальнойдеятельности прокурора, определитьпути и средства увеличения вкладапрокурора в решение задач уголовногосудопроизводства.

Вданной работе дается комплексный исистемный анализ процессуальногостатуса прокурора на всех стадияхуголовного процесса.

Изложеннымиобстоятельствами обусловливаетсяактуальность темы настоящей курсовойработы, ее основные цели и задачи,определяются объект и предмет исследования.

Объектомисследования выступают общественныеотношения, складывающиеся в процесседеятельности прокурора.

Предметомисследования является система правовыхнорм, регулирующих порядок и условияосуществления прокурором уголовногопреследования и надзора за процессуальнойдеятельностью органов дознания ипредварительного следствия, а такжепрактики их применения.

Цельисследования состоит в определенииправового положения и полномочийпрокурора на всех стадиях уголовногосудопроизводства согласно законодательствуРоссийской Федерации.

Всоответствии с поставленной цельюпредполагаю решить следующие задачи:

1.Определить полномочия прокурора встадии возбуждения уголовного дела.

2.Выявить полномочия прокурора на дознаниии предварительном следствии.

3.Изучить подготовку прокурора к судебномуразбирательству

4.Рассмотреть участие прокурора в судебномследствии.

Методологическойи теоретической основой исследованияявляется диалектический метод познания,в рамках которого применялисьчастно-научные методы конкретно-исторического,формально-логического, сравнительно-правового,статистического и системного анализа.

Внастоящей работе были использованытруды таких ученых как: Халиулин А.Г.,Масленикова Л.Н., Коротков А.П., ТимофеевА.В. Якубович Н.А. и др.

Прокурорявляется должностным лицом, уполномоченнымв пределах компетенции, установленнойнастоящим Кодексом, осуществлять отимени государства уголовное преследованиев ходе уголовного судопроизводства, атакже надзор за процессуальнойдеятельностью органов дознания и органовпредварительного следствия (ч. 1 ст. 37УПК РФ).

Пункт31 ст.

5 УПК к прокурорам относит Генеральногопрокурора РФ и подчиненных ему прокуроров,их заместителей и иных должностных лицорганов прокуратуры, участвующих вуголовном судопроизводстве и наделенныхсоответствующими полномочиями федеральнымзаконом о прокуратуре. Следовательно,вопрос о том, какие должностные лицаорганов прокуратуры имеют полномочияпрокурора должен рассматриваться неиначе как во взаимосвязи с положениямиФедерального закона «О прокуратуреРоссийской Федерации».

Ст.

54 указанного Федерального закона подпрокурором понимает Генеральногопрокурора РФ, его советников, старшихпомощников, помощников и помощников поособым поручениям, заместителейГенерального прокурора РФ, их помощниковпо особым поручениям, заместителей,старших помощников и помощников Главноговоенного прокурора всех нижестоящихпрокуроров и их заместителей, помощниковпрокуроров по особым поручениям, старшихпомощников и помощников прокуроров,старших прокуроров и прокуроров.

Несмотряна отнесение прокурора к числу участниковна стороне обвинения, круг его полномочийне ограничивается собственно уголовнымпреследованием — в деятельностипрокурора также находит свое выражениефункция прокуратуры по надзору зазаконностью. Если уголовное преследованиеявляется одной из трех основныхпроцессуальных функций, то прокурорскийнадзор есть проявление конституционно-правовойфункции прокуратуры по надзору засоблюдением законов.

Федеральныйзакон «О прокуратуре РоссийскойФедерации» в ч. 2 ст. 1 устанавливает, чтоодной из отраслей прокурорского надзораявляется надзор за исполнением законоворганами, осуществляющими оперативно-розыскнуюдеятельность, дознание и предварительноеследствие. Согласно ст.

29 названногоЗакона предметом данной отрасли надзораявляется соблюдение прав и свободчеловека и гражданина, установленногопорядка разрешения заявлений и сообщенийо совершенных и готовящихся преступлениях,выполнения оперативно-розыскныхмероприятий и проведения расследования,а также законность решений, принимаемыхорганами, осуществляющими оперативно-розыскнуюдеятельность, дознание и предварительноеследствие.

Темне менее, ни полномочий прокурора поосуществлению указанной отрасли надзора,ни форм прокурорского реагированияФедеральный закон не устанавливает,фактически отсылая в ст.

30 к положениямУПК: «Полномочия прокурора по надзоруза исполнением законов органами,осуществляющими оперативно-розыскнуюдеятельность, дознание и предварительноеследствие, устанавливаютсяуголовно-процессуальным законодательствомРоссийской Федерации и другимифедеральными законами».

Под «другимифедеральными законами» в данном случаенадлежит понимать Федеральный закон«Об оперативно-розыскной деятельности»в части, регулирующей полномочияпрокурора по надзору за соблюдениемзаконов органами, такую деятельностьосуществляющими.

Таким образом, прокурор,надзирая за исполнением законов органами,ведущими предварительное расследование,осуществляет не что иное, какуголовно-процессуальную деятельность,урегулированную нормами УПК.

https://www.youtube.com/watch?v=eZQBq5K9XwM

Понашему мнению, разделить деятельностьпрокурора на две самостоятельные функции— функцию уголовного преследования ифункцию надзора за законностью —невозможно.

Кроме того, право наосуществление надзора за органамипредварительного расследования вытекаеттакже из того, что прокурор в досудебномпроизводстве является процессуальнымруководителем органов дознания ипредварительного следствия, посколькуименно он возглавляет деятельность поуголовному преследованию, на нем лежитответственность за реализацию обвинения,а в дальнейшем — поддержание его передсудом. Письменные указания прокурора,данные им органу дознания, дознавателю,следователю, обязательны для исполнения.

Прокурор,будучи ответственным за обоснованностьобвинения, заинтересован в соблюдениизакона органами предварительногорасследования, так как его нарушениеможет повлечь за собой признаниесобранных доказательств недопустимымии не имеющими юридической силы, а вконечном счете — невозможностьопровержения презумпции невиновностина основе сформированной по делудоказательственной базы. Следовательно,осуществление прокурором надзора задеятельностью органов предварительногорасследования охватывается выполняемойим функцией уголовного преследования,осуществляется в ее рамках.

Здесьже следует отметить, что Концепциясудебной реформы предполагала уже напервом этапе реформирования заменитьпрокурорский надзор за расследованиемпреступлений судебным контролем.

Очевидно, что эффективное осуществлениенадзора или контроля га соблюдениемзакона, прав и свобод личности возможнолишь со стороны государственного органа,обладающего подлинной независимостьюи не связанного с поднадзорными органамии должностными лицами единой по существуфункцией.

Однакопрокурорский надзор за расследованиемпреступлений по-прежнему является однимиз направлений прокуратуры согласноФедеральному закону «О прокуратуреРоссийской Федерации», сохранен он и вновом Уголовно-процессуальном кодексе.

Тем не менее, действующий УПК, по сравнениюс предшествующим правовым регулированием,существенно расширил границы судебногоконтроля на предварительном расследовании,определив в полном соответствии сположениями Конституции РФ исключительнуюпрерогативу суда на принятие решений,связанных с ограничением конституционныхправ и свобод граждан на свободу и личнуюнеприкосновенность, неприкосновенностьжилища и имущества, тайну переписки,телефонных и иных переговоров.

Прокурордействует на всех без исключения стадияхуголовного судопроизводства, однакохарактер его деятельности и объемполномочий в них различны.

Так, входе досудебногопроизводства поуголовному делу прокурор имеет весьмаобширные полномочия, которые носятвластно-распорядительный характер, чемсущественно отличаются от полномочийпрокурора в судебных стадиях процесса.

Закон наделяет прокурорагосударственно-властными полномочиямиуже с момента получения сообщения опреступлении.

Источник: https://studfile.net/preview/5715489/

Функции, выполняемые прокурором в уголовном судопроизводстве

Функции прокурора в уголовном судопроизводстве

⇐ ПредыдущаяСтр 40 из 76Следующая ⇒

Функции прокурора в уголовном процессе представляют собой обязанность выполнения должностным лицом прокуратуры определенных видов процессуальной деятельности, выражающих государственно-правовое предназначение прокуратуры в обеспечении законности расследования преступлений и рассмотрения уголовных дел в суде.

Функциям прокурора принадлежит ведущая роль в установлении его правового статуса как участника уголовного судопроизводства.

В уголовном судопроизводстве прокурор выступает, с одной стороны, как процессуальное лицо, деятельность которого регламентирована процессуальным законом, с другой — как должностное лицо, на которого Законом о прокуратуре возложены функции надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами исполнительной власти, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Следовательно, на любой стадии уголовного судопроизводства прокурор, кроме обязанностей участника процесса со стороны обвинения, обязан выполнять и свою правозащитную функцию. Однако, выявляя и устраняя нарушения законодательства на предварительном следствии, в настоящее время прокурор лишен многих реальных и действенных мер прокурорского реагирования, которыми он обладал ранее. Он не имеет права сам отменять незаконные и необоснованные постановления следователя, при серьезных нарушениях федерального закона не может возбудить уголовное дело, отстранить следователя, допустившего нарушения закона, от ведения уголовного дела и т. д. — все эти вопросы он должен решать, обращаясь к руководителю следственного органа. Вследствие этого прокурор на стадии возбуждения уголовного дела и предварительного следствия превратился в такую процессуальную фигуру, которая в значительной степени утратила свое процессуальное влияние на ход и результаты проводимого предварительного следствия по уголовному делу.

Вопросы определения места, роли и назначения прокурора в реализации уголовного преследования ни доктринально, ни законодательно не имеют своего четкого и единообразного уяснения. По-прежнему по этим вопросам в науке проходят острые, порой бесплодные дискуссии, а законодатель в нормативно-правовом плане проводит неустойчивое и нередко противоречивое правовое регулирование.

По данному вопросу была высказана позиция К. И.

Амирбековым, который полагает, что с момента выделения из системы прокуратуры следственного аппарата прокурор не осуществляет функции непосредственного обвинения и уголовного преследования в досудебном производстве, а только надзирает за соблюдением требований закона при осуществлении уголовного преследования органами следствия и дознании.

В литературе отсутствует единое понимание о правовом статусе прокурора в уголовном процессе в связи с внесенными изменениями в уголовно-процессуальное законодательство.

В частности, одни авторы полагают, что исключение возможности самостоятельного возбуждения уголовных дел значительным образом сужает права и обязанности прокурора в уголовном судопроизводстве. Как представляется, данная точка зрения имеет право на существование и является вполне обоснованной.

В тоже время, прокурор обладает иными значительными полномочиями, позволяющими рассматривать его в качестве одного из основополагающих субъектов уголовного процесса. Одной из таких функций является поддержание обвинительного заключения в суде, которой наделен исключительно прокурор.

При этом, в научной среде активно дискутируется правомерность отказа прокурора от государственного обвинения, что имеет и большое практическое значение, поскольку следует констатировать, что сегодня прокуроры во многом связаны указаниями вышестоящего прокурора.

Безусловно, что любое законодательство, в том числе, и уголовно-процессуальное не является статичным. Оно также подвержено постоянным преобразованиям, что мы и наблюдаем сегодня.

Внесенные изменения в УПК РФ значительным образом не изменили, правовое положение прокурора как участника уголовного судопроизводства, они лишь некоторым образом скорректировали его перечень прав и обязанностей, взаимоотношения с другими участниками уголовного судопроизводства, но основное предназначение прокурора в уголовном процессе осталось прежним — осуществление контроля за соблюдением законности как на стадии предварительного следствия и дознания, так и в ходе судебного разбирательства.

Положение государственного обвинителя в уголовном судопроизводстве специфично тем, что он является процессуально самостоятельной фигурой.

Однако в определенной мере он связан в своей позиции базисом — материалами уголовного дела, которые сформированы следствием, проверены и признаны процессуально состоятельными прокурором, вследствие чего им утверждено обвинительное заключение (обвинительный акт).

При этом не исключены ситуации, когда у государственного обвинителя после ознакомления с материалами дела возникает собственное представление о картине преступления, о действиях подсудимого, а главное, о доказательствах, необходимых для их подтверждения.

Здесь государственный обвинитель может усмотреть необходимость получения каких-то дополнительных документов, производства дополнительных следственных действий, которые, по его мнению, с большей убедительностью подтвердят обстоятельства содеянного и более эффективно будут выглядеть в суде.

Однако гораздо чаще на практике возникает ситуация, когда доказательственная база обвинения страдает неполнотой, например, при исключении отдельных доказательств обвинения в предварительном слушании.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, государственный обвинитель в целях восполнения доказательственной базы по делу и получения соответствующих необходимых ему сведений должен активно использовать право заявления ходатайств о дополнении материалов дела новыми доказательствами. Еще одной действенной возможностью для государственного обвинителя восполнить доказательственную базу по уголовному делу является использование нормы ч. 4 ст. 271 УПК РФ, которая не допускает отказа в допросе свидетеля или эксперта, явившегося по инициативе стороны в судебное заседание, если на предварительном слушании показания и заключение этих участников уголовного судопроизводства были признаны недопустимыми доказательствами и их допрос может восстановить свойство допустимости этих доказательств.

Участие государственного обвинителя в судебном следствии и определенная уголовно-процессуальным законом его роль на данной стадии судебного разбирательства показывают, что эта деятельность носит исключительно процессуальный характер и является формой реализации уголовного преследования, а правовые средства этой деятельности направлены на реализацию в суде основного назначения уголовного судопроизводства.

Вся процессуальная деятельность государственного обвинителя в судебном следствии протекает на основе состязательности сторон и равных процессуальных возможностей со стороной защиты, что является исходной, базовой позицией российского национального уголовного процесса.

Вместе с тем в судебном следствии государственному обвинителю и его процессуальной деятельности принадлежит особая роль, которая вытекает из требований ст. 49 Конституции РФ, устанавливающей бремя доказывания вины лиц в совершенном преступлении на государстве.

Поскольку государственный обвинитель при рассмотрении в суде уголовного дела из всех субъектов стороны обвинения является единственным представителем государства, то именно на нем и лежит обязанность доказывания, которую он в судебном заседании осуществляет от имени государства. Раскрывая понятия «обязанность доказывания», П. А.

Лупинская указывает, что «главный смысл понятия «обязанность доказывания» в уголовном процессе состоит в ответе на вопрос: на ком лежит обязанность доказывать виновность обвиняемого? Очевидно, что эта обязанность лежит на том, кто утверждает, что обвиняемый виновен, т. е. на обвинителе (государственном, частном)».

В контексте изложенных доводов, на наш взгляд, в теоретическом и практическом плане важно уяснить, что основная задача государственного обвинителя, принимающего участие в судебном следствии, — это реализация своей обязанности доказывания всех элементов предмета преступления и виновности подсудимого в совершении данного преступления.

Общеизвестно, что суд, как правило, выносит решение на основании тех доказательств, которые представлены сторонами обвинения и защиты в ходе судебного следствия, так как на нем не лежит обязанности поиска правды и он не обязан выходить за пределы предусмотренной совокупности доказательств или побуждать к расширению доказательственной базы какую-либо из сторон.

В обозначенных условиях большое значение имеет деятельность государственного обвинителя в судебном следствии, его процессуальная роль и ответственность за выполнение возложенной на него государством функции поддержания перед судом государственного обвинения по уголовным делам.

Государственный обвинитель должен помнить, что судебное исследование осуществляется в пределах объема предъявленного обвинения, изложенного в процессуальном акте — обвинительном заключении (обвинительном акте).

Государственный обвинитель в судебном следствии реализует собственные, присущие только ему процессуальные цели (задачи), среди которых следует выделить осуществление уголовного преследования на основе законности и обоснованности обвинения. Решает задачу обоснования обвинения, т. е.

выполняет возложенную на него в силу презумпции невиновности обязанность доказывания. Его обвинительная деятельность начинается с изложения в начале судебного следствия позиции государственного обвинения о пределах доказывания по рассматриваемому в суде первой инстанции уголовному делу.

По своему процессуальному положению в стадиях пересмотра приговоров и иных судебных решений по уголовным делам, не вступивших в законную силу, прокурор выступает как представитель надзорного органа государства, а также как сторона обвинения.

В суде апелляционной инстанции прокурор в большей мере является стороной в процессе и реализует всеми предоставленными ему законом способами продвижение обвинения на основе его законности и обоснованности, осуществляя тем самым одновременно функцию уголовного преследования и обеспечивая возможность обращения к исполнению законных, обоснованных и справедливых приговоров и иных судебных решений. В суде кассационной инстанции, оставаясь участником процесса со стороны обвинения, прокурор реализует определенные законом полномочия по обеспечению законности и обоснованности обвинения, а также правоохранительную (правообеспечительную) деятельность.

Полномочия прокурора в проверочных стадиях уголовного судопроизводства при проверке судебных решений по уголовным делам, не вступившим в законную силу, представляют собой особый правовой механизм, который на основании уголовно-процессуального закона представляет прокурору достаточные полномочия, чтобы не допустить исполнения неправосудных решений по уголовным делам (прокурор вносит представления, подает возражения на жалобы, участвует в заседаниях судов второй инстанции, в исследовании доказательств, представляет дополнительные материалы в обосновании своей позиции и т. д.). Как отмечает В. Ф. Крюков, «государственному обвинителю (прокурору) следует ответственно относиться к составлению представления, внимательно изучать материалы уголовного дела, строго соблюдать сроки обжалования». Внося предложения о пересмотре неправосудных приговоров и иных судебных решений, прокурор, таким образом воздействуя на судебную власть, добивается, чтобы приговоры и иные судебные решения отвечали требованиям законности, обоснованности и справедливости.

Источник: https://mydocx.ru/10-114395.html

Функции прокуратуры

Функции прокурора в уголовном судопроизводстве

В  статье 1 основного на сегодняшний день закона для прокуратуры, Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре), в п. 2 определено, что целями прокуратуры является деятельность по: 

  • обеспечению верховенства закона, 
  • обеспечению единства и укреплению законности;
  • обеспечению защиты прав и свободы человека и гражданина, 
  • обеспечения защиты охраняемых прокуратурой и законодательно  интересов со стороны общества и государства.

Кроме этого, Конституцией РФ прямо предопределяется основная цель прокуратуры, заключенная в регулировании процессов обеспечения и укрепления законности на всей территории России.

Функция прокуратуры – это процесс, повседневной реализации в регламентируемых законами рамках, возложенных на прокуратуру полномочий, установленных указаниями вышестоящих прокуроров и федеральными законами.

Прокурорский надзор

Прокуратура РФ представляет собой полифункциональную систему, которая признает прокурорский надзор как главную цель деятельности.

Прокурорский надзор, который направлен на исполнение законов в процессе расследования преступлений на сегодняшний день  – основная функция прокуратуры в  досудебных стадиях всего уголовного судопроизводства, по той причине, что  уголовное преследование и другие дополнительные функции прокуратуры должны быть реализованы через надзорную функцию, и способствовать достижению цели уголовного судопроизводства только при соблюдении условия их законности.

Данную функцию осуществляют не только органы государственной власти, военные органы, органы местного самоуправления и контроля, но и коммерческие и государственные учреждения, общественные организации,  руководители, должностные лица и собственники.

Прокурорский надзор распространяется и на органы, проводящие ОРД, предварительное следствие и дознание, судебных приставов и на органы уголовно-исполнительной системы.

Уголовное преследование

В «Законе о прокуратуре» закреплены на сегодняшний день отдельные положения, которые касаются уголовного преследования, безусловно, что имеет явное положительное значение.

На основе законов подтверждено, что прокуратура стала основным органом в процессе уголовного преследования. При этом само уголовное преследование подразделено на две части: 

  • досудебная часть расследования и уголовного преследования;
  • уголовное преследование непосредственно в суде. 

Необходимо учитывать, что первая часть уголовного преследования должна быть осуществлена в форме расследования преступления, а вторая  – в форме поддержания в суде государственного обвинения.

https://www.youtube.com/watch?v=mBW9U_dgt30

В соответствии с УПК РФ, прокурор является лицом, уполномоченным осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного производства, в пределах своей компетенции.

Само преследование выражается в принятии процессуально значимых решений и осуществлении ряда процессуальных действий в досудебном производстве. 

Пример

Заключение с обвиняемым досудебного соглашения или поддержания государственного обвинения, оспаривание несправедливых приговоров и решений судов, и так далее.

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с  преступностью

По отношению к деятельности различных правоохранительных органов понятие «координация» основано на  совместной разработке и практической реализации мероприятий, которые направлены на решение проблем борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, которые актуальны на сегодняшний день, укрепления законности и правового порядка.
Законодательно, к числу правоохранительных органов относятся органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотиков и таможенные органы.

Участие прокурора в рассмотрении дел судами

На основании положений «Закона о прокуратуре» и уголовно-процессуального кодекса можно сделать вывод, что поддержание государственного обвинения в суде является составной частью единой функции уголовного преследования, осуществляемого прокурором в сфере уголовного судопроизводства. 

Поддержание государственного обвинения – отдельная функция  прокуратуры, которая реализуется на основании общего уголовного преследования со стороны прокурора. При этом, являясь подчиненным направлением в деятельности прокуратуры, в процессе поддержания государственного обвинения проявляется присутствие автономного содержания, пределы и собственный субъектный состав.

формируется деятельностью государственного обвинителя, которая направлена на публичное утверждение в уголовном процессе совершения лицом деяния, которое запрещено законодательством РФ. Являясь автономным видом уголовно-процессуальной в деятельности прокуратуры, она начинается в момент утверждения прокурором обвинительного заключения и при вступлении приговора в законную силу заканчивается.

Субъектами, которые имеют  исключительное право в реализации функции государственного обвинения, являются:

  • прокурор;
  • заместители и помощники прокурора, которые реализуют указанные полномочия на основании требований  действующего законодательства РФ.

Административное преследование

Прокурор, в рамках данной функции реализует полномочия, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, иными законными актами, а также способствует работе принципа неотвратимости ответственности за совершение административного правонарушения.

Пример

Прокурор выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, участвует в рассмотрении дела об административном правонарушении и др.

, обращается в уполномоченные органы для снятия иммунитета с отдельных лиц, выполняющих государственные функции (депутатов, судей и др.

), непосредственно санкционируя привлечение этих категорий субъектов к административной ответственности.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/prokurorskij-nadzor/funktsii-prokuratury/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.