Что составляет предмет правового регулирования

Предмет и метод правового регулирования как основание деления норм права на отрасли

Что составляет предмет правового регулирования

В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия:

    1. предмет правового регулирования;
    2. метод правового регулирования.

Они и выступают системообразующими факторами.

Предмет правового регулирования – то, что регулирует право, т.е. определенные виды общественных отношений; это сфера качественно однородных общественных отношений, регулируемых определенной отраслью права.

В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:

    • субъекты – индивидуальные и коллективные;
    • их поведение, поступки, действия;
    • объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес;
    • социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений.

Предмет в данном случае – это все то, что подпадает под действие правовых норм. Иными словами, сфера, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией. Подобные общие рамки (границы) нередко называют правовым или юридическим полем. За пределами этого поля находится неправовое пространство.

Метод правового регулирования – определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения; это набор юридического инструментария, посредством которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития.

Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль, ибо правовые нормы регулируют не только разнохарактерные отношения, но и различным образом. От методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования, достижение выдвигаемых при этом целей.

В общее понятие метода правового регулирования (как собирательной категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы:

    • установление границ регулируемых отношений (что зависит от ряда объективных и субъективных факторов – особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.);
    • издание соответствующих нормативных актов, предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении;
    • наделение правоспособностью и дееспособностью участников общественных отношений (граждан и юридических лиц), позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения;
    • определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.

Виды методов правового регулирования

Наряду с общим существуют конкретные методы правового регулирования, характерные для тех или иных отраслей права и опосредуемых ими отношений, к которым относятся:

    • императивный;
    • диспозитивный;
    • поощрительный;
    • рекомендательный;
    • и другие.

Предмет является главным, материальным критерием разграничения норм права по отраслям, поскольку он имеет объективное содержание, предопределен самим характером общественных отношений и не зависит в принципе от воли законодателя.

Метод же служит дополнительным, юридическим критерием, так как производен от предмета. Самостоятельного значения он не имеет. Однако в сочетании с предметом способствует более строгой и точной градации права на отрасли и институты. Ведь наличие различных видов общественных отношений еще не создает само по себе системы права, не порождает автоматически его отраслей.

Именно предмет прежде всего диктует необходимость выделения той или иной отрасли, а когда отрасль выделяется, появляется и соответствующий метод регулирования, который в значительной мере зависит от воли законодателя.

Последний, находясь в рамках необходимости и учитывая характер регулируемых отношений, может избирать тот или иной способ правового воздействия на них. Он может варьировать эти способы, используя их в различных комбинациях. В этом заключается субъективность метода, отличающая его от предмета.

Но оба они играют важную роль в построении системы права, тесно взаимодействуют друг с другом.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/predmet-i-metod-pravovogo-regulirovaniya-kak-osnovanie-deleniya-norm-prava-na-otrasli

Правовое регулирование: предмет, метод

Что составляет предмет правового регулирования

Деление структуры права на ряд отраслей и институтов базируется на двух критериях. Речь идет о предмете и методе правового регулирования.

Определение 1

В качестве предмета правового регулирования выступает сумма схожих общественных отношений, которые регулируются правом.

Для предмета правового регулирования свойственно отвечать на вопрос, что контролирует право.

Рисунок 1. Суть предмета правового регулирования

Но есть и ряд иных определений данного явления. Рассмотрим их более подробно.

Определение 2

В качестве предмета правового регулирования также выступает ряд отношений людей фактического характера, которые объективно необходимо правовое оформление.

Для данных отношений свойственно быть жизненно важными для человека и объединений людей. Они имеют волевой, целенаправленный (разумный), устойчивый, повторяющийся и типичный характер. Их можно охарактеризовать как поведенческие, иными словами, их можно внешне контролировать (к примеру, рядом юрисдикционных органов).

Для общественных отношений свойственно выступать в качестве предмета правового регулирования в ряде ситуаций:

  • когда они отличаются повторяемостью и устойчивостью;
  • когда социум и государство имеют заинтересованность в том, чтобы придать этим отношениям правовую форму, а, соответственно, у государства и социума есть заинтересованность в их охране и защите;
  • когда они имеют отличительную способность относительно внешнего контроля (сюда же относится судебный контроль) со стороны государства.

Определение и признаки метода правового регулирования

Определение 3

Под методом правового регулирования понимается сумма приемов, способов влияния права на конкретные области общественных отношений.

Для данного явления свойственно отвечать на вопрос, каким образом, как осуществляется контроль общественных отношений.

Но важно отметить, что есть и ряд иных определений данного явления. Рассмотрим их более подробно.

Под методом правового регулирования понимается ряд разных способов правового влияния со стороны государства на общественные отношения, которые оно использует во время формирования правовых норм и регламентации правовых связей среди участников данных отношений.

Или под методом правового регулирования понимается сумма приемов юридического влияния на то, как ведут себя люди. Причем данные приемы были созданы как результат долгого человеческого общения.

Согласно еще одному определению метода правового регулирования, данное явление выступает в качестве средств, приемов, способов влияния права на ряд общественных отношений.

Для каждого направления права свойственно иметь конкретные методы правового регулирования.

Существует ряд основных признаков метода правового регулирования. Рассмотрим их в виде схемы:

Рисунок 2. Ряд ключевых признаков метода правового регулирования

Опиши задание

Специфика видов методов правового регулирования

Существует два основных метода правового регулирования. Речь идет об императивном и диспозитивном методах.

Для императивного метода (авторитарного метода, метода субординации, власти и подчинения) свойственно использование в публичном праве для того, чтобы регулировать вертикальные отношения, отношения государства и физических, юридических лиц. Когда государство регулирует такие отношения, оно дает властные полномочия одним субъектам, а на иных возлагает ряд соответствующих обязанностей. Как результат данных отношений появляются отношения власти и подчинения.

Замечание 1

Важно отметить, что для императивного метода правового регулирования свойственно проявление себя в уголовном, административном и налоговом праве.

Определение 4

Под диспозитивным методом (метод автономии) правового регулирования понимается способ контроля отношений между рядом равноправных участников.

Для данного метода свойственно предоставление участникам решение вопросов относительно форм своих взаимоотношений, которые урегулированы нормами права, на самостоятельной основе. В составе диспозитивного метода есть три способа, при помощи которых происходит регулирование общественных отношений:

  • возможность осуществить ряд известных действий, которые имеют правовую направленность;
  • предоставить ряду участников общественных отношений, которые урегулированы рядом норм права, конкретных прав;
  • предоставить ряду лиц, которые участвуют в конкретных взаимоотношениях, возможность выбрать вариант своего поведения.

Как дополнительные методы обозначают:

  • ряд поощрительных методов, которые основаны на том, что субъекту предоставляются дополнительные блага (поощрения), к примеру, в трудовом праве;
  • ряд рекомендательных методов, которые дают субъектам возможность самостоятельно обозначать лучший вариант поведения, учитывая различные условия и возможности;
  • ряд альтернативных методов и т.д.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/pravovoe-regulirovanie-predmet-metod/

Характеристика предмета и метода правового регулирования

Что составляет предмет правового регулирования

Право, как специальный механизм управления отношениями между людьми и их объединениями, представляет системную категорию, элементами которой являются правовые нормы, институты, подотрасли и отрасли права.

Отрасль, составляя наиболее широкую единицу правовой системы, регламентирует определенную часть взаимодействия в обществе, используя специальные приемы и средства регулирования. Разнообразие видов общественных отношений обусловило выделение в правовой системе различных отраслей права (например, уголовное, конституционное, административное и др.

), специфику каждой из которых составляет особый предмет и метод правового регулирования. Именно наличие этих двух составляющих позволяет говорить о самостоятельности правовой отрасли.

Характеристика предмета правового регулирования

Категория предмета правового регулирования имеет особую значимость для правовой сферы, поскольку считается основным критерием, разграничивающим комплекс норм права и регулируемых ими отношений на правовые отрасли.

Необходимо отметить, что поскольку право распространяет свое действие не на всю область отношений в обществе, в качестве предмета выступают также не все виды этих отношений, а только представляющие правовую значимость.

Под предметом правового регулирования следует понимать совокупность устойчивых общественных отношений однородного характера, регулируемых нормами определенной отрасли права.

В качестве признаков рассматриваемой категории можно выделить:

  • устойчивый, повторяющийся характер отношений;
  • наличие волевого элемента в регламентируемых отношениях;
  • объективный, не зависящий от воли законодателя, характер отношений;
  • отношения, подлежащие контролю со стороны государственной власти;
  • однородность регулируемых отношений.

Однородные отношения, объективно сложившиеся в результате взаимодействия индивидов и их объединений, зачастую требуют правового оформления. Такая необходимость в регламентации со стороны права приводит к выделению в правовой системе определенной правовой отрасли, ответственной за данную область общественной жизни.

>>  Что включает в себя система права в России?

Для понимания сущности рассматриваемого понятия можно привести несколько примеров.

Так, одной из центральных отраслей является гражданское право, предмет которого составляют имущественные отношения, а также связанные и несвязанные с ними личные неимущественные отношения.

В правовой системе выделяется также трудовое право, предметом которого являются трудовые отношения между работником и работодателем, а также иные, непосредственно связанные с ними отношения.

Поскольку признаком предмета правового регулирования является однородность отношений, неоднородные отношения, возникающие в определенной области, не могут составлять сферу воздействия правовой отрасли, но могут относиться к нескольким отраслям. Такое объединение качественно неоднородных отношений в определенной области общественной жизни представляет комплексные правовые отрасли, к которым относятся, например, жилищное, предпринимательское, муниципальное право и др.

Метод правового регулирования

Метод правового регулирования составляет второй критерий для разграничения правовых отраслей и позволяет ответить на вопрос о том, каким образом нормы отрасли права регулируют отношения, являющиеся предметом регулирования. Если предмет имеет объективный, материальный характер, то метод представляет дополнительный критерий юридического характера, не имеющий самостоятельного значения.

Данная категория может быть определена как обусловленная предметом совокупность правовых средств, способов, приемов воздействия норм права на общественные отношения. Являясь юридическим критерием разграничения норм, метод обусловлен не только спецификой регулируемых отношений, но и волей законодателя.

Метод правового регулирования представляет структурное образование, включающее в себя следующие элементы:

  • механизм возникновения прав и обязанностей;
  • юридическое положение субъектов правоотношений;
  • характер и распределение прав и обязанностей между субъектами правоотношений;
  • способы обеспечения прав и обязанностей субъектов правоотношений;
  • способы регулирования деятельности субъектов правоотношений.

>>  Какие отношения регулируют нормы административного права?

Сочетаясь определенным образом, данные элементы образуют определенный метод правового регулирования. Среди них выделяются императивный и диспозитивный методы.

Если первый метод основан на власти и подчинении и применении властных предписаний, не допускающих отступления от них, то второй – на автономии воли и равенстве субъектов.

Диспозитивный метод, в отличие от императивного, дает возможность субъектам самим выбирать направление своего поведения в рамках нормы права.

В рамках методов правового регулирования существуют различные виды средств воздействия. К основным средствам относятся запрет, дозволение и позитивное обязывание, а к дополнительным – поощрение, подтверждение, уполномочивание, ограничение, рекомендация и др.

Для каждой отрасли законодательно предусмотрен свой метод правового регулирования.

Так, например, для административного права, характеризующегося строгой вертикалью отношений, установлен императивный метод, для гражданского права – преимущественно диспозитивный, для гражданского процессуального права – диспозитивно-императивный.

Таким образом, правовое регулирование в рамках отрасли права может осуществляться не только исключительно одним методом, но и их определенным сочетанием. При этом сочетание методов может быть предусмотрено как для комплексных, так и для некомплексных правовых отраслей.

Заключение

Предмет и метод правового регулирования составляют центральные категории как правовой системы в целом, так и любой правовой отрасли, позволяют их отграничивать друг от друга и выявлять своеобразие каждой. Данные категории также дают возможность увидеть, какая часть возникающего в обществе взаимодействия включена в область правового регулирования и какими способами оно реализуется.

Источник: http://rrepetitor.ru/law/harakteristika-predmeta-i-metoda-pravovogo-regulirovaniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.