Физическое воздействие на ребенка

Содержание

Страшные последствия физического наказания детей

Физическое воздействие на ребенка

Психологи уже давно подтвердили, что если дети пострадали от насилия и физического наказания в юном возрасте, они ощущают его последствия всю оставшуюся жизнь.

Сексуальные отклонения, низкая самооценка, комплексы и фобии — все это вытекает из жестокого обращения с детьми в детстве.

После этого ответ на вопрос — нужно ли бить детей, должен отпасть сам собой, но так происходит не со всеми родителями.

Факт: По статистике в нашей стране каждый четвертый ребенок подвергается насилию и жестоким наказаниям. Большая часть из этих детей страдает от близких родственников.

Бить или воспитывать детей

Нужно ли оставлять безнаказанным проступок ребенка? Безусловно, нет. Но вопрос в том, какие именно меры наказания используют родители относительно своих детей, и почему их выбор становится таким? Прежде чем вы шлепните малыша, проанализируйте, что побуждает вас к выбору подобного метода воспитания. Задумайтесь, чем может обернуться жестокое обращение с детьми в дальнейшем.

Факт: У детей, переживших отсутствие заботы или столкнувшихся с физическим насилием в раннем детстве, высока вероятность возникновения психиатрических заболеваний

Посмотрите на ситуацию глазами малыша, на которого вы замахнулись. Вы бы испытывали к такому родителю любовь и уважение? Ребенок унижен и беззащитен, он не умеет противостоять взрослой силе. Про себя он думает: вот выросту, и отомщу за то, что надомной так издевались. Вы еще думаете над тем: можно ли бить ребенка. А хотите ли вы, чтобы он с детства хранил затаенную агрессию в вашу сторону?

Почему родители применяют физическое наказание

Родители прибегают к физическому наказанию детей, в случаях когда:

  • Сами в детстве подвергались насилию и переняли такую модель поведения от папы и мамы.
  • Имеют психологические проблемы или даже отклонения. Возможно, склоны к садизму или находятся в состоянии депрессии.
  • Не обладают знаниями в сфере воспитания или ленятся применять педагогический подход. Как показала практика, ударить значительно проще, чем поговорить, выслушать, объяснить и найти компромисс.
  • Хотят самоутвердиться подобным образом.

Причин применения к детям физического насилия и жестокого обращения в семье значительно больше и они индивидуальны.

Психологические последствия насилия над ребенком

С возрастом может показаться, что обиды и злость у детей после наказания уходят, но это только внешне. Они скорее отодвигаются на дальний план и прочно поселяются в глубине души в виде комплексов и детских страхов. Затаившись, порой совсем неожиданно могут проявиться в явной агрессии, паническом страхе, асоциальном поведении.

Жестокое обращение с детьми будет проявляться на протяжении всей жизни. Рано или поздно последствия наказания всплывут из подсознания. Если с ними не работать психологу, разовьются с неимоверной силой. Наверняка, каждый из нас встречал жестокого, безжалостного, черствого человека.

Факт: Жестокое обращение с детьми и телесные наказания запрещены в большинстве развитых стран на законодательном уровне.

Многие могут возразить: «Меня били, но при этом вырос нормальным». В том то и дело, что «нормальный» — это не описание полноценной, успешной и состоявшейся личности. Не забывайте, что каждый человек индивидуальность, со своим характером, психическим устройством и генами.

Неизвестно как отразится жестокое обращение с детьми на психике именно вашего ребенка. Сможет ли он избавиться от его последствий во взрослом возрасте или перенесет такую модель поведения в свою семейную жизнь, и сломает судьбы своих детей.

Оправданно ли применение физического наказания

Воспитание детей с применением насилия однозначно не скажутся положительного на формирование личность. Напротив, оно развивает массу психологических проблем в виде комплексов, фобий, страхов, трусливости, низкой самооценки, жестокости и упрямства.

В 75% случаев физическое наказание детей применяется в семьях, где от него пострадали взрослые.

Когда ребенок вырастет, и, поработав со своими детскими комплексами, сможет простить и забыть родителей – тиранов, он точно не испытает благодарности за рукоприкладство. Ведь будет знать, что можно было обойтись и без него.

Поднимая руку, вы показываете ребенку, что:

  1. Слабого человека можно унижать безнаказанно.
  2. Родители чувствуют свое бессилие перед малышом и борются с ним самым примитивным способом.
  3. Решить конфликт можно только с применением физической силы, подавив, растоптав, унизив.
  4. Маму и папу нужно не уважать, а бояться.
  5. Доказываете, что малыш слабый и беспомощный и эту модель поведения он переносит во взрослую жизнь. Не может постоять за себя или дать отпор тому, кто его подавляет.

Часто плохое поведение детей связанно не с их капризами или недостаточной строгостью в воспитании, а с синдромом дефицита внимания и гепер активностью (СДВГ). Это заболевание, которое эффективно лечится в большинстве европейских стран, но мало кому известно из учителей и родителей на постсоветском пространстве.

И это все сказывается самым негативным образом на психике и дальнейшем формировании личности.

Отражение жестокого «воспитания» во взрослой жизни

Родители, поймите, что подавляя физически, вы ломаете психику. Делаете ребенка безвольным и покорным. А такого человека сможет обидеть любой, кто сильнее его не только физически, но и эмоционально. В дальнейшем такой мужчина будет способен испытывать чувства только к женщинам, которые доминируют над ним. Не сможет брать на себя ответственность и проявлять силу характера.

Ответьте на 10 простых вопросов психологического теста, и узнайте как вас воспитывали в детстве.

Кроме того, воспитывая ребенка насильственными методами, вы прививаете ему черты мазохиста. Взрослых с подобными отклонениями достаточно много.

Половина мужчин и треть женщин имеют скрытые мазохистские наклонности и при благоприятных условиях могут их воплотить в жизнь. Такие люди склонны вступать в разрушительные для себя, так называемые, токсичные отношения.

Особенно если встретят партнера, который не сможет им противостоять. Причина этого кроется в пережитой детской боли и унижениях, при физическом наказании родителями.

Факт: Мужчины реже рассказывают про жестокое обращение с ними в дестве.

Девочки, которых воспитывали с помощью рукоприкладства, вырастают с заниженной самооценкой, неуверенные в себе и безвольные. И зачастую выбирают себе в мужья тиранов. Они еще с детства учатся терпеть и соглашаться на то, что им предложат и даже не пытаются улучшить ситуацию.

Такая женщина имеет кучу комплексов. Наиболее распространенный из них — комплекс жертвы и оказывается не готовой к «здоровым» и равноправным отношениям. Тем более такая мать не сможет полноценно воспитать своих детей.

Воспитать счастливого ребенка могут только родители, которые сами довольна собой и своей жизнью. Не зря существует выражение, что хорошая мама — это счастливая мама.

Узнайте, как ссоры родителей при ребенке влияют на психику малыша. Чем опасно выяснение отношений на глазах у ребенка.

А вы хотите, что бы вашего кроху во взрослой жизни ждала подобная участь?

Ирина Краморова

Врач, психотерапевт, аккредитированный гештальт-терапевт, ведущая групп и авторских проектов. Имеет 5 лет работы с взрослыми, подростками и детьми младшего дошкольного возраста.

Источник: https://kreativlife.ru/strashnye-posledstviya-fizicheskogo-nakazaniya-detej/

Почему к детям нельзя применять физическое наказание!

Физическое воздействие на ребенка

Все мое существо переворачивается от хладнокровных рассуждений и реальных споров на тему того, надо ли бить ребенка.

Но коль скоро я работаю как психолог с родителями, и мое возмущение не является достаточным основанием, я сохраняю спокойствие ума и стараюсь аргументированно доносить идею о недопустимости физического насилия по отношению к детям.

Многих людей, которые считают приемлемым и даже необходимым телесные наказания детей самих били в детстве. Поэтому, защищая себя и свою сложившуюся картину мира, некоторым из них очень сложно принять то, насколько это жестоко, насколько это унижает всех участников процесса.

Мне хочется верить, что некоторые из таких родителей, которые так или иначе получали от меня информационную и психологическую поддержку, переосмыслили свою позицию.

В этой заметке я кратко коснусь нескольких пунктов, чем же пагубно для самого ребенка, а также для детско-родительских отношений применение физического насилия.

Взрослый в момент применения физической силы всегда выступает как агрессор. Физическое тело – стопроцентно принадлежит человеку, это его базовые физические границы. Никто не в праве нарушать эти границы без добровольного на то согласия.

Таким образом, воздействие в виде шлепков, побоев, щипков, дерганий и другой физической грубости нарушает права ребенка, учит его тому, что это нормально и позволительно. Для него будет нормой вторгаться в границы других людей.

И в последствии его насильственные действия могут варьироваться в довольно больших переделах (в зависимости от многих других факторов): от социально приемлемого (до сих пор!) физического наказания своих собственных детей до уголовно преследуемого сексуального насилия, например.

У детей, по отношению к которым регулярно применяются телесные наказания, снижается чувствительность (физическая, эмоциональная, психологическая). Это своего рода защитный механизм психики, чтобы адаптироваться и выжить в атмосфере насилия. Как говорит Людмила Петрановская, такие дети «отмораживаются».

Чем сильнее «отморозка», тем мощнее нужно воздействие, чтобы достучаться до человека. Бывает, родители жалуются: «Пока на него не наорешь, он не понимает», «Пока ремень в руки не возьму, ничего не слушает». Это примеры того, как ребенок повышает свои пороги чувствительности и в результате способен воспринимать только грубые воздействия.

Между тем, некоторым чувствительным детям порой достаточно поднятой брови родителя, усталого взгляда, легкой смены интонации, чтобы остановиться, сменить неодобряемое родителем поведение. В своей семье ребенок может научиться эмоциональным полутонам, деликатным просьбам, внимательному отношению к себе и к другим.

Способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач – это признаки хорошо развитого эмоционального интеллекта.

Нетрудно догадаться, что у «отмороженных» детей уровень эмоционального интеллекта будет низким, что серьезно ограничит их жизненные возможности. Поэтому я обращаюсь к родителям с вопросами: «А вы как хотите воспитывать своего ребенка? Что вы хотите получить в итоге?».

Телесное наказание (или его угроза) фиксирует внимание ребенка на боли, унижении, потере безопасности. В этом случае в его внутреннем пространстве не остается места для развития собственной оценки своих поступков, для пробуждения совести.

Взрослые люди с историей жёсткого контроля и оценивания в их детстве со стороны родителей склонны перекладывать ответственность за свою жизнь на других. Они не чувствуют себя творцами своей жизни, а скорее жертвами обстоятельств. Им сложно принимать решения, они не знают, чего хотят.

Их ресурсы будут направлены на свою защиту от внешнего мира вместо развития качества жизни, даже когда им ничего не угрожает. Такие люди тревожны, безынициативны, зависимы, часто агрессивны.

В момент телесных наказаний мы, как родители, признаемся в собственной беспомощности и теряем авторитет. Это значит, что мы не нашли других способов влияния на поведение собственного ребенка, не смогли установить здоровую коммуникацию.

Мы не только убиваем на корню способность ребенка нас уважать, но перестаем уважать и сами себя тоже, (хотя это редко бывает очевидно из—за работы психологических защитных механизмов). Ребенок не придет за советом и помощью к жестоким родителям, потому что будет их бояться и не сможет доверять.

Ему придется справляться самому или следовать советам сверстников или других взрослых людей, что может быть весьма опасно.

Конечно же, все мы люди, и мало кто ни разу в жизни не сорвался и не шлепнул ребенка.

Страшна сама хладнокровная установка в отношении допустимости и даже необходимости физических воздействий и систематические телесные наказания, когда в семье это считается нормой.

Страшно, когда родитель сорвался и ударил ребенка и потом, чтобы избежать чувства вины, сделал вид, что сделал все верно и запретил проявить ответную реакцию ребенку. Например, горько плакать, разозлиться или обидеться.

Я знаю, что некоторые родители, бьющие своих детей, осознают всю пагубность их несдержанности и неуравновешенности. Обычно очень сложно перестроить свое поведение, научиться другим методам воспитания. Не стоит отчаиваться: если не удается справиться самому, поможет психолог. Главное, не замыкаться на своем чувстве вины и беспомощности, а действовать, меняться к лучшему!

Ольга Турчина — клинический психолог, психотерапевт, ведущая семинаров для родителей. 

Источник: https://www.b17.ru/blog/67412/

Применение мер физического или психологического воздействия к обучающимся недопустимо

Физическое воздействие на ребенка

Посетители блога в своих х нередко затрагивают вопросы, связанные с мерами физического или психологического воздействия, применяемые педагогами к обучающимися, а также интересуются, какие действия учителя относятся к ним, как поступить родителям в случаях, когда учитель прибегает к таким мерам воздействия на учеников.

Ответы на поставленные вопросы можно найти в многочисленных научных работах, нормативных правовых документах и материалах, посвященных проблемам насилия.
В них насилие по отношению к детям определяется как любой вид жестокого обращения с детьми, нарушающий физическое и (или) психическое здоровье ребенка, мешающее его полноценному развитию.

В словаре С.И.Ожегова насилие истолковано как «принуждение, давление, нажим, применение физической силы; принудительное воздействие на кого-либо; притеснение, беззаконие».

Наиболее распространенные формы школьного насилия — физическое и психологическое (эмоциональное) насилие.

Они могут наблюдаться как в отношениях обучающихся друг к другу, так и со стороны педагогов и других работников школы по отношению к обучающимся.

Что такое физическое насилие

Физическое насилие по отношению к ребенку трактуется как преднамеренное или неосторожное нанесение ребенку родителями или их законных представителями, педагогами или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие или лишают жизни.

Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка.

Физическое насилие распознается не только по внешнему виду ребенка, но и по его психическому состоянию.

Специалисты выделяют следующие основные признаки физического насилия:• повреждения кожных покровов (раны, ожоги, кровоподтёки, ссадины);• кровоподтёки в форме отпечатка какого-либо предмета (вешалки, палки, пряжки ремня);• циркулярные кровоподтёки на теле или конечностях (возникают при сдавливании пальцами);• укусы, сигаретные ожоги;• травмы губ и ротовой полости;• тупая травма живота (внутрибрюшные гематомы, ушибы и разрывы печени, поджелудочной железы, селезёнки);• переломы и черепно-мозговые травмы.

Для того, чтобы диагностировать физическое насилие необходимо обратиться в медицинское учреждение.

Что такое психологическое (эмоциональное) насилие

Психологическое (эмоциональное) насилие  определяется как периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей или их законных представителей, педагогов или других каких-либо лиц на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности.

Факты психологического насилия в образовательных организациях, как правило, выражаются:• в угрозах в адрес обучающегося;• в преднамеренной изоляции школьника;• в предъявлении к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;• в оскорблении и унижении достоинства;• в систематической необоснованной, некорректной критике ребенка, выводящей его из душевного равновесия;• в демонстративном негативном отношении к обучающемуся;• а также в виде крика, сарказма, сердитого выражения лица, насмешек, высмеивания.Если физическое насилие фиксируется четко, то для фиксации психологического воздействия требуется внимательно разобраться в обстоятельствах. Определить границы дозволенного бывает трудно, даже если ребёнок сообщит об этом. Жалобу могут проигнорировать, а действия учителя — оправдать. Кроме того, некоторые родители не находят ничего дурного в том, что учитель повысит голос на ребёнка, покритикует его.К сожалению, некоторые педагоги и родители считают, что больший вред наносится ребенку в случае физического насилия, нежели словесного.

Однако, научные исследования показали, что психологическое насилие приводит к функциональным изменениям в здоровье ребенка, отчуждению его от школы, порождает у него агрессию, чувство неадекватности и неполноценности, вызывает стресс, подобный эффекту травмы от физического насилия. Поэтому родителю так важно во время вставать на защиту ребенка.

Об ответственностиСогласно Федеральному закону от 29.12.

2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ» обучающиеся имеют право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья, а педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Если будет доказана  вина педагога,  то в зависимости  от тяжести допущенного нарушения он может быть привлечен к дисциплинарной или уголовной ответственности.

Что делать?Специалисты советуют, если родитель подозревает, что с ребенком что-то не так, прежде всего, нужно постараться поговорить с ним, выяснить, в чем проблема. Не рекомендуется давать советы, как справиться с ситуацией. А такой совет как «не обращать внимания», лишает ребенка необходимой поддержки.

Первый шаг, который должен сделать родитель, это встретиться с педагогом. К нему нужно идти подготовленным, знать все о случившемся, вплоть до конкретных дат. Надо спокойно изложить свою позицию. Не следует конфликтовать с педагогом. Лучшее решение проблемы — взаимное сотрудничество.

Если разговор проблему не решил, то согласно Федеральному закону об образовании №273-ФЗ в целях защиты прав несовершеннолетних обучающихся их родители (законные представители) самостоятельно или через своих представителей вправе:— обратиться к директору школы с заявлением о применении к ее работникам, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и ответу в письменном виде;— обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, решение которой является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением;— использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов детей.Если уж никакие способы не работают, ребенка целесообразно перевести в другую образовательную организацию.

Если ребенок чувствует страх, тревогу, у него пониженное настроение и нет желания ходить в школу, есть психосоматические нарушения, то лучше всего обратиться к психотерапевту для получения квалифицированной психотерапевтической помощи, поднятии самооценки и приобретении навыков самоэффективности.

Также по теме в блоге:
«Родители и учитель: союзники, противники, партнеры?»
«Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой»
«Школьные конфликты можно урегулировать посредством школьной медиации»
«Моббинг, буллинг, хейзинг — чем они опасны для школьников»
«Ситуацию насилия в школе можно предупредить»
«Конфликт учитель – ученик — родитель ученика. Что делать родителю?»
«Решаем школьные конфликты в комиссии по урегулированию споров» между участниками образовательных отношений»

Сайт использует файлы Cookie. Ознакомьтесь с Политикой конфиденциальности, что бы узнать подробности.

Если Вы не хотите, что бы файлы Cookie были использованы отключите их в своём веб-браузере.

Источник: https://eduinspector.ru/2017/09/21/primenenie-mer-fizicheskogo-ili-psihologicheskogo-vozdejstviya-k-obuchayushhimsya-nedopustimo/

Допустимы ли физические наказания детей?

Физическое воздействие на ребенка

Была у меня в детстве такая типично девчачья книжка — «Записки маленькой гимназистки». героиня там — положительная и впечатлительная девятилетняя Лена Иконина, сирота, воспитывающаяся в гимназии самого начала XX века.

В своей жизни Лена встречает как бы два противоположных воспитательных начала, два шаблона общения взрослых с детьми — суровую классную даму, которая, чуть что, предлагает всех «наказывать чувствительно» — сечь розгами, и попечительницу и руководительницу гимназии — «генеральшу», которая, напротив, предпочитает жалеть и разговаривать.

Несмотря на то что давно настали гуманные и модные времена борьбы со всевозможными расизмом, домогательствами и «харассментом», старый вопрос о смысле и допустимости «чувствительных» детских наказаний в семьях не решен до сих пор. Более того, он беспокоит людей настолько, что обсуждать и разъяснять его берутся все — и юристы, и политики, и психологи.

Даже не специалист сегодня примерно представляет, что такое ювенальная система и почему в России не хотят ее вводить.

Не вдаваясь в подробности и несколько упрощая, можно пояснить: речь идет о совокупности специальных институтов и организаций, в том числе общественных, которые контролируют исполнение родителями воспитательных обязанностей.

Если эти самые обязанности исполняются ненадлежащим образом, инстанции опеки могут забрать ребенка из семьи и определить его в приют либо для усыновления приемными родителями.

Проблема в том, что никто точно не знает, как выглядит «ненадлежащее исполнение родительских обязанностей», но, судя по европейской практике, чаще всего это именно физические наказания. Включая те самые пресловутые шлепки, которые многим родителям кажутся такими же привычными и безобидными, как, например, приготовление ребенку завтрака или проверка его уроков. Не изымать же детей из семей за то, что их разок-другой шлепнули?..

Что говорят психологи и врачи?

Изымать, конечно, никого бы не хотелось. Но значит ли это, что шлепки не представляют собой другой крайности в этом тонком вопросе?

Так, например, известный отечественный психотерапевт Владимир Леви в своей книге «Нестандартный ребенок: как воспитывать родителей?» замечает, что первое правило наказания для родителя — не допускать вреда здоровью ребенка: ни физическому, ни психическому.

Физически этот самый шлепок никого, понятное дело, не покалечит. Теперь насчет психики. Совсем недавно, в начале ноября этого года на портале Psyciencia появился интересный материал. В нем шла речь об исследовании, проведенном американскими психотерапевтами.

Доктора Мелисса Меррик, Элизабет Гершоф и Эндрю Гроган-Кейлор изучили биографии 7645 людей разных рас и национальностей, которые в возрасте до 18 лет испытали на себе так называемые «негативные переживания детства» — разные неблагоприятные факторы и фоны воспитания — от заключенных в тюрьму близких родственников до телесных наказаний.

Оказалось, что у детей с этими «негативными переживаниями» во взрослом состоянии в 2,73 раза возрастал риск страдать от депрессий, в 2,84 раза — риск пристраститься к алкоголю и в 24,36 раза (!) — совершить самоубийство.

Физические наказания (на языке написания материала (испанский) это понятие формулировалось как «nalgadas», то есть «шлепки, удары по, что называется, мягкому месту»), по мнению специалистов, точно так же вели к зависимостям, депрессиям и суицидальным наклонностям.

Мнение эксперта

Если с физическими мерами воздействия на ребенка все так плохо, почему же шлепки остаются частью реальности родительско-детских отношений во всем мире? Чтобы попытаться окончательно разобраться в этом вопросе, мы взяли интервью у доцента СПбГУ, кандидата психологических наук, ведущего специалиста по родительско-детским отношениям Татьяны Гелиевной Яничевой. Текст интервью ниже публикуется без сокращений.

Татьяна Гелиевна Яничева, источник: www.psy.spbu.ru

— Верно ли, с точки зрения науки, что физические наказания родителей делают их детей, когда те вырастают, более подверженными депрессиям, патологическим зависимостям, даже суицидальным наклонностям? Если да, то каков механизм этой взаимосвязи?

— В ответе на этот вопрос не стоит быть категоричными. Конечно, физические наказания не полезны для развития личности, как часть общего деструктивного родительского отношения, наряду с эмоциональной депривацией, угрозами, унижением, игнорированием базовых потребностей ребенка.

Все это вместе ведет к дефициту базового доверия ребенка, а затем и взрослого человека, к миру и самому себе, формированию неадекватной самооценки, а следовательно, низкой уверенности в себе и целому ряду негативных последствий для личностного развития.

Вряд ли в семье, где позволяется физическое насилие по отношению к ребенку, много занимаются развитием его способностей, уделяют внимание его интересам. Эту цепочку можно продолжать, психика человека целостна, нельзя задеть только один фактор, чтобы не произошли изменения в других сферах личности.

Маловероятно, что родитель, позволяющий физические наказания в отношении собственного ребенка, уважает его личность и уникальность, а значит, он не будет внимателен к его чувствам, потребностям и интересам в целом. Как следствие, в будущем перспектива формирования гармоничной, успешной или даже просто здоровой личности становится менее вероятной.

Нельзя не отметить влияния физических наказаний на уровень агрессивности ребенка, а затем и взрослого. Среди факторов, с большой вероятностью лежащих в основе формирования агрессивного поведения, бесспорно отмечают подражание.

Ребенок, который даже наблюдает, а тем более, испытывает насилие по отношению к себе или другим членам семьи, с большой вероятностью станет повторять эту модель в отношении других либо в форме аутоагрессии (крайним проявлением которой является суицидальное поведение), что закономерно ассоциируется с патологическим развитием личности.

Справедливости ради заметим, что противоположный полюс родительских установок и поведения — гиперопека, потакание всем без исключения потребностям (особенно уже подросшего ребенка), попытка оградить сына или дочь от любых ситуаций конкурентности, жизненных сложностей, принятия самостоятельных решений может привести к аналогичным деструктивным вариантам личностного развития.

Но механизмы здесь несколько иные. Если в случае авторитарного и жесткого воспитания ребенок, с большой вероятностью, не верит ни себе, ни окружающим, нападает или защищается, то в случае гиперзаботы и ограждения от мира он вырастает инфантильным, не умеет, да и не хочет противостоять сложностям и уж точно не готов к принятию ответственности за свою жизнь и свои поступки.

— Если тяжелые последствия физических наказаний для психики ребенка — это факт, значит ли это, что детей, из соображения ненанесения вреда их здоровью, нельзя даже шлепать?

— Любые наказания не очень полезны, как минимум, менее эффективны, чем поощрение за достигнутые успехи или позитивная модель, которую демонстрируют родители. Что же касается физических наказаний, то здесь важно понимать границы термина. Что понимается под физическим наказанием — избиение, порка, подзатыльник или шлепок?

На наш взгляд, стоит различать «меру» физического воздействия.

Так, порка — это не просто причинение ребенку физической боли, это еще и демонстрация игнорирования родителями его элементарных физических потребностей («Мне безразлично, что тебе больно, я даже хочу, чтобы тебе было больно…), что усиливает драматизм переживания — «Мама/папа хотят причинить мне боль, от кого мне тогда можно ждать защиты и поддержки в этом мире?». Такая ситуация порождает и усиливает чувство незащищенности и бессилия. А начиная примерно с подросткового возраста, когда гипертрофируется все, что связано с признанием, уважением к себе, самоутверждением, физические наказания становятся не просто болезненными, а унижающими, задевающими очень чувствительные стороны отношения ребенка к себе и его отношений с родителями.

Шлепок же, особенно для маленького ребенка, это скорее ситуативное выражение негативных чувств родителя в отношении «плохого» поведения ребенка, он может быть спонтанным, не целенаправленным, в отличие, например, от ритуала, когда «отец берется за ремень».

В арсенале выражения чувств родителя относительно поведения ребенка, которое ему не нравится, шлепок далеко не самый жесткий вариант. Для дошкольника, например, гораздо страшнее ощущение безразличия, игнорирования со стороны родителя. Такие ситуации для него сигнал отвержения самыми главными людьми, они лишают его опоры, чувства безопасности и защищенности.

Шлепок же — это все равно «знак внимания», вариант телесного контакта, что воспринимается менее болезненно, чем отказ родителя от контакта, когда ребенка ставят в угол или запирают одного в комнате. У подростка, как уже говорилось, все сложнее, но при высоком уровне доверия и хорошем контакте ребенка и родителя «отеческий подзатыльник» также не трагичен.

В этом возрасте большую отрицательную нагрузку несет унижение или лишение возможности удовлетворения значимых потребностей, например, ограничение общения с друзьями.

— Насколько разработан и популяризован сюжет о недопустимости применения физических наказаний в семье в нашей стране?

— В современной отечественной психологии и педагогике тезис о неприемлемости физических наказаний ребенка является общепризнанным, что отражает и мировые тенденции — изменение в обществе отношения к ребенку в сторону признания и уважения уникальности его личности.

Следует сказать, что вопросы, связанные с физическими наказаниями, рассматриваются как часть более широкой проблематики — профилактики семейного насилия, темы междисциплинарной, а в практической реализации выходящей за рамки науки, касаясь общественной жизни в целом.

Эта область человеческих отношений является зоной активности ювенальной юстиции, где допустимые границы родительского поведения регламентируются законом.

К сожалению, далеко не всегда такой подход является конструктивным, поскольку при ориентации на законодательные и нормативные документы, зачастую, игнорируются тонкости и нюансы каждой конкретной семейной ситуации, отношений родителей и детей, в частности.

Популяризация же данной проблематики носит спонтанный, иногда дилетантский характер. Либерализация взглядов и установок относительно различных сторон жизни общества затронула  семейные и детско-родительские отношения.

Эти процессы довольно позитивны, поскольку постепенно возрастает психологическая культура общества, в частности, формируется класс «ответственных» родителей, осознанно и серьезно относящихся к своей воспитательской функции.

Но следует отметить наличие определенных рисков. Родители, ответственно относящиеся к своему родительскому долгу, имея благодаря Интернету возможность «стихийного психологического образования», но не будучи знакомы с базовыми принципами развития и функционирования психики, концентрируются на процессе воспитания как самоценности.

Это зачастую приводит к преувеличенному вниманию к любому проявлению ребенка, ограждению его от «консервативных» общественных институтов социализации, например, школы, переводу на домашнее обучение (без медицинских показаний) и, уж тем более, минимизации любых ограничений, в первую очередь, наказаний.

Риски такого подхода в том, что выросшему в суперкомфортных тепличных условиях человеку довольно сложно адаптироваться в социуме, который отличается неопределенностью и конкурентностью, где требуется ограничивать себя, следуя нормам и правилам.

Не менее существенные проблемы связаны с переживаниями ребенка, которому не выставляются границы, не дается обратная связь о приемлемости или недопустимости его поведения. Отсутствие границ увеличивает неопределенность, что вызывает у ребенка напряжение и тревогу.

Вопрос не в отсутствии ограничений, а в форме их предъявления. Нормы и ограничения должны быть осмыслены, обоснованы, а санкции за их нарушения (в том числе наказания) аргументированы, следовать сразу за проявленным поведением и соотноситься по масштабу с проступком. И уж точно у современного родителя достаточно рычагов влияния на сына иди дочь, помимо физического насилия.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://sciencepop.ru/bit-ili-ne-bit-dopustimy-li-telesnye-nakazaniya-v-otnosheniyah-roditelej-i-detej/

Нужно ли наказывать ребенка и как это делать правильно?

Физическое воздействие на ребенка

Рано или поздно каждый родитель сталкивается с непослушанием своего чада и тут встает вопрос: как правильно наказывать ребенка и стоит ли это делать?.

Конечно, с возрастом малыш не всегда ведет себя так, как хотелось бы его родителям, тем самым выводя их из себя и подводя к неадекватной реакции на его поведение.

Как нужно себя вести в такой ситуации и как наказывать ребенка за проступок правильно?

Влияние физического воздействия на ребенка

Как утверждают специалисты в области психологии, родители, прибегающие в воспитании детей к физическим мерам воздействия, просто подтверждают собственное бессилие в сложившейся ситуации.

Чаще всего причиной этому является незнание родителей того, как им нужно вести себя, следствием чего свое раздражение они вымещают на малыше.

Однако как только физические меры были применены, мама или папа начинают чувствовать свою вину, потому что не смогли урегулировать конфликт без насилия и причинили боль своему ребенку.

Многие родители заблуждаются, думая, что, используя такие меры наказания, они благотворно влияют на формирование поведенческих норм ребенка, показывая, что он неправильно и плохо поступает. Однако, используя такой метод воспитания, они показывают исключительно свое превосходство над ребенком в силе, заставляя его делать только то, что нужно им, при помощи рукоприкладства.

Следствием такого родительского поведения является появление детского страха. На первый взгляд может показаться, что малыш все понял, и поэтому его поведение изменилось в лучшую сторону, однако это лишь видимость.

Если проследить за малышом после наказания, скорее всего, он будет пытаться найти любой способ отомстить обидчику.

Выражаться это может в оценках, драках с друзьями или братьями (сестрами), невыполнении обязанностей по дому и так далее.

Постоянное физическое воздействие может в итоге привести к тому, что вырастет ребенок достаточно трудным.

Причиной этого является отсутствие сил и возможности у малыша ответить взрослым родителям на их физические меры воздействия, в дальнейшем ребенок начинает агрессивно относиться к своим одноклассникам или детишкам младше его.

Кроме того, наказание со стороны родителей малыш может расценить как отсутствие любви, в результате чего пропадает и любовь к самому себе.

Физическое воздействие не дает развиваться некоторым навыкам малыша, которые позволяют ему чувствовать ответственность за совершенные им поступки. Как правило, наказывая ребенка, родители формируют такие поведенческие нормы, при которых он, наоборот, ищет способ выйти из сложной ситуации, не оказавшись виноватым, а это, как известно, приводит к нарушению развития моральных принципов.

От постоянного физического воздействия ребенок может становиться еще более упрямым или, наоборот, уступчивым во всем, а бывает, что и мстительным.

Получается, что ему трудно понять, чего именно хотели получить от него родители, вернее, какой урок из этого всего он должен был извлечь.

Единственный вопрос, который его будет волновать в тот момент, — каким образом отомстить своему обидчику.

Конечно, поступки могут быть самыми различными и здесь порой сложно сдержаться, поскольку родителям приходится бороться скорее не с детскими капризами, а со своими собственными эмоциями.

Выходом в данной ситуации может стать только сдерживание этих самых эмоций, а также адекватная оценка сложившейся ситуации.

Проанализировав все, что случилось, успокоившись, чаще всего мамы и папы понимают, что их чадо на самом деле ни в чем и не виновато и наказывать не за что.

Стоит ли использовать наказание в воспитании?

И все же следует ли прибегать к наказанию? И как можно наказать ребенка, если без этого никак не обойтись? Следует заметить, что в противоположность контролируемому со стороны взрослого поведению малыша ставится самоконтроль самого ребенка, основанный на его ценностях. Следовательно, он учится быть в ответе за свое поведение и начинает вести себя так, как сам посчитает правильным.

Чаще всего результатом мер физического воздействия является снижение самооценки малыша, появление поведения, в основе которого лежит страх, а также обида на человека, от которого малыш ожидал получить любовь. Кроме того, ребенок, к которому часто применяется физическое насилие, становится недоверчивым и начинает утаивать свои ошибки.

Чаще всего родители в неправильном поведении своего чада виноваты сами в силу отсутствия в семье общего мнения по поводу правил поведения. В этом случае все зависит от родителей, которые должны оговорить друг с другом то, что можно делать, а чего нельзя.

Часто дети капризничают и совершают какие-либо неправильные действия просто для того, чтобы привлечь внимание взрослых, поскольку последние чем-то очень заняты.

Бывают ситуации, когда ребенка наказывают ни за что, например, он не съел что-то из-за того, что у него, возможно, просто отсутствует аппетит. Или некоторые родители наказывают свое чадо за плохую учебу в школе или отставание от кого-то. А ведь все дети разные, и одним учеба дается хорошо, а другим — плохо.

Хотя стоит заметить, что и вседозволенность не приводит ни к чему хорошему, поскольку это также не позволяет полностью избежать конфликтных ситуаций, а чаще всего они, наоборот, становятся неизбежными.

Результатом становится непонимание со стороны ребенка, что разрешено, а чего делать категорически нельзя, а впоследствии в более старшем возрасте он становится эгоистом с неуважительным отношением к окружающим.

Однако даже в этом случае применение физического воздействия неприемлемо.

Чтобы постараться избежать ошибок, можно воспользоваться принципами Д. Добсона, педиатра из Америки и постараться тем самым сформировать подход к тому, как правильно наказывать ребенка.

Для начала необходимо определить границы того, что делать можно, а чего категорически нельзя, и только после этого требовать соблюдения этих требований от своего чада. Только тогда малыш будет знать, что наказание является неким актом справедливости за проступок. Проще говоря, при отсутствии правил требовать их исполнения нет смысла.

Безответственность или своеволие

Необходимо научиться находить отличие между безответственностью и своеволием. Когда поступок совершен непреднамеренно, за это применять наказание нельзя.

Например, ребенок забыл сделать, что его попросили родители, или он просто не совсем понял, чего именно нужно было сделать наказывать его за это не стоит, поскольку он не виноват в том, что его интеллектуальные способности гораздо ниже, чем у взрослого человека.

Что касается безответственности, здесь по сравнению со взрослыми ребенок требует к себе больше терпения.

На вызывающее детское поведение родители должны отвечать ему уверенно. Нужно всегда быть готовым принять бой, когда ребенок идет на конфликт в открытой форме и не повинуется целенаправленно. В противном случае беспомощность взрослого человека приводит к потере авторитета перед ребенком.

Как только конфликт закончен, необходимо постараться утешить и спокойно все объяснить малышу. Любую конфликтную ситуацию каждый малыш переносит всегда достаточно тяжело, а тем более наказание.

Проявляется это в появлении чувства вины, покинутости, растерянности.

После наказания нужно обязательно помириться с малышом, обнять его и рассказать о своей любви к нему и о том, что наказывать его вам не доставляет никакого удовольствия.

Нужно ли использовать наказание и как правильно это делать

Наказывать ли ребенка и, если это необходимо, как? Стоит, конечно, помнить, что нельзя требовать от малыша невозможного.

Мамам и папам всегда нужно быть уверенными в своих требованиях и в способности ребенка их выполнить.

Ни в коем случае нельзя наказывать за поломанную игрушку, которую сами ему дали, иначе внутри него возникает внутренний конфликт, который будет очень сложно разрешить.

Руководствоваться нужно всегда исключительно любовью. Конечно, любой процесс воспитания не может быть без ошибок. Хорошие отношения между ребенком и его родителями строятся главным образом на любви и заботе, ведь только они могут сгладить строгость наказания.

Правильное наказание, по мнению психологов, имеет следующие характеристики:

  1. Какое бы наказание ни было, главное, чтобы оно не причиняло малышу вреда ни психологического, ни физического.
  2. Наказывать ребенка нужно обязательно сразу после проступка.
  3. Наказание должен осуществлять тот из родителей, у которого произошла конфликтная ситуация с малышом.
  4. Ребенок должен обязательно знать, почему и за что он получает наказание, поэтому ему нужно заранее это объяснить.
  5. Если наказание было обещано ребенку, оно должно быть обязательно исполнено, иначе у ребенка появляется чувство, что ему все можно (вседозволенности).
  6. Всегда нужно помнить, что плохой вовсе не ребенок, а тот поступок, который он совершил.

Методы наказания

Способы лояльного наказания ребенка за непослушание:

  1. По словам психологов, самый действенный метод — это все же отказ от некоторых удовольствий, например, поход в зоопарк или на аттракционы. Однако ребенка нужно обязательно предупредить, если он провинится, то наказание будет выражаться в том, что развлечение будет отменено.
  2. Еще один достаточно действенный способ — игнорирование, поскольку, как известно, для многих малышей родительское внимание самое важное. Хотя стоит заметить, что многие поступки делаются как раз для того, чтобы привлечь внимание мамы или папы. В этом случае нужно поговорить с малышом и объяснить, что при повторном подобном поведении вы с ним не будете разговаривать до того момента, пока он не попросит прощения. Конечно, у ребенка здесь возникнет желание проверить, действительно ли это так, и, убедившись в правдивости ваших слов, он постарается в последующем избегать подобных поступков.
  3. Наказание в виде штрафных работ. Если ребенок провинился, ему нужно выполнить определенную домашнюю работу. Например, подмести или вымыть что-либо и так далее. Лучше всего все эти правила оговорить с ребенком заранее.
  4. Изоляция. Поставить ребенка в угол за проступок для того, чтобы он подумал над тем, что совершил, и сделал определенные выводы и успокоился. Время наказания в данном случае напрямую зависит от возраста ребенка, если чаду 3 года, то ему достаточно 3 минут.
  5. Наказание посторонним. Чаще всего это очень действенный метод воздействия на ребенка, поскольку критика со стороны совершенно незнакомого человека воспринимается ребенком более остро.
  6. Самонаказание. Можно позволить ребенку сделать что-то, чтобы он сам понял, что ничего хорошего из этого не получится, например, если он хочет попробовать горчицу, пусть попробует. Однако перед этим необходимо рассказать ребенку о том, что его ждет. В следующий раз ребенок будет уже прислушиваться к словам родителей. Более взрослым деткам можно предложить самим выбрать способ наказания за совершенный поступок.
  7. Крик. Такой способ нужно использовать только тогда, когда необходимо срочно прекратить какое-то действие, поскольку постепенно ребенок начинает привыкать к повышенному голосу и уже не реагирует должным образом. Бывает, что родители срываются на чадо, и с криками вырываются оскорбления в сторону ребенка, который не понимает, в чем именно он виноват. Однако вместе с этим ребенок запоминает слова и модель поведения, и в последующем в более взрослом возрасте он может выдать все, что запомнил, в адрес родителей. И в этом нет ничего удивительного.
  8. Запугивание. Достаточно большое количество родителей прибегают к этому методу наказания, однако использовать его нужно с особой осторожностью, поскольку у детей-меланхоликов может развиться драма внутри самого себя.
  9. Объяснение. В некоторых случаях, например, когда ребенок кого-то обижает или бьет, разъяснительная беседа является обязательной, поскольку нужно объяснить ему, что так делать нельзя. Это самый лояльный метод наказания, однако чаще всего его используют, совмещая с другими. При игнорировании малышом слов родителей можно, например, поставить его в угол. Если ребенок уже достаточно взрослый, то перед тем, как объяснять ему, что он сделал, необходимо спросить у него, почему он совершил тот или иной проступок. К примеру, разобрав часы в доме, ребенок, возможно, не имел цели досадить родителям, а просто хотел понять, как они устроены.

О чем необходимо помнить, применяя наказание?

Необходимо помнить: прежде чем применять такие меры воздействия, как наказание ребенка, нужно предупредить его о том, что за каждый неправильный поступок нужно будет отвечать, тогда у него появляется возможность исправить свое поведение. Обязательное условие заключается в том, что ребенок должен знать, за какой поступок он получает наказание.

Детей необходимо наказывать только по делу, тогда они чаще всего не обижаются, если у родителей просто не выдержали нервы и чадо было наказано несправедливо, необходимо обязательно попросить у него прощения.

Кроме того, всегда необходимо помнить, что наказание обязательно должно быть обоснованным. И если чувствуете, что накричали или шлепнули ребенка без причины, лишь потому, что сдали нервы, ничто не мешает подойти и объяснить малышу свое поведение, попросив у него прощения.

Воспитание является достаточно сложным и ответственным процессом, и подходить к нему необходимо с особой ответственностью, поскольку во многом именно от модели поведения зависит дальнейшее развитие маленького человека как личности.

Неправильный подход может навредить и привести к нарушению психики.

Если малыш не поддается и продолжает вести себя плохо, и уже нет сил бороться с этим, то стоит подумать об обращении к детскому психологу, который поможет разобраться в любой сложной ситуации и посоветует, как наказывать ребенка в том или ином случае.

Источник: http://moyasna.ru/vospitanie-detej/kak-nakazyvat-rebenka.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.