Что относится к принципам законности

Принцип законности – Правоохранительные органы | ЮРКОМ 74

Что относится к принципам законности

Законность – это соблюдение и исполне­ние предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных правовых актов всеми государственными и негосударственны­ми учреждениями и организациями, их служащими и должностными лицами, гражданами, иными лицами, находящимися на территории Российской Федерации.

Основные положения данного принципа закреплены в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, где сказано:

К законам относятся фе­деральные законы и федеральные конституционные законы, а также принимаемые в субъектах РФ конституции и уставы, другие законо­дательные акты. Все они должны соответствовать предписаниям Кон­ституции РФ. Акты, которые противоречат Конституции РФ или за­кону, применяться не могут.

Федеральные законы обязательны к исполнению на всей терри­тории Российской Федерации. Соответственно законодательные акты, издаваемые органами субъекта РФ, действуют на территории данного субъекта.

Если федеральный суд при разбирательстве конкретного дела установит, что какой-то из таких актов или любой иной правовой акт, в том числе изданный органом любого уровня, противоречит феде­ральному закону, то он вправе принять решение, руководствуясь не этим актом, а федеральным законом.

Особенностью современного понимания принципа законности яв­ляется то, что оно допускает при определенных условиях возможность неприменения судами также федеральных законов.

Пределы такого неприменения сформулированы в постановлении Пленума Верховно­го Суда РФ “О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия” от 31 октяб­ря 1995 г.

№ 8, где дается разъяснение:

“Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Кон­ституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и при­меняется на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного право­вого акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качества акта прямого действия.

Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) когда Конституционным Судом Российской Федерации выявлен пробел в правовом регулировании либо когда пробел образовался в связи с признанием не соответствующими Конституции нормативного правового акта или его отдельных положений с учетом порядка, сроков и особенностей исполнения решения Конституционного Суда Российской Федерации, если они в нем указаны”.

Другими словами, в соответствии с данным разъяснением суды не всегда обязаны безоговорочно следовать предписаниям законов, ука­зов, правительственных постановлений. Прежде чем применять акты даже столь высокого уровня, они должны проверять, насколько акты такого рода соответствуют Конституции РФ.

Появились также предписания, требующие от должностных лиц правоохранительных органов, чтобы они не применяли те федераль­ные законы, которые противоречат (разумеется, по их мнению) каким-то другим федеральным законам. Например, ч. 1 ст.

7 УПК предус­матривает правило: “Суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель не вправе применять федеральный закон, противореча­щий настоящему Кодексу”.

В современных условиях понятие законности как правового прин­ципа приобрело своеобразие еще и в связи с тем, что Конституция РФ (см. ч. 4 ст. 15) признала особую роль в российской правовой системе международных договоров Российской Федерации.

При определенных условиях законы, противоречащие таким договорам, тоже могут не применяться судами.

Принцип законности вполне обоснованно считается одним из наибо­лее важных и универсальных правовых принципов, имеющих суще­ственное значение для всех отраслей права. Его последовательное про­ведение в жизнь — непременное условие нормального функциониро­вания всего государственного механизма.

Для правосудия данный принцип имеет особое значение в силу того, что этот вид государственной деятельности, как отмечено выше при определении его понятия, тесно связан с неуклонным соблюдени­ем требований закона и установленного им порядка разбирательства конкретных судебных дел. Там, где нет соблюдения закона, нельзя го­ворить о правосудии. Это, скорее, будет произвол. Такое “правосудие” не в состоянии выполнять свою социальную функцию.

Законность – это соблюдение и исполне­ние предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных правовых актов всеми государственными и негосударственны­ми учреждениями и организациями, их служащими и должностными лицами, гражданами, иными лицами, находящимися на территории Российской Федерации.

Основные положения данного принципа закреплены в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, где сказано: “Органы государственной власти, орга­ны местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объе­динения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы”.

К законам относятся фе­деральные законы и федеральные конституционные законы, а также принимаемые в субъектах РФ конституции и уставы, другие законо­дательные акты. Все они должны соответствовать предписаниям Кон­ституции РФ.

Акты, которые противоречат Конституции РФ или за­кону, применяться не могут.

Федеральные законы обязательны к исполнению на всей терри­тории Российской Федерации. Соответственно законодательные акты, издаваемые органами субъекта РФ, действуют на территории данного субъекта.

Если федеральный суд при разбирательстве конкретного дела установит, что какой-то из таких актов или любой иной правовой акт, в том числе изданный органом любого уровня, противоречит феде­ральному закону, то он вправе принять решение, руководствуясь не этим актом, а федеральным законом.

Особенностью современного понимания принципа законности яв­ляется то, что оно допускает при определенных условиях возможность неприменения судами также федеральных законов.

Пределы такого неприменения сформулированы в постановлении Пленума Верховно­го Суда РФ “О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия” от 31 октяб­ря 1995 г.

№ 8 (СППВС, с. 11-19), где дается разъяснение:

“Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Кон­ституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и при­меняется на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного право­вого акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качества акта прямого действия.

Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия феде­рального закона, регулирующего права, свободы, обязанности чело­века и гражданина и другие положения;

б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовав­ший на территории Российской Федерации до вступления в силу Кон­ституции Российской Федерации, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, приня­тый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Консти­туции;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, ко­торый должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует…

Нормативные указы Президента Российской Федерации как гла­вы государства подлежат применению судами при разрешении конк­ретных судебных дел, если они не противоречат Конституции Россий­ской Федерации и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции Рос­сийской Федерации)”.

Другими словами, в соответствии с данным разъяснением суды не всегда обязаны безоговорочно следовать предписаниям законов, ука­зов, правительственных постановлений. Прежде чем применять акты даже столь высокого уровня, они должны проверять, насколько акты такого рода соответствуют Конституции РФ.

Появились также предписания, требующие от должностных лиц правоохранительных органов, чтобы они не применяли те федераль­ные законы, которые противоречат (разумеется, по их мнению) каким-то другим федеральным законам. Например, ч. 1 ст.

7 УПК предус­матривает правило: “Суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель не вправе применять федеральный закон, противореча­щий настоящему Кодексу”. Другими словами, к примеру, дознаватель (работник милиции, которому начальник поручил произвести рассле­дование уголовных дел), руководствуясь приведенным правилом, дол­жен попросту игнорировать, скажем, содержащееся в п. 4 ч.

1 ст. 49 Закона РСФСР “О средствах массовой информации” от 27 декабря 1991 г, положение об обязанности журналиста ’’сохранять конфиден­циальность информации и (или) ее источника”, поскольку в УПК, ко­торым ему (дознавателю) надлежит руководствоваться при расследо­вании уголовных дел, нет предписания, запрещающего допрос журна­листа.

А это значит, что такой дознаватель может позволить себе выз­вать на допрос журналиста и потребовать от него, чтобы он дал пока­зания и сказал только правду, в том числе раскрыл имеющуюся у него информацию и ее источник.

В современных условиях понятие законности как правового прин­ципа приобрело своеобразие еще и в связи с тем, что Конституция РФ (см. ч. 4 ст. 15) признала особую роль в российской правовой системе международных договоров Российской Федерации.

При определенных условиях законы, противоречащие таким договорам, тоже могут не применяться судами. И осуществление данного конституционного по­ложения — уже реальность.

Об этом свидетельствует тот факт, что суды все решительнее применяют напрямую положения международ­ного договора, если какой-то российский закон противоречит ему или не согласуется с ним.

Принцип законности вполне обоснованно считается одним из наибо­лее важных и универсальных правовых принципов, имеющих суще­ственное значение для всех отраслей права. Его последовательное про­ведение в жизнь — непременное условие нормального функциониро­вания всего государственного механизма.
Для правосудия данный принцип имеет особое значение в силу того, что этот вид государственной деятельности, как отмечено выше при определении его понятия, тесно связан с неуклонным соблюдени­ем требований закона и установленного им порядка разбирательства конкретных судебных дел. Там, где нет соблюдения закона, нельзя го­ворить о правосудии. Это, скорее, будет произвол. Такое “правосудие” не в состоянии выполнять свою социальную функцию.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/printsip-zakonnosti

newinspire

Что относится к принципам законности

Ключевые слова: понятие, характеристика, содержание, принципов, законности

Под принципами законности понимаются исходные, основополагающие начала, характеризующие данное явление как с внутренней, так и внешней стороны. В принципах раскрываются социальное и функциональное назначение законности, ее сущность, роль и место в обществе, связь с другими категориями (правом, политикой, культурой и т.д.).

К основным принципам законности относятся следующие.

1. Принцип единства.

Этот принцип направлен на эффективное противодействие местничеству, ведомственности, региональному влиянию. Законность, если видеть в ней прежде всего соблюдение законов, должна быть единой и одинаковой для всех и на всей территории страны. Она не может быть разной для разных зон – “калужской” или “казанской”, а только единой всероссийской. Законность – “не земледелие”.

Соответственно и прокуратура, призванная осуществлять надзор за единообразным пониманием и соблюдением законности, должна иметь централизованное подчинение и не зависеть от местных властей.

Для законности как единого общегосударственного режима не имеют значения местные условия, специфика, различия, ибо такие особенности, традиции учитываются в самих законах и иных нормативно-правовых актах, издаваемых субъектами Федерации. Требования же законности одинаковы.

Проблема единства законности особенно обострилась в связи с ростом в последнее время регионального сепаратизма, противостояния, одностороннего понимания самостоятельности, настроений неподчиненности центру.

Для преодоления этих негативных тенденций как раз и нужна твердая общефедеральная законность, способная обеспечить единое правовое пространство, равную защиту прав и свобод человека, соблюдение Конституции РФ, целостность государства.

В то же время единство законности не должно вести к ранжированию и шаблонизации в правотворческой и правоприменительной деятельности, к бюрократическому централизму, сковывать инициативу мест.

Речь идет о том, чтобы субъекты Федерации, проявляя разумную инициативу и учитывая своеобразие своих условий, соблюдали общие “правила игры”, Конституцию РФ, не ущемляли права граждан, интересы государства.

Такой подход вполне демократичен и оправдан.

Именно на это направлены последние инициативы Президента России, связанные с реорганизацией государственной власти в стране (изменение порядка формирования Совета Федерации, образование системы федеральных территориальных округов, создание механизма отстранения региональных лидеров от должности за нарушения законов и т.д.).

Все эти меры призваны укрепить единство российской государственности, предотвратить ее распад, повысить управляемость, переломить опасные сепаратистские тенденции и волюнтаризм на местах, утвердить обязательную для всех законность и порядок.

2. Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности.

В процессе соблюдения, исполнения и применения законов очень важно не допускать подмены законности целесообразностью. Высшая государственная целесообразность заключена в самом законе, коль он принят и действует.

Если же исполнители, каждый по-своему, будут оценивать закон с точки зрения его целесообразности или нецелесообразности, нужности или ненужности, выгодности или невыгодности и, следовательно, решать вопрос – руководствоваться им или не руководствоваться, то никакого порядка в обществе установить невозможно.

Существует презумпция целесообразности закона. Нецелесообразных законов в принципе не должно быть.

Поэтому брать под сомнение закон по соображениям личной или какой-либо иной заинтересованности (идеологической, политической, прагматической) недопустимо.

Равно как и исходить из “здравого смысла”, “особых обстоятельств”, “скрытых полномочий”, “духа и буквы” закона, “ради дела” и т.д.

Если же закон устарел, отстал от жизни или просто оказался неудачным, несовершенным, его надо отменить, изменить, поправить в установленном порядке, а не обходить, не нарушать, не поступать по своему разумению.

Очень важна здесь роль юридической науки, которая призвана вовремя подмечать такие несоответствия, коллизии и вносить в официальные органы обоснованные предложения и рекомендации.

“Исправлять” закон не может отдельно взятый гражданин или организация.

Целесообразность допустима лишь в рамках самого закона, который во многих случаях предоставляет такую возможность, например, при назначении альтернативных мер наказания, условно-досрочном освобождении, возбуждении уголовного дела и т.д. В гражданском праве есть немало диспозитивных норм, которые предполагают выбор субъектом того или иного варианта поведения, исходя из личной целесообразности.

Но это – “разрешенная” целесообразность, не имеющая ничего общего с ее противопоставлением законности. Именно таково одно из обязательных условий построения правового государства. Строгое следование закону полезно и целесообразно. Еще римляне говорили: “Кто живет по закону, тот никому не вредит”; “Что законно, то и справедливо”.

3. Принцип неотвратимости наказания за нарушение законности.

Давно подмечено, что соблюдение законов, а стало быть, и законности обеспечивается не столько суровостью наказания, сколько его неотвратимостью. Последнее гораздо важнее, чем первое. Закон должен быть не суровым, а результативным.

Именно это и происходит сейчас в нашей жизни. Российское законодательство предусматривает смертную казнь или пожизненное заключение за убийства и другие тяжкие преступления. Однако преступность не сокращается, а растет, в том числе увеличивается количество убийств. Раскрываемость правонарушений низкая.

Было бы намного эффективнее для утверждения в стране законности и порядка, если бы каждый потенциальный злоумышленник ясно сознавал, что его деяние в любом случае не останется безнаказанным, что кары, возмездия ему не миновать.

Но этого нет. Напротив, социологические опросы среди осужденных показывают, что каждый четвертый из них, задумывая и совершая преступление, верил, что он не будет пойман и наказан. Вот почему еще Цицерон заметил: “Величайшим поощрением преступления является безнаказанность“.

Другой мыслитель прошлого – Ш.Л. Монтескье в своем знаменитом труде “О духе законов” писал: “Вникните в причины всякой распущенности и вы увидите, что она проистекает из безнаказанности“. Ничто так не укрепляет законность и порядок, как требовательность и взыскательность.

Истины старые, но выводы из них делаются не всегда верные и своевременные. Даже общественное мнение придерживается взгляда, что главная причина преступности кроется в мягкости (либеральности) наших законов. Стоит их ужесточить, как со злом будет покончено. Свыше 80% населения в России и других странах выступают за сохранение смертной казни.

В некоторых мусульманских государствах до сих пор практикуются такие виды наказания, как отсечение руки, ноги, головы. Но преступность там сохраняется. Значит, дело не в жестокости, а в чем-то другом. К числу этих других мер относится, в частности, неотвратимость ответственности за любое противоправное деяние.

4. Принцип верховенства закона.

Важнейшей чертой любого демократического правового государства является безусловный приоритет закона над всеми иными нормативно-правовыми актами, носящими подзаконный, т.е. подчиненный по отношению к закону, характер. Последние должны издаваться только на основе и в соответствии с законом, в его развитие, конкретизацию.

Данное положение – непременное условие подлинной, а не декларируемой законности, элемент политико-правовой культуры общества. Никому не дано право стоять над законом, уходить из-под его воздействия.

Верховенство закона объясняется тем, что он является прямым выражением воли народа – единственного источника власти, имеет высшую юридическую силу, принимается в особом порядке и только законодательными (представительными) органами. Ни один монарх, царь, король, президент не вправе, как уже говорилось, издавать законы.

Особое место среди законов занимает Конституция как Основной Закон государства. Строгое следование этому основополагающему акту составляет конституционную законность.

Нарушение принципа верховенства закона, иерархии нормативных актов, игнорирование конституционных положений – одна из острых проблем, требующих безотлагательного решения. Без этого условия строительство правового государства в России может быть замедлено.

5. Принцип защиты прав и свобод человека как приоритетной цели законности.

Данный принцип означает, что главное в содержании законности, деятельности госаппарата, всех его органов и должностных лиц – это уважение и всемерная защита прав граждан, борьба с нарушениями этих прав. Указанной задаче подчинено все остальное.

В ст. 2 Конституции РФ говорится: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства”.

В ст. 18 подчеркивается: “Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием”.

6. Принцип взаимосвязи законности и культурности.

Суть данного принципа заключается в том, что законность есть почти зеркальное отражение общей, политической и правовой культуры общества, его граждан. Неуважение же законов, их нарушение, правовой нигилизм – это худшее проявление некультурности, отсталости и незрелости государства.

Поэтому упрочение законности выступает важнейшим средством поднятия культурного уровня населения и отдельной личности, формирования их правосознания.

И напротив, повышение культуры общества, всех граждан благотворно сказывается на состоянии законности, способствует воспитанию индивида в духе соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов.

Чем выше культура, чем более она развита, тем прочнее, стабильнее законность, тем больше порядка в обществе.

7. Презумпция невиновности.

Она означает, что каждый человек предполагается честным, добропорядочным и ни в чем не повинным, пока не будет доказано иное в установленном законом порядке, а именно приговором суда.

Излишне говорить, какое значение это имеет для законности, ее состояния, укрепления. Иной подход был бы несовместим с подлинной демократией, свободой личности, правовым государством.

Презумпция невиновности закреплена в Конституции РФ, Декларации прав человека и гражданина, в уголовно-процессуальном законодательстве… читать далее …

Источник: http://newinspire.ru/l/3/34/529-ponyatie-kharakterist

Принцип законности – комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП

Что относится к принципам законности
Энциклопедия МИП » Уголовные дела – комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП » Общие положения УК РФ – комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП » Принцип законности – комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП

Принцип законности – бесплатные ответы юристов онлайн

Опытный специалист, судебная практика ― более 16 лет. За время своей деятельности работал как с гражданами, так и с юридическими лицами. Разносторонняя практика позволяет взглянуть на любую проблему, в том числе в сфере уголовного права, с разных сторон.

Судебная практика

Настоящее призвание нашел в решении проблем уголовного права. Занимается адвокатской защитой уже несколько лет, выиграно более 3000 дел. К каждой ситуации подходит, как к уникальной, изучает все особенности, до мельчайших подробностей. Это и позволяет похвастаться столь высокой результативностью (около 98% процессов ― в пользу клиента).

В 1996 году уголовное законодательство нашей страны внедрило в нашу жизнь новые нормы, которые декларирует принципы уголовного права.

Это принципы законности, равенства, справедливости, гуманизма и принцип вины. Все они играют важную роль в уголовной законодательной базе.

Но все же одним из наиболее важных принципов, обеспечивающих соблюдение всех норм и требований права, является принцип законности.

Признанные эксперты в области уголовного права РФ

Разъяснения законодательства. Защита на следствии и в суде. Профессиональная оценка правовой перспективы.

Принципы уголовного права

Под принципами уголовного права понимают основополагающие ключевые нормы, руководящие идеи, которые имеют воплощение в отечественном УК и способны определять характер и содержание уголовного законодательства в целом, всех его институтов и норм.

Принципы, применяемые в уголовном судопроизводстве РФ, вытекают из действующих интересов и особенностей культуры и традиций российского общества, установленных и подтвержденных нравственных, моральных, этических и прочих воззрений, которые основаны в соответствии с положениями основных законодательных актов РФ и норм международного права.

Принципы являются своеобразными регуляторами, которые не только обеспечивают разумное осуществление задач уголовно-правовой тематики, а и осуществляют контроль за тем, чтобы негативные последствия их использования были минимальными.

В настоящее время выделяют пять основополагающих принципов УК, каждый из которых выполняет свои определенные функции:

  • Принцип законности. Особенности данного принципа рассматриваются в ст.3 УК РФ. Он выражается в том, что преступность, наказуемость и прочие последствия с точки зрения уголовного судопроизводства могут быть определены исключительно на основании действующих уголовных нормативов. А правоохранительные органы должны четко следовать этим нормативам при определении степени ответственности нарушителя;
  • Принцип равенства (ст.4 УК РФ). Данный принцип означает, что все граждане, которые были уличены в незаконной деятельности, несут за свое нарушение уголовную ответственность и при этом не могут быть от нее освобождены независимо от пола, статуса, финансового состояния, расы, принадлежности к определенной религии и т.д. Принцип равенства предусматривает, что все преступники будут наказаны и избежать ответственности никому не удастся;
  • Принцип вины (ст.5 УК РФ). Данный принцип предусматривает, что нарушитель подлежит уголовной ответственности только за те свои действия или бездействия, которые привели к опасным последствиям и в отношении которых судопроизводство установило его вину;
  • Принцип справедливости (ст.6 УК РФ). Сущность этого принципа проявляется в том, что наказания, которые применимы к нарушителю, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени тяжести преступления;
  • Принцип гуманизма (ст.7 УК РФ). Данный принцип предопределяет, что законодательство гарантирует безопасность человека и любые совершенные им действия не могут привести к проявлению физического насилия или морального давления.

Определение принципа законности

Одним из основных принципов уголовного права считается принцип законности. Он предусматривает, что преступность деяния, а также степень ответственности за совершенное нарушение могут быть определены исключительно на основании действующих законодательных норм уголовного права. Этот принцип закреплен на конституциональном уровне и потому его соблюдение является обязательным.

Таким образом, можно сделать вывод, что принцип законности является своеобразной обобщающей характеристикой уголовного судопроизводства, при помощи которой устанавливается степень опасности конкретного действия или бездействия, которые привели к созданию опасной ситуации.

Сразу же стоит отметить при этом, что реализация принципа законности невозможна без применения основополагающих догм оставшихся четырех принципов уголовного права. В совокупности они составляют единую систему, которая и формирует основу судопроизводства в нашей стране.

Преступность и наказуемость деяния

Все последствия преступления могут быть зафиксированы и подтверждены исключительно с оглядкой на уголовное законодательство. И правоохранительные органы, занимающиеся установлением истины, обязаны четко следовать положениям этого принципа, которые возникли еще в незапамятные времена, но их актуальность и в нынешних реалиях не вызывает никаких сомнений:

  • Нет преступления, если оно не указано на законодательном уровне;
  • Нет наказания, если отсутствует указание в законе.

Сущность первого положения означает, что к ответственности будет привлечен тот гражданин, который совершил деяние, признанное общественно опасным, и которое запрещено в соответствии с уголовным правом. А второе означает, что наказуемость преступного деяния будет определяться с оглядкой на действующие нормы уголовной законодательной базы.

Исходя из этого следует, что при совершении некого опасного деяния, признанного на высшем уровне преступлением, будут применены только те нормы наказания и степень ответственности, которые указаны в уголовном кодексе. Иные формы наказания применятся не могут, поскольку это будет противоречить основополагающим нормам отечественного и международного законодательства.

Однако при всем этом, необходимо отметить попытки отдельных лиц или даже государств в установлении двойных стандартов и игнорирование принципа законности.

К сожалению, подобное встречается довольно часто, и главной задачей уголовного судопроизводства в такой ситуации будет возвращение основополагающих догм принципа законности в русло уголовного права, и контроль за соблюдением всех принятых нормативов.

Уголовно-правовые последствия

Принцип – это ключевое положение, которое должно быть применено при необходимости, и от которого нельзя отступить. Кроме того, он в обязательном порядке должен быть использован в практической деятельности.

В отношении принципов уголовного права можно утверждать, что они являются основой для законодательной и правоприменительной деятельности в процессе выявления преступления и борьбы с ним.

Действующий Уголовный Кодекс России довольно поверхностно изучает особенности принципов и возможности их применения в практическом судопроизводстве. А вот теория уголовного права рассматривает все принципы в довольно широком освещении.

Одним из ключевых принципов считается принцип законности, который является наиболее универсальным и может быть применен не только в отрасли уголовного права. Он определяет, что при рассмотрении преступной деятельности необходимо учитывать законодательные акты и нормативы, в которых указана степень ответственности за нарушение и предусматривается конкретное наказание.

Принцип законности реализуется повсеместно, и эта процедура имеет определенные уголовные и правовые последствия.

В частности, руководствуясь принципом законности, правоохранительные органы определяют то наказание, которое не противоречит всем законодательным нормам и указано в соответствующих документах.

Таким образом, устанавливается наказуемость и преступность конкретного деяния, которое привело к созданию общественно опасной обстановки.

№ 1 в официальном рейтинге адвокатов Москвы по уголовным делам

Реализация принципа законности

Основные законы нашей страны, а также ст.2 Конституции РФ провозглашает права и свободы человека высшей ценностью.

Это положение происходит из обязательства государства по защите, признанию и соблюдению всех установленных свобод и прав гражданина.

Неудивительно, что исходя из этого, реализации принципа законности возлагается на судебные органы и правоохранительные инстанции, главной задачей которых будет защита человека.

По своей сути, принцип законности является грамотно сформированной системой законов и норм права, которая должна применяться всеми органами государственной власти, правоохранительными учреждениями, судебными инстанциями, а также обычными гражданами.

В связи с этим, основными характеристиками принципа законности будут выступать следующие положения:

  • Закон имеет верховенство, которое не подлежит никаким ограничениям;
  • Нарушение норм права несет за собой обязательное установление ответственности за совершенное деяние;
  • Требования закона должны выполняться всеми людьми независимо от их статуса, финансового и социального положения и т.д.;
  • Нормы права должны быть реализованы в обязательном порядке.

Учитывая тот факт, что законность является универсальным принципом, который одинаково применим для всех отраслей права, реализация его осуществляется правоохранительными органами и судебными инстанциями, то есть теми учреждениями, которые, по сути, изучают обстоятельства правонарушения и определяют все последствия преступления, в том числе и степень преступности, и уровень ответственности.

Реализация законности подтверждена на высшем законодательном уровне, и в случае установления двойных стандартов и прочих попыток нивелировать действие принципа законности, нарушитель будет нести за это ответственность, предусмотренную действующей правовой базой.

Записаться на консультацию

Источник: https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya-uk-rf1/princip-zakonnosti.html

Принципы законности

Что относится к принципам законности

Законностьэто господство за­конов в общественной жизни, то есть правовой режим, при кото­ром нормативные предписания осуществляются всеми участни­ками правовых отношений.

Законность – это соблюдение всеми субъектам права законов и подзаконных актов.

Сущность законности заключается в неуклонном и точном строгом соблюдении исполнении и применении законов и подзаконных актов действующих на территории государства, всеми субъектами права: гражданами, должностными лицами, государственными и общественными организациями.

В содержание законности включают два элемента: наличие за­конов и реализацию законов. Однако законы как таковые не входят в содержание законности. Они являются нормативной основой законности. При этом законы должны иметь правовой характер, то есть выражать интересы всего населения, а не произвол властей.

Значение законности состоит в том, что законность противосто­ит деспотизму власти, охраняет личность от произвола, государ­ство от анархии, общество от насилия.

Отсутствие законности по­рождает широкий административный произвол и всеобщее беззаконие.

Отказ от законности способствует росту коррупции, преступности, эскалации насилия во всех его формах и ведет к де­градации общества.

Принципы законности – принципи­альные положения правовой жизни общества, которые выражают содержание законности. К принципам законности относят всеобщ­ность законности, верховенство закона, единство законности и це­лесообразности, связь законности с культурой, неотвратимость от­ветственности и контроль за реализацией закона.

Всеобщность законности означает равенство всех перед законом независимо от социального положения, благосостояния, нацио­нальности и других признаков. Последовательное проведение в жизнь этого принципа обеспечивает права и свободы личности, а также равную ответственность всех перед законом.

Единство законности – понимание и применение нормативных актов должно быть одинаковым на территории всей страны. (Законность не может быть калужской или казанской, она должна быть единой всероссий­ской).

Верховенство закона означает, что законы обладают высшей юридической силой и выступают основным регулятором общест­венных отношений. Все другие нормативные акты являются под­оконными и принимаются на основе и во исполнение законов. Этот принцип направлен против создания ведомственных норма­тивных актов, не соответствующих законам, и самочинных рас­поряжений должностных лиц.

Недопустимость противопоставления законности и целесообразности означает недопустимость отступлений от предписаний закона по соображениям мнимой либо пресловутой целесообразности, ибо высшая целесообразность за­ключается в неукоснительной реализации требований законов.

Неразрывная связь законности с культурой состоит в том, что законность должна опираться на правовые (культурные) законы и правовую культуру. Цивилизованные законы создают нормативную базу законности, а правовая культура выступает в качестве условия создания правовых законов и качественной их реа­лизации.

Неотвратимость ответственности. Этот принцип означает, что укрепление законности связано не с суровостью законов, а с не­избежностью наказания.

На практике реализация этого принципа должна проявляться в повышении раскрываемости преступлений и своевременном рассмотрении административных, уголовных и гражданских дел.

Виновные в совершении преступлений должны понести адекватное содеянному наказание.

Контроль за реализацией законов. Выполнение этого прин­ципа заключается в осуществлении контроля за деятельностью государственных органов, должностных лиц и правоохранитель­ной системы в целом в форме прокурорского и конституцион­ного надзора, ибо бесконтрольность во многих случаях порож­дает беззаконие.

Гарантированность прав и свобод личности – выражается в конституционной обязанности государства защитить прав и свободы человека и гражданина.

Юридические требования законности:

– справедливое наказание за неисполнение норм права;

– законодательное (конституционное) закрепление верховенства закона и определение способов его охраны;

– возложение на определенные органы обязанности охранять законность, пресекать ее нарушения, контролировать и осуществлять надзор за исполнением законов и определение полномочий этих органов;

– законодательное закрепление за гражданами возможности отстаивать свои права, конституционное закрепление презумпции невиновности.

Источник: https://studopedia.ru/3_49540_printsipi-zakonnosti.html

Законность: понятие и принципы. Гарантии законности: понятие и виды. – ТГП ответы

Что относится к принципам законности

Законность- это принцип, метод и режим точного и неуклонного соблюдения требований прававсеми участниками общественной жизни.

 Законность – фундаментальная категория всейюридической науки и практики, а её уровень и состояние служат главнымикритериями оценки правовой жизни общества, его граждан. Законность выражаетобщий принцип отношения общества к праву в целом.

Поэтому её содержаниерассматривают в трёх аспектах: а) в плане “правового” характераобщественной жизни; б) с позиций требования всеобщего уважения к закону иобязательного его исполнения всеми субъектами; в) под углом зрения требованиябезусловной защиты и реального обеспечения прав, интересов граждан и охраныправопорядка в целом от любого произвола. Законность – этообщественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона вобщественной жизни, соблюдении правовых норм всеми участниками общественныхотношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом вдеятельности должностных лиц.

 Принципы законности:

 1. Единство законности (законы и их соблюдениеедины для всех и на всей территории)

 2. Неотвратимость реализации законности ( т.е.юр. ответственности за нарушение требований закона)

 3. Всеобщность законности

 4. Верховенство закона

 5. Защита прав и свобод человека какприоритетной цели законности

 6. Целесообразность. (существует презумпцияцелесообразности закона, брать под сомнение закон по личным соображениямнедопустимо)

 7. Связь законности и культуры (неуважениезаконов, их нарушение, правовой нигилизм – проявление некультурности,отсталости государства)

Гарантиизаконности — это объективные условия и субъективные факторы, а такжеспециальные средства, обеспечивающие режим законности. Среди данных гарантийнужно четко различать общие условия и специальные средства.

Общие условия сутьобъективные (экономические, политические и т. д.) условия общественной жизни, вкоторых осуществляется правовое регулирование.

Эти условия создают макросредуреализации права, его функционирования, предопределяя в известной степени испециальные средства по укреплению законности.

 Важной предпосылкой наилучшего использованияблагоприятных условий в деятельности по укреплению законности является ихмаксимально возможная конкретизация. Экономические условия. Это состояниеэкономического развития общества, организация системы хозяйствования и т. д.

Речь, следовательно, идет о том, чтобы выделить из условий общественной жизните, которые способствуют укреплению законности, создать предпосылки для ихразвития и воздействия на людей, а также путем использования организационныхмер, специальных средств нейтрализовать действие негативных факторов.

Рассмотрим эти общие условия, выступающие гарантиями законности: Политическиеусловия. Основным политическим условием стабильной законности является сильнаягосударственная власть. Сила государственной власти определяется не величинойармии, не мощью репрессивного аппарата.

Сильная государственная власть — этоустойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, способнаяобеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний. Сильное государствогарантирует стабильное развитие общества, безопасность людей, эффективнуюборьбу с преступностью, коррупцией и иными антисоциальными явлениями.

Идеологические условия. Состояние законности во многом определяется уровнемполитической, правовой и общей культуры населения.

Законность предполагаеттакой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личнымубеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередьгосударственного служащего, законодателя. предписаний во многом зависят отположения Социальные условия. Законопослушание граждан, их уважение к закону,реализация его, сложившегося в социальной сфере.

 Правовые условия. Состояние законности какполитико-правового явления обусловлено состоянием самого права, системызаконодательства. Действующее законодательство должно быть достаточно полным,стабильным, обеспечиваться высоким уровнем юридической техники, необходимымимеханизмами реализации и охраны.

Среди них можно отметить состояние правовойнауки, полноту и развитие в ней прогрессивных гуманистических идей, положений,научно-теоретических конструкций.

Непосредственное влияние на уровеньзаконности оказывают господствующие в науке научно-теоретические концепцииСпециальные средства обеспечения законности – это юридические и организационныесредства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Среди нихможно выделить юридические и организационные гарантии (средства).

Уровеньзаконности определяется и эффективной деятельностью политического руководстваЮридические гарантии — совокупность закрепленных в законодательстве средств, атакже организационно-правовая деятельность по их применению, направленные наобеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав исвобод. (деятельность прокуратуры). Среди юридических гарантий различаютследующие.

Средства выявления, (обнаружения) правонарушений (органовпредварительного расследования, Конституционного Суда и т. д.) Средствапредупреждения правонарушений. Это закрепленные в праве средства, позволяющиепредотвратить возможные правонарушения. Средства пресечения правонарушений.

Кним относятся средства, направленные на пресечение, недопущение правонарушений,нарушений прав, свобод граждан и организаций. Меры защиты и восстановлениянарушенных прав, устранения последствий правонарушений. Таковыми являютсяпринудительное взыскание средств на содержание ребенка (алиментов), виндикация(принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения) и др.

Юридическая ответственность. Под ней понимается наказание лица, виновного всовершении правонарушения. Данное средство является важнейшим и необходимым дляукрепления законности, причем его эффективность определяется не жестокостью, анеотвратимостью.

Среди юридических гарантий особая роль отводитсяпроцессуальным гарантиям Наконец, важнейшей гарантией законности являетсяправосудие — деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешениягражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности. Подорганизационным гарантиями понимаются различные мероприятия организационногохарактера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями,защиту прав граждан. Сюда относятся кадровые, организационные меры по созданиюусловий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов,образование в структуре последних специальных подразделений (для борьбы сорганизованной преступностью, с коррупцией и т.д.).

Источник: https://www.sites.google.com/site/tgpotvety/home/zakonnost-ponatie-i-principy-garantii-zakonnosti-ponatie-i-vidy

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.