Фактические ошибки примеры

Фактические ошибки. Логические ошибки

Фактические ошибки примеры

Фактическиеошибки

Нарушение требованиядостоверности в передаче фактического материала вызывает фактические ошибки,представляющие собой искажение изображаемой в высказывании ситуации илиотдельных ее деталей.

Выделяются две категориифактических ошибок.

1.

Фактические ошибки,связанные с привлечением литературного материала (искажениеисторико-литературных фактов, неверное именование героев, неправильноеобозначение времени и места события; ошибки в передаче последовательностидействий, в установлении причин и следствий событий и т. п.); неверное указаниедаты жизни писателя или времени создания художественного произведения, неверныеобозначения топонимов, ошибки в употреблении терминологии, неправильноназванные жанры, литературные течения и направления и т. д.

2. Ошибки в фоновомматериале – различного рода искажения фактов, не связанных с литературнымматериалом.

Фактические ошибки можноразделить на грубые и негрубые. Если экзаменуемый утверждает, что автором«Евгения Онегина» является Лермонтов, или называет Татьяну Ларину Ольгой – этогрубые фактические ошибки. Если же вместо «Княжна Мери», выпускник написал«Княжна Мэри», то эта ошибка может оцениваться экспертом как фактическаянеточность или описка и не учитываться при оценивании работы.

Логические ошибки

Логическая ошибка –нарушение правил или законов логики, признак формальной несостоятельностиопределений, рассуждений, доказательств и выводов.

Логические ошибки включаютширокий спектр нарушений в построении развернутого монологического высказыванияна заданную тему, начиная с отступлений от темы, пропуска необходимых частейработы, отсутствия связи между частями и заканчивая отдельными логическиминесообразностями в толковании фактов и явлений. К характерным логическимошибкам экзаменуемых относятся:

1) нарушениепоследовательности высказывания;

2) отсутствие связи междучастями высказывания;

3) неоправданноеповторение высказанной ранее мысли;

4) раздроблениемикротемы другой микротемой;

5) несоразмерность частейвысказывания;

6) отсутствие необходимыхчастей высказывания и т. п.;

7) нарушение причинно-следственныхсвязей;

8) нарушениелогико-композиционной структуры текста.

Текст представляет собойгруппу тесно взаимосвязанных по смыслу и грамматически предложений,раскрывающих одну микротему. Текст имеет, как правило, следующую логико-композиционнуюструктуру: зачин (начало мысли, формулировка темы), средняя часть (развитиемысли, темы) и концовка (подведение итога). Следует отметить, что даннаякомпозиция является характерной, типовой, но не обязательной.

В зависимости отструктуры произведения или его фрагментов возможны тексты без какого-либо изэтих компонентов. Текст, в отличие от единичного предложения, имеет гибкуюструктуру, поэтому при его построении есть некоторая свобода выбора форм.Однако она не беспредельна. При написании сочинения необходимо логично иаргументированно строить монологическое высказывание, делать обобщения.

Приведем примерылогических ошибок в разных частях текста.

Неудачный зачин

Текст начинаетсяпредложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самомтексте отсутствует, например: С особеннойсилой этот эпизод описан в романе… Наличие указательных словоформ вданных предложениях отсылает к предшествующему тексту, таким образом, самипредложения не могут служить началом сочинения.

Ошибки в средней части

1.

В одном предложениисближаются относительно далекие мысли, например: Большую, страстную любовь она проявляла к сыну Митрофанушке и исполнялавсе его прихоти. Она всячески издевалась над крепостными, как мать оназаботилась о его воспитании и образовании.

2. Отсутствуетпоследовательность в мыслях, нарушен порядок предложений, что приводит кбессвязности, например: Из МитрофанушкиПростакова воспитала невежественного грубияна. Комедия «Недоросль» имеетбольшое значение в наши дни.

В комедии Простакова является отрицательным типом.Или: В своем произведении «Недоросль»Фонвизин показывает помещицу Простакову, ее брата Скотинина и крепостных.Простакова – властная и жестокая помещица.

Ее имение взято в опеку.

3. Использованыразнотипные по структуре предложения, что ведет к затруднению понимания смысла,например: Общее поднятие местности надуровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежныезимы, сменяющиеся жарким летом.

Весна коротка с быстрым переходом к лету.Правильный вариант: Общее поднятиеместности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата.Холодные, малоснежные зимы сменяются короткой весной, быстро переходящей вжаркое лето.

4. Экзаменуемый неразличает причину и следствие, часть и целое, смежные явления и другиеотношения, например: Так как Обломов –человек ленивый, у него был Захар – его слуга.

Неудачная концовка

Вывод продублирован: Итак, Простакова горячо и страстно любитсына, но своей любовью вредит ему. Таким образом, Простакова своей слепойлюбовью воспитывает в Митрофанушке лень, распущенность и бессердечие.

Методические рекомендациидля экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) 

Санкт-Петербург, 2016

“,”author”:”Автор: Анна Владимировна Сабельникова”,”date_published”:”2020-11-19T10:02:00.000Z”,”lead_image_url”:null,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”http://ansabansab.blogspot.com/2017/03/blog-post_28.html”,”domain”:”ansabansab.blogspot.com”,”excerpt”:”Фактические ошибки Нарушение требования достоверности в передаче фактического материала вызывает фактические ошибки, представляющие собо…”,”word_count”:635,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: http://ansabansab.blogspot.com/2017/03/blog-post_28.html

Типы ошибок (фактические, логические, речевые)

Фактические ошибки примеры

Многоаспектное исследование результатов ЕГЭ 2008 года и прошлых лет позволяет сделать ряд обобщений, касающихся наиболее распространенных недочетов выпускников, допущенных на экзамене. Типичными можно считать следующие ошибки, допускаемые при выполнении экзаменационной работы по литературе в формате ЕГЭ:

– недостаточное знание (а в ряде случаев незнание) текста художественных произведений;

– невладение историко-литературным и культурно-историческим контекстом;

– неверное или неточное использование литературоведческих терминов и понятий;

– неадекватное прочтение формулировок заданий;

– неумение построить собственное монологическое высказывание в письменной форме;

– изъяны в речевом оформлении письменных ответов разного объема.

Подробно данная методическая проблема раскрыта в пособии «Типичные ошибки при выполнении заданий единого государственного экзамена» (авторы: С.А. Зинин, Л.В. Новикова, О. Б. Марьина), которое в 2009 году будет издано «Русским словом».

Далее прокомментируем три типа ошибок.

Фактические ошибки

Нарушение требования достоверности в передаче фактического материала вызывает фактические ошибки, представляющие собой искажение изображаемой в высказывании ситуации или отдельных ее деталей.

К фактическим ошибкам можно отнести различного рода фактические неточности: неверно указанные годы жизни писателя или время создания художественного произведения, неверные обозначения топонимов, ошибки в употреблении терминологии, неправильно названные жанры, литературные течения и направления и т. д.

Например, в работах 2008 года присутствовала типичная фактическая ошибка: экзаменуемые плохо припоминали фамилию одной из героинь романа И.А. Гончарова «Обломов»: вместо указания на Пшеницыну в экзаменационных работах можно было обнаружить, например, Хозяйкину. Экзаменуемые часто путают не только имена героев, но названия произведений (так, часть экзаменуемых 2008 г.

не могли точно указать названия глав романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).

Фактические ошибки можно разделять на грубые и негрубые.

Безусловно, если экзаменуемый утверждает, что автором «Евгения Онегина» является Лермонтов, или называет Татьяну Ларину Ольгой – это грубые фактические ошибки.

Если же вместо «Княжна Мери», выпускник написал «Княжна Мэри», то эта ошибка может оцениваться экспертом как фактическая неточность или описка и не учитываться при оценивании работы.

Вследствие плохого знания текста произведения экзаменуемые неправильно интерпретируют поступки и слова персонажей, события, «вкладывая» в текст отсутствующий в нем смысл; ошибочно или неполно определяют роль анализируемого фрагмента в художественном произведении; неверно выделяют структурные элементы текста (часть, главу и т.д.); искажают сюжет и проч.

Например, в одной из работ утверждалось, что счастью Катерины и Бориса (пьеса А.Н. Островского «Гроза») помешали родители Бориса. К сожалению, немало примеров, показывающих отсутствие какой-либо ориентированности в тексте. Одно из заданий по пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль» требовало от экзаменуемых перечисления положительных персонажей комедии.

У ряда учащихся получались весьма неожиданные комбинации: наряду с Милоном, Правдиным и Стародумом назывались (по принципу «что помню») Скотинин, Простакова, Вральман (не помогала даже наличие «говорящих» фамилий). Незнание текстов приводит к построению неудачных или ложных сопоставлений при выполнении заданий, требующих привлечения литературного контекста.

В одном из вариантов экзаменационной работы был предложен вопрос: «Какие стихотворения русских поэтов носят характер лирической исповеди и какие мотивы сближают их со стихотворением С.А.

Есенина «Письмо матери»? Некоторые экзаменуемые шли по пути перечисления поэтов наудачу, разумеется, не забывая Пушкина (в расчете на его «всеохватность») и попадали впросак, поскольку «материнской» темы поэт не коснулся в своей лирике (есть лишь такой адресат, как няня).

Итак, к типичным фактическим ошибкам относятся:

1) искажение историко-литературных фактов;

2) искажение имён собственных;

3) ошибки в обозначении времени и места события;

4) ошибки в передаче последовательности действий, в установлении причин и следствий событий и т.п.

Логические ошибки

Экзаменуемые, затрудняющиеся в понимании специфики и логики поставленного вопроса, обычно демонстрируют неумение логично и аргументированно строить собственное монологическое высказывание, неумение делать обобщения.

Контроль за соблюдением основных законов логического мышления – обязательный этап анализа сочинения. Лучшие работы экзаменуемых отличает четкость суждений, непротиворечивость, последовательность изложения мыслей и обоснованность тезисов и выводов.

Логические ошибки, по определению Д. Э. Розенталя, – это неразличение «близких в каком-либо отношении обозначаемых понятий. Нередко экзаменуемый не различает причину и следствие, часть и целое, смежные явления, родовидовые, видовые и другие отношения». (Например: «Так как Обломов – человек ленивый, у него был Захар – его слуга»).

Вариантность смысловой организации текста не безгранична: законы правильного мышления определяют ясное развитие мысли. Логическая доброкачественность информации, которую несёт текст, определяется её достоверностью, точностью и непротиворечивостью.

Каждая мысль текста при повторении должна иметь определенное, устойчивое содержание (предмет рассуждения не должен меняться произвольно в ходе повторения, понятия – подменяться и смешиваться).

Сбивчивость мышления, недостаточная осведомлённость могут привести к присутствию в сочинении двух противоположных суждений об одном и том же предмете, поданных экзаменуемым как истинные.

Точность подбора тезисов, чёткость их формулировки, конструктивная ясность текста способствуют логической определённости изложения, позволяют достичь последовательности развития мысли.

Сочинение должно быть доказательным (всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана).

При соблюдении этого требования все мысли, высказанные в тексте, вытекают одна из другой.

Таким образом, в сочинении все мысли должны быть внутренне связаны друг с другом, вытекать одна из другой, обосновывать одна другую. Истинность суждений должна быть подтверждена надёжными доказательствами.

К характерным логическим ошибкам экзаменуемых относятся:

1) нарушение последовательности высказывания,

2)отсутствие связи между частями предложения,

3)неоправданное повторение высказанной ранее мысли,

4)раздробление микротемы другой микротемой,

5)несоразмерность частей высказывания,

6)отсутствие необходимых частей высказывания,

7)перестановка частей высказывания и т.п.

Речевые ошибки

Речевые ошибки следует отличать от ошибок грамматических, которые состоят в ошибочном словообразовании, ошибочном образовании форм частей речи, в нарушении согласования, управления, а также в нарушении связи между подлежащим и сказуемым, ошибочном построении предложения с деепричастным или причастным оборотом, однородными членами, а также сложных предложений, в смешении прямой и косвенной речи, в пропусках необходимых слов и нарушении границ предложения.

(См. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. Пособие для учителя. – Москва.: Просвещение, 1986. С. 81).

Эти ошибки, несомненно, снижают качество работы, и грубейшие из них могут быть отнесены к речевым.

К изложению литературного материала прямое отношение имеют речевые и стилистические ошибки. Стилистические ошибки являются одним из видов речевых ошибок. Их разграничение важно для работ высокого качества. К речевым ошибкам лексического характера следует отнести:

1) употребление слова в несвойственном ему значении;

2) нарушение лексической сочетаемости;

3) употребление лишнего слова (плеоназм);

4) употребление рядом однокоренных слов (тавтология);

5) употребление слова (или выражения) иной стилевой окраски;

6) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм;

7) бедность и однообразие синтаксических конструкций;

8) неудачный порядок слов (та же работа, с. 87).

Еще раз подчеркнем, что разновидностью речевых ошибок являются стилистические. «Стилистические смешения, – как указывает В.И. Капинос, – это особая группа речевых недочётов, которые разрушает единство стиля высказывания» (та же работа, с. 86).

К стилистическим ошибкам следует относить:

1) употребление иностилевых слов и выражений;

2) неудачное использование экспрессивных, эмоционально-окрашенных средств;

3) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;

4) смешение лексики разных исторических эпох.

Соблюдение единства стиля – самое высокое достижение пишущего. Поэтому стилистические смешения В.И. Капинос справедливо предлагает называть стилистическими недочётами.

Источник: https://sdamzavas.net/4-47590.html

Типичные ошибки в русском языке: грамматические, речевые и орфографические

Фактические ошибки примеры

Наши курсы призваны помочь школьникам успешно подготовиться к ЕГЭ и стать студентами медицинских вузов. Мы предлагаем глубокие знания как для подготовки к профильным ЕГЭ по химии и биологии, так и к ЕГЭ по русскому языку.

В этой статье познакомимся с классификацией типичных ошибок в русском языке и разберем их на конкретных примерах.

Классификация ошибок по ФИПИ

Составители КИМов ЕГЭ по русскому языку предлагают следующую классификацию, которая используется при проверке письменного задания. Итак, типичные ошибки подразделяются на:

  • Грамматические
  • Речевые
  • Логические
  • Фактические
  • Орфографические, пунктуационные и графические

Рассмотрим каждый вид подробнее.

Виды грамматических ошибок

Грамматические ошибки заключаются в неправильном образовании слов и их грамматических форм, в нарушении синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

Ознакомимся с типичными грамматическими ошибками в русском языке.

  1. Ошибочное словообразование
    – Подскользнуться (нужно писать поскользнуться).
  2. Неправильное образование формы существительного
    – Многочисленные договора (нужно: многочисленные договоры).
  3. Неверное образование формы прилагательного
    – Не более громче, а более громкий, не самый старейший, а самый старый
  4. Неправильное образование формы числительного
    – Около пятиста участников вместо пятисот участников
  5. Неверное образование формы местоимения
    Ихний сын (правильно: их сын).
  6. Неправильное образование форм глаголов, причастий, деепричастий
    Махает (правильно: машет)
    Скакающий (верно: скачущий),
    Положа трубку вместо положив
  7. Нарушение согласования
    – Он восхищается студентами, напролом идущих к своей цели (правильно: студентами, идущими к своей цели).
  8. Нарушение управления
    – Анна Александровна не поздравила с день рожденья (правильно: не поздравила с днём рождения).
  9. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
    – Все, кто советуют не пользоваться гаджетами перед сном, обычно сами пренебрегают этим правилом (правильно: кто советует).
  10. Ошибочное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами
    – Классический пример: Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
  11. Смешение прямой и косвенной речи
    – Директор заявил, что я накажу виновных (Правильно: директор заявил, что он накажет виновных).
  12. Нарушение границ предложения
    – Аня, наверное, испугалась. Потому что вздрогнула и обернулась (необходимо оформить как сложноподчиненное предложение).

Виды речевых ошибок

Речевая ошибка – это нарушение в структуре употребления и сочетаемости слов.

Постарайтесь запомнить типичные речевые ошибки в русском языке и не употреблять их в своих высказываниях.

  • Употребление слова в не подходящем для него значении
    – Благодаря землетрясению, были разрушены сотни жилых домов (следовало употребить предлог из-за).
  • Плеоназм
    – Он откликается на все свободные вакансии (слово вакансия означает свободное рабочее место).
  • Тавтология
    – В своем рассказе автор рассказывает о событиях прошлого лета.
  • Неудачное употребление местоимений
    Лена очень любила свою подругу. Она была очень доброй и заботливой.
  • Неправильное употребление паронимов
    – В решении этого вопроса были приняты эффектные меры (следует употребить эффективные меры).
  • Нарушение лексической сочетаемости
    – Евгений постоянно пополняет свой кругозор. Работа занимает важную роль в его жизни (правильно: кругозор расширяют; занимает важное место либо играет важную роль).
  • Неоправданное употребление просторечий, жаргонизмов
    – Автор не ожидал такого кринжа.

Логические ошибки – это высказывания, в которых есть внутреннее противоречие, нарушение логики изложения мысли. Такие ошибки тоже не редко встречаются в работах ЕГЭ по русскому языку.

  • Подмена понятий
    – Автор поднимает проблему патриотизма. Эта тема очень важна в наше время (тема и проблема – далеко не одно и то же).
  • Нарушение причинно-следственных связей
    – Вскоре она перестала плакать, так как успокоилась.
  • Отсутствие связи между высказываниями
    – Автор задумывается о роли воспитания в жизни ребенка. И действительно, детям нужно заботиться о животных, чтобы привить чувство ответственности.

Фактические ошибки

Фактическая ошибка – это искажение информации о событиях и лицах, упоминаемых в тексте сочинения.

  • Искажение фактов, содержащихся в тексте.
    – Автор с упоением отзывается о писателе А. Эйнштейне.
  • Неверное упоминание фактов биографии автора или героя текста, даты, фамилии, цитаты.
    – Все смешалось в доме Обломовых.

Орфографические, графические, пунктуационные ошибки

Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова. К типичным орфографическим ошибкам в русском языке относятся:

  • Правописание букв в слабой позиции перехот (переход).
  • Нарушения в переносе слов рад-ость.
  • Слитное или раздельное написание слов какбудто, не чем (как будто, нечем).
  • Правописание чередующихся корней умерать (умирать).
  • Правописание словарных слов. Например, поменяться кординально (кардинально).

Совет: если вы сомневаетесь в написании слова, не используйте его, а замените синонимом, в написании которого вы уверены.

Графические ошибки – это перестановка (полувер) либо пропуск букв (рассморение), а иногда добавление лишних букв (дажбе). Чаще всего эти недочёты связаны с невнимательностью пишущего либо с торопливостью.

Пунктуационные ошибки связаны с неправильной постановкой знаков препинания, неверного их выбора (запятая на месте тире).

К типичным ошибкам в ЕГЭ по русскому языку, связанным с пунктуацией, относятся:

  1. неверное оформление прямой речи на письме,
  2. невыделение уточняющих слов, причастных и деепричастных оборотов.

Хотя наиболее частыми являются именно грамматические ошибки в ЕГЭ по русскому языку, обратите внимание и на все остальные.

Совет: найдите в интернете текст с ошибками и отредактируйте его, выделив в нем все виды ошибок. Такое упражнение поможет вам стать грамотнее и прибавит чувство уверенности при написании сочинения на ЕГЭ.

А если ваша подготовка к ЕГЭ зашла в тупик и вы не знаете, с чего начать, либо у вас остались вопросы, то скорее записывайтесь на наши курсы!

Источник: https://medic.rudn.ru/news/259/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.