Целями уголовно исполнительного права являются

Тема 1: Общие положения уголовно-исполнительного права

Целями уголовно исполнительного права являются

В.Т. Батычко
Конспект лекций по курсу «Уголовно-исполнительное право»
Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007.

Предыдущая

1.5. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства

Взаимосвязь уголовного и уголовно-исполнительного законодательства проявляется, в том числе, и в единстве целей уголовного наказания, закреплённых в УК РФ, и целей уголовного наказания, закреплённых УК РФ, и уголовно-исполнительного законодательства. Так в соответствии с ч. 2 ст.

43 УК РФ целями уголовного наказания являются: восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений. Целями же уголовно-исполнительного законодательства являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами (ч. 1. ст. 1 УИК РФ).

Таким образом, цели уголовного наказания и цели уголовно-исполнительного законодательства в целом повторяются за исключением некоторых особенностей. В отличие от ранее действовавшего исправительно-трудового законодательства (ст. 1 ИТК РСФСР), которое практически дословно воспроизводило формулировку ст.

20 УК РСФСР, определяющей цели наказания, современные цели уголовно-исполнительного законодательства, несколько отличаются от целей наказания, закреплённых в ч. 2 ст. 43 УК РФ.

Так, уголовно-исполнительное законодательство не ставит перед собой цель восстановления социальной справедливости. Кроме того, УИК РФ конкретизирует предупредительную цель и разбивает её на специальную и общую превенцию.

Отсутствие среди целей уголовно-исполнительного законодательства восстановления социальной справедливости объясняется тем, что указанная цель в большей мере достигается на стадии назначения уголовного наказания, когда в зависимости от характера и степени общественной опасности преступления и личности виновного решается вопрос о выборе вида уголовного наказания, его срока или размера либо о применении гуманного акта (освобождения от уголовной ответственности или от наказания). Уголовно-исполнительное законодательство не может усиливать карательный потенциал наказания, предусмотренный уголовным законом.

Исправление осужденных закреплено в УК РФ и УИК РФ как цель уголовного наказания и уголовно-исполнительного законодательства.

В доктрине уголовного права преобладает мнение о том, что цель исправления считается достигнутой, если осужденный после отбытия наказания (не важно, в силу каких причин) больше не совершает преступлений (так называемое юридическое исправление).

До принятия Уголовно-исполнительного кодекса РФ понятие исправления разрабатывалось исправительной (пенитенциарной) педагогикой, в силу чего в таком базовом понятии возникали разночтения. С принятием УИК РФ появилось законодательное определение исправления (ч. 1 ст. 9).

Исправление осужденных – это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведении.

В то же время с середины 1990-х годов российское уголовно-исполнительное право отказалось от цели перевоспитания осужденных. Перевоспитание – это полный и окончательный отказ осужденного от своего преступного прошлого; смена привычек, мышления, окружения; превращения человека в активного участника общественной жизни.

Советская правовая доктрина (особенно в 1960-1980 годы) исходила из того, что уголовное наказание должно, как минимум, исправить человека, как максимум – перевоспитать. В настоящее время перевоспитание отнесено к вопросу личного выбора человека; уголовно-правовые и уголовно-исполнительные меры только на его исправление.

Вместе с определением понятия исправления осужденных законодатель устанавливает и средства его осуществления. Основными средствами исправления являются: 1) установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим); 2) воспитательная работа; 3) общественно полезный труд; 4) получение общего образования; 5) профессиональная подготовка; 6) общественное воздействие.

Режим – это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий содержания (ст. 82 УИК РФ).

Режим как средство исправления осужденных включает ряд требований, которые не содержат карательных элементов, они вытекают из нравственных норм, и их следует рассматривать как принятые в обществе правила поведения.

Ведомственные нормативные акты вменяют в обязанность осужденным: добросовестно относиться к труду и учёбе; быть вежливыми между собой и в обращении с сотрудниками; содержать в чистоте жилые и служебные помещения, рабочие места, одежду, соблюдать правила личной гигиены.

Режим создаёт условия для применения других средств исправления.

Воспитательная работа, как одно из основных средств достижения цели наказания – исправления осужденных, представляет собой комплексную систему форм и методов воздействия в зависимости от свойств личности осужденного.

В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством основными формами и методами воспитательной работы с осужденными является нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание, способствующее их исправлению.

Воспитательная работа с осужденными осуществляется дифференцированно, с учётом требований режима отбывания наказания, на основе психолого-педагогических методов с учётом вида учреждения, исполняющего наказание, срока наказания и условий содержания.

В учреждения и органа, исполняющих наказания, распорядок дня предусматривает проведение мероприятий воспитательного характера, участие в которых является обязательным для осужденных.

Участие осужденных в мероприятиях воспитательного характера поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

Общественно полезный труд законодатель относит к одному из основных средств исправления осужденных.

Привлечение осужденных к общественно полезному труду регламентируется уголовно-исполнительным и трудовым законодательством.

Трудовому процессу присущи функции: воспитательная (осужденные получают навыки социально полезной деятельности), экономическая (на заработанные деньги осужденные к лишению свободы имеют право приобретать продукты питания и предметы первой необходимости без ограничения, оказывать материальную помощь родственникам, а с разрешения администрации – и другим лицам), социальная (полученные навыки и приобретённая профессия позволять жить в обществе в качестве полноправного члена) и оздоровительная (труд – весьма важная составляющая жизнедеятельности человека, без которой он теряет способность к развитию и может деградировать).

Получение общего образования рассматривается в качестве основного средства исправления, поскольку позволяет расширить кругозор осужденного. Это является одним из основных условий для критического анализа своего поведения и позволяет применять полученные знания в законопослушной деятельности.

Уголовно-исполнительное законодательство регулирует общие вопросы, связанные с получением общего образования, в самом общем виде. Оно определяет лишь категории осужденных, подлежащих обязательному обучению, порядок и условия освобождения от работы с подготовкой и сдачей ими экзаменов.

Профессиональная подготовка в общем комплексе основных средств исправления осужденных занимает важное место.

Она позволяет осужденным, не имеющим специальности, приобрести её, повысить квалификацию в связи с совершенствованием или изменением технологического процесса на производстве, получить новую специальность, которая позволила бы ему трудоустроиться после освобождения от отбывания наказания. Наличие специальности является важным условием законопослушного образа жизни после освобождения от отбывания наказания.

Общественное воздействие способствует повышению эффективности проводимых администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, мероприятий по возвращению осужденного в общество в качестве полноправного члена.

Другая цель уголовно-исполнительного законодательства – предупреждение совершения преступлений осужденными (специальная превенция). В данном случае имеется в виду возможность совершения преступлений осужденным как во время отбывания наказания, так и после освобождения от него.

В связи с этим названная цель достигается в два этапа: первоначально путём постановки осужденного в такие условия, которые исключали или затрудняли бы возможность совершения преступления. На этом этапе законодательством предусматривается целый комплекс мероприятий.

Наиболее разнообразно он проявляется при исполнении таких суровых наказаний как лишение свободы и арест (охрана осужденных и надзор за ними, изоляция, возможность проведения обысков и изъятия обнаруженных запрещённых предметов и т.п.).

В перспективе частное предупреждение достигается путём исправления осужденного.

Предупреждение совершения новых преступлений иными лицами (общая превенция) достигается уголовно-исполнительным законодательством опосредовано через регулирование исполнения наказания в отношении лиц, уже совершивших преступление.

Предполагается, что реальное исполнение наказания, неблагоприятные условия, в которые ставиться осужденный, через средства  массовой информации, письма осужденных, родственников, прибывших на свидание, и т.д. становиться известным широкой общественности и способно удержать неустойчивых граждан от совершения преступления эффектом устрашения.

Одновременно эффект устрашения формирует нравственные и моральные запреты и стимулирует правопослушное поведение.

Цели уголовно-исполнительного законодательства достигаются путём решения конкретных задач. В ч. 2 ст.

1 УИК РФ определяются основные из них: регулирования порядки и условий исполнения и отбывания наказаний; определение средств исправления осужденных; охрана их прав, свобод и законных интересов; оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Более частные задачи указываются в ряде других норм и отдельных правовых институтах УИК РФ, регулирующих конкретные правоотношения в сфере исполнения наказаний (например, режим в исправительных учреждениях, воспитательную работу с осужденными, организацию их общественно полезного труда и др.).

Задача регулирования порядка и условий исполнения и отбывания наказаний является приоритетной для уголовно-исполнительного законодательства и выражается в определении предмета правовой регламентации общественных отношений в этой сфере.

Причём уголовно-исполнительное законодательство в главах особенной части устанавливает как порядок исполнения, так и порядок отбывания отдельных видов уголовного наказания. Порядок исполнения наказания выступает как система нормативных предписаний об исполнении конкретного уголовного наказания, адресованных персоналу учреждений или органов, его осуществляющего.

Порядок отбывания наказания представляет собой нормы, устанавливающие уклад, образ жизни и правила поведения осужденного в п6ериод отбывания конкретного вида уголовного наказания.

Задача определения средств исправления осужденных предполагает не только формулирование в отдельной норме Уголовно-исполнительного кодекса РФ совокупности наиболее доступных и эффективных в современных условиях средств достижения цели  исправления осужденных, но и определение механизма их реализации в нормах и институтах Особенной части УИК РФ применительно к конкретному виду уголовного наказания.

Задача охраны прав, свобод и законных интересов осужденных решается посредством закрепления в УИК РФ основ правового положения осужденных, основных их обязанностей и прав, детализации правового статуса осужденных к различным видам уголовных наказаний.

В уголовно-исполнительном законодательстве регламентируется механизм обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденных, который, в частности, включает систему разностороннего контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания (ст. 19-24 УИК РФ, ст.

38 Закона РФ «Об учреждения и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы») .

Задача оказания осужденным помощи в социальной адаптации реализуется в общем виде в нормах уголовно-исполнительного законодательства, определяющих применение к осужденным основных средств исправления.

Эти нормы, с одной стороны, призваны позитивно воздействовать на сознание осужденного во время отбывания наказания, с другой стороны, формировать его мировоззрение, навыки и умения, необходимые для жизни после отбытия наказания.

Так, получение общего или профессионального образования во время отбывания наказания в виде лишения свободы позволяет осужденному быстрее и качественней решить проблему получения работы после освобождения из исправительного учреждения.

Специально на оказание осужденным помощи в ресоциализации направлены нормы главы 22  УИК РФ, в которых определён порядок деятельности администрации учреждений по оказанию помощи осужденным при освобождении, содействии им в трудовом и бытовом устройстве и контроле за ними.

Предыдущая

Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).

Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации
Цели и задачи трудового законодательства (Батычко В.Т., 2007)
Цели и задачи трудового законодательства
Цели и инструменты денежно-кредитной политики
Цели и основания участия (Батычко В.Т., 2008)
Цели и порядок расследования авиационного происшествия или инцидента

Источник: http://www.konsalter.ru/biblioteka/b23/1_5.htm

Цели, задачи, функции и методы уголовно-исполнительного права

Целями уголовно исполнительного права являются

Отраслевые принципы

Принцип рационального применения мер принужде­ния, средств исправления и стимулирования их закон­ного поведения гласит, что наказание должно не толь­ко карать, но и исправлять, воспитывать осужденного.

Исправление осужденных, являясь целью уголов­ного наказания (ч. 2 ст. 43 УК РФ), достигается по­средством применения к осужденным основных средств исправления при исполнении наказания.

Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени об­щественной опасности совершенного преступления, личности осужденного.

Таким образом, для реализации принципов необхо­димо исполнение главной задачи. Основной задачей общественного воздействия, как и других средств ис­правления, является повышение эффективности дея­тельности администрации исправительных учрежде­ний, направленной на достижение целей уголовного наказания.

Уголовно-исполнительное право имеет своей целью обеспечение исполнения уголовного наказания, с тем чтобы оно не только являлось карой за преступление, но и исправляло осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов и уважения к правилам общежития, предупреждало совершение преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Под исполнением наказания понимается определенная деятельность соответствующего государственного органа, призванного обеспечить отбывание осужденным назначенного ему судом наказания.

В общей системе мер борьбы с преступностью уголовно-исполнительное право выполняет свою главную цель – исправление осужденных.

Исправление – это формирование в осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование законопослушного поведения. Достижение этой цели означает достижение цели частной превенции, предупреждение преступлений со стороны осужденных и косвенно влияет на достижение цели общего предупреждения – общей превенции.

Раньше перед исполнением наказания ставилась цель исправления и перевоспитания осужденных.

Исправление и перевоспитание имеют разные смысловые значения в нравственном и юридическом аспектах.

В нравственном аспекте исправление означает изменение к лучшему отдельных взглядов, отдельных сторон человека, когда в целом личность не нуждается в коренной перестройке.

Перевоспитание – это переделка заново сознания человека в процессе преодоления принадлежащих ему принципиально неверных взглядов и представлений.

В юридическом аспекте исправление есть такое изменение личности преступника, которое превращает его в безопасного и безвредного для общества человека. Исправить – значит добиться такого положения, когда лицо больше не совершает преступлений.

Перевоспитание – это исправление преступника плюс воспитание из него сознательного члена общества.

Цель частной превенции состоит в том, чтобы осужденные не совершали новых преступлений как в период наказания, так и после его отбытия.

Исполнение наказания имеет также целью не допустить совершения преступления иными лицами, т. е. реализует цель общей превенции.

Таким образом, цели уголовно-исполнительного права как бы вытекают одна из другой, являясь звеньями одной цепи. Задача одного звена вытекает из задачи предшествующей, она же служит средством новой задачи в следующем звене.

Целью уголовно-исполнительного права в собственном смысле слова выступает обеспечение исполнения наказания. Это означает создание таких условий, при которых наказание выполняло бы свою главную цель – исправление осужденных.

В то же время исправление осужденных является средством достижения цели предупреждения совершения ими новых преступлений, т. е. цели частной превенции. Строгое и точное исполнение наказания необходимо для решения цели предупреждения преступления иными лицами – цели общей превенции.

Таким образом, достижение всех этих целей направлено на решение цели, поставленной перед всеми правоохранительными органами, – способствовать уменьшению преступности.

Функция права – это деятельность, направленная на регулирование общественных отношений.

Функциями права являются: 1)функция организации общественных отношений; 2)функция охраны общественных отношений.

Можно выделить следующие методы уголовно-исполнительного права:

– дозволение;

– предписание;

– запрет.

Все три метода правового регулирования можно обнаружить в различных отраслях права, но в одних отраслях решающим является дозволение, в других – предписание, в третьих – запрет. Также к методам относят:

– императивный – это метод по способу правового регулирования;

– запрещающий – это метод по способу воздействия на поведение людей;

– карательный – это метод по характеру воздействия;

– метод санкций – это метод по способу реализации;

– по характеру связей между участниками правоотношений – метод власти и подчинения. Основным методом уголовно-исполнительного права является императивный.

Методы воздействия не сводятся к применению наказания за нарушение норм уголовно-исполнительного законодательства, но тем не менее карательный метод служит тем основным методом, при помощи которого государство принуждает к соблюдению этих норм.

Вышеназванные метода правового регулирования в каждой отрасли права могут иметь дополнительные характеристики, выступать в виде специфических методов, представляющих конкретизацию методов межотраслевых.

Так, охранительные уголовно-правовые отношения регламентируются следующими методами: применение санкций уголовно-правовых норм (уголовного наказания); освобождение от уголовной ответственности и наказания (включая применение принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, совершившим преступление); применение принудительных мер медицинского характера к лицам, в состоянии невменяемости совершившим общественно опасные деяния, запрещенные уголовным законом, и к лицам, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство.

Общественные отношения, вытекающие из уголовно-правового запрета, регулируются путем установления этого запрета.

Его специфика состоит в том, что он запрещает наиболее общественно опасные деяния, а также в тяжести правовых последствий, которые наступают для лица, нарушившего уголовно-правовой запрет (неисполнение его сопряжено, как было отмечено, с угрозой применения самого строгого вида государственного принуждения – уголовного наказания).

Выделенный уголовно-исполнительным правом карательный метод по своему характеру воздействует на лиц, которые были приговорены к реальному отбытию наказания за совершение общественно опасного деяния, что соответствующим образом предупреждает общественно опасные последствия.

Уголовно-исполнительное право также реализует санкции, предписанные приговором. Анализ предмета и метода уголовного права позволяет сформулировать понятие уголовного права как отрасли права.

Уголовно-исполнительное право – это отрасль права, объединяющая правовые нормы, которые устанавливают правовое положение осужденных, учреждения и организации, которые осуществляют контроль за деятельностью данных учреждений. Уголовно-исполнительное право регулирует систему отбывания наказания в виде лишения свободы.

Источник: https://studopedia.su/13_156067_tseli-zadachi-funktsii-i-metodi-ugolovno-ispolnitelnogo-prava.html

Цели и задачи уголовно-исполнительного права

Целями уголовно исполнительного права являются

Всоответствии со статьей 1 и Трудовогокодекса РСФСР, задачей было обеспечениеисполнения уголовного наказания с тем,чтобы оно являлось не только карой засовершенное преступление, но исправлялои перевоспитывало осужденных в духечестного отношения к труду, точногоисполнения законов и уважения к правиламсоциалистического общежития. Предупреждалосовершение новых преступлений какосужденными, так и иными лицами, а такжеспособствовало искоренению преступности.Таким образом, анализ позволяет выявить4 задачи исправительно-трудовогозаконодательства:

  1. Исполнение уголовного наказания

  2. Исправление и перевоспитание

  3. Предупреждение совершения новых преступлений

  4. Искоренение преступности

ДействующийУголовно-исполнительный кодекс РФвыделяет две основных цели – этоисправление осужденных и предупреждениесовершение новых преступлений какосужденными, так и иными лицами. Задачамиуголовно-исполнительного законодательстваРФ являются

  1. Регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний

  2. Определение средств исправления осужденных

  3. Охрана прав, свобод и законных интересов осужденных.

  4. Оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Такимобразом, под исполнением наказанияпонимается определенная деятельностькомпетентных государственных органов,государственных учреждений по обеспечениюотбывания осужденными назначенногонаказания. По сравнению с ранеедействовавшим законодательством,Уголовно-исполнительный кодекс РФ неставит задачи перевоспитание и искоренениепреступности.

Ставится цель исправление,то есть, формирование у осужденныхуважительного отношения к человеку,обществу, труду, нормам, правилам итрадициям человеческого общежития истимулирование правопослушногоповедения. (ч.1 ст.9 Уголовно-исполнительногокодекса). В советский период некоторыеавторы, в частности, А.А.

Пионтковскийполагали, что перевоспитание – этоосновная задача исправительно-трудовыхучреждений. Другие авторы, в частности,М.Д. Шаргородский считали, что такаязадача перед ними вообще не стоит. Впринципе, он обосновывал это оченьпросто, потому что даже в условияхсознательного общества трудно воспитатьсознательного человека.

Так какперевоспитание – это не просто исправлениепреступника, но и воспитание сознательногочлена общества. Различные подходы былии в вопросе определения предупрежденияпреступлений. И.С. Ной скептическиотносился к обще-предупредительномуэффекту наказания. Считал, что основноевнимание должно уделяться специальнойпревенции.

Общая превенция – этопредупреждение совершения преступленийвообще. Когда в отношении осужденных –это частная или специальная превенция.Были еще более радикальные взгляды.Марксов полагал, что частно-превентивноевоздействие на осужденных должноограничиваться периодом отбывания иминаказаний.

Такой подход является невполне обоснованным, так как получается,что преступники не совершали преступленийв период отбывания ими наказания.

Принципыуголовно-исполнительного права – этоосновные положения, руководящие идеи,отражающие содержание, сущность исоциальное назначение уголовно-исполнительногоправа как отрасли права, а такжевыступающие основой для построения егоинститутов и норм. Большинство авторовполагает, что все принципыуголовно-исполнительного праваносятлегальный характер. Они закреплены вдействующем уголовно-исполнительномкодексе. Перечисленные в указаннойстатье принципы делятся на три группы.

  1. Общеправовые или же Конституционные принципы. К ним относятся: Принцип законности, демократизма, гуманизма, равенства осужденных перед законом. Можно сказать, что отчасти эти принципы совпадают с принципами уголовного права. Есть принцип равенства граждан перед законом.

  2. Межотраслевые принципы. Принцип дифференциации исполнения наказаний, принцип индивидуализации исполнения наказаний

  3. Отраслевые принципы. Принцип соединения наказания с исправительным воздействием, принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления и стимулирования правопослушного поведения.

Помимоназванных принципов, некоторые авторывыделяют еще дополнительные илидоктринальные принципы, в частности,принцип справедливости.

Естьеще принцип неотвратимости наказания.Это доктринальный принцип. Большинствоавторов ограничиваются вышеперечисленнымипринципами.

  1. Принцип законности. Он выражается в верховенстве закона, регулирующего исполнение уголовных наказаний по отношению к подзаконным нормативно-правовым актам. Подзаконные акты по этому вопросу принимать можно, но они должны соответствовать уголовно-исполнительному кодексу.

    Принцип законности может проявляться в строгом соблюдении и неукоснительном исполнении требований законодательства субъектами уголовно-исполнительных правоотношений.

    Законность также проявляется в возможности контроля, надзора за соблюдением законодательства сфере исполнения уголовных наказаний учреждениями и органами, исполняющими наказание. Принцип законности проявляется гарантиях соблюдения законности.

    В уголовно-исполнительном кодексе указаны и другие параметры исполнения законности. Закреплен еще ряд положений. А именно, закрепляется право на правовую защиту при исполнении наказаний.

    Указывается, что права и свободы граждан РФ гарантируются, но с изъятиями, которые предусмотрены в уголовно-исполнительном кодексе. В частности, законность проявляется в требовании, что нужно соблюдать только законные требования. Меры принуждения к осужденным могут применяться не иначе как на основании закона. Таких положений и дополнительных гарантий довольно много. Эти примеры наиболее яркие.

  2. Принцип гуманизма. В чем проявляется гуманизм в контексте уголовно-исполнительного права? Во первых, в установлении самой цели исправления осужденных. Получается, что общество не отказывается от осужденного как от члена общества. Следующее проявление принципа – это справедливое отношение к заключенным, уважение их чести и достоинства, запрет применения нравственных и физических страданий.

    В принципе, вот эти положения, они закреплены в целом ряде норм уголовно-исполнительного кодекса. Осужденные не должны подвергаться взысканию, унижающее честь и здоровье гражданина, не допускаются эксперименты над осужденными. Средства исправления осужденных носит преимущественно воспитательно-педагогический характер.

    Установление гуманных, соответствующим международным стандартов условий отбывания гуманных наказаний. Некоторые права осужденных в принципе, являются новеллой для уголовного законодательства. Сейчас есть право на телефонные переговоры, сейчас пенсионное обеспечение для заключенных осуществляется. Гуманизм проявляется в установлении льготных условий содержания для отдельных категорий лиц.

    В отношении отдельных категорий государство проявляет повышенную заботу. Это женщины. Есть категории беременных женщин, женщин, имеющих детей младше трех лет, несовершеннолетних, инвалидах первой и второй группы. Применение прогрессивной системы исполнения уголовных наказаний. То есть, изменение условий отбывания наказаний в зависимости от поведения осужденного.

    Установление системы поощрений для осужденных. Это указано в статье 57. У нас существуют дополнительные меры. В принципе, проявление принципа гуманизма в таких институтах как амнистия и помилование. Эти институты применяются не так часто. Еще можно записать спорный признак проявления гуманизма.

    Определенная жестокость (карательный характер наказаний) в отношении отдельных осужденных является гуманным актом по отношению к обществу. Не все авторы на этот аспект указывают, но в паре учебников такое есть.

  3. Принцип демократизма. Законы, регулирующие исполнение уголовных наказаний в идеале выражают волю народа. Но это некое идеальное проявление принципа демократизма.

    В соответствии с пунктом «о» статьи 71 Конституции РФ уголовно-исполнительное законодательство относится к ведению Российской Федерации, но законодательно этой сфере предоставлено достаточно много правомочий как субъектам РФ, так и органам местного самоуправления. Здесь можно про субъекты ничего не говорить.

    В части 3 статьи 25 Уголовно-исполнительного кодекса – с органами местного самоуправления нужно согласовывать места проведения исправительных работ. Руководство деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовного наказания строится на основе демократического централизма.

    То есть, в управлении сочетаются единоначалие с широкими полномочиями администрации учреждений и органами непосредственно исполняющими наказание. В чем еще может выражаться принцип демократизма? В широком участии общественности в исправлении осужденных. В частности, можно вспомнить, что одним из основных средств исправлений является общественность.

    Общественные организации оказывают содействие органам, исполняющим наказание, возможность общественного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовное наказание. Еще одно проявление принципа демократизма – то, что осужденный признается субъектом уголовно-исполнительных правоотношений, четко определяется его правосубъектность.

    Прежде всего, здесь имеются в виду права и обязанности осужденных. Осужденный признается не только объектом, но и субъектом исправительного воздействия. В учреждениях, осуществляющих исполнение наказаний осужденных могут создаваться коллективы заключенных. Принцип равенства заключенных перед законом.

    Запрет дискриминации осужденных по принципу происхождения, социального положения, полы, расы, языка, национальности и т.д. И следующее проявление является некоторого рода контрагентом. Запрет на предоставление каких-либо привилегий. Следующее проявление – это создание равных условий для реализации осужденными основных прав, свобод и законных интересов. И последнее проявление данного принципа – это равное правовое положение и единые условия содержания для лиц, отбывающих конкретный вид наказания или находящихся на одних условиях отбывания наказания в исправительном учреждении.

  4. Принцип дифференциации исполнения наказаний. Обязательные работы, содержание в дисциплинарной воинской части, чаще всего говорят о лишении свободы на определенный срок. Этот принцип отражает применительно к лишению свободы необходимость распределения всей массы осужденных на однородные категории по видам исправительных учреждений: По гражданству.

    У нас есть специализированные колонии для лиц без гражданства и иностранцев. Самый простой признак – по полу. В колониях женщины и мужчины содержатся отдельно. Возраст. У нас есть 62 воспитательные колонии. Есть еще по профессиональной принадлежности. Есть специализированные колонии для работников правоохранительных органов. По тяжести преступления. По рецидиву.

    Колонии особого режима. Дифференциация исполнения наказания производится главным образом администрацией учреждения, исполняющего наказание на различных этапах его исполнения. Она базируется на уголовно-исполнительной классификации осужденных.

    По уголовно-исполнительному кодексу РФ осужденных делят на недавно поступивших в исправительные учреждения, не имеющих взысканий за нарушения, положительно характеризующиеся, злостные нарушители порядка отбывания наказания. На практике эта характеристика применяется с некоторыми изменениями.

    Например есть вставшие на путь исправления, не вставшие на путь исправления, доказавшие свое исправления и злостные нарушители порядка. В результате дифференциации исполнения наказания различным группам осужденных устанавливаются различные условия отбывания.

    Уголовно-исполнительный кодекс РФ предусматривает в исправительных колониях трехступенчатую систему условий отбывания наказаний. Обычные, облегченные и строгие. А в воспитательных колониях четырехступенчатую или четырехзвенную. Все то же самое плюс льготные условия. В принципе, распределение осужденных – это тоже дифференциации. Нужно отличать этот принцип от принципа индивидуализации.

  5. Принцип индивидуализации. Выражается в требовании индивидуального подхода к каждому осужденному и выбору необходимых именно данному осужденному мер воздействия. Индивидуализация также как и дифференциация учреждается администрацией.

    Она базируется на учете индивидуальных особенностей личности осужденного, его поведения, отношение к средствам исправления. Простой пример. Если осужденный положительно характеризуется, но у него нет высшего образования, то он может получить его в упрощенном порядке.

    Основными способами индивидуализации и результатом его будет индивидуальное применение средств исправления. Например, среди средств есть общее образование, его можно применить не ко всем, общественно полезный труд тоже применяется не ко всем.

    Индивидуальное применение мер поощрения и взыскания.

  6. Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления и стимулирование правопослушного поведения.

    К основным средствам исправления осужденных в соответствии с частью второй статьи девятой Уголовно-исполнительного кодекса относятся: Установленный порядок исполнения и отбывания наказания. Это можно назвать проще – режим.

    Понятию режим в статье 82 дается более широкое определение, воспитательная работа, общественно-полезный труд, общее образование, профессиональная подготовка и общественное воздействие. Выбор средств исправления зависит от следующих факторов.

    Во первых, вида наказания, от характера степени общественной опасности преступления, от личности осужденного и наконец, от его поведения. Стимулирование правопослушного поведения представляет собой применение правовых стимулов, изменяющих условия отбывания наказания.

  7. Принцип соединения наказания с исправительным воздействием. Что такое исправление мы уже писали. Это часть 1 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса. Указанные средства исправления делятся на карательные (режим) и воспитательно-педагогические и все остальные.

Источник: https://studfile.net/preview/5638951/page:4/

Уголовно-исполнительное право: понятие, предмет, метод и связь с другими отраслями права

Целями уголовно исполнительного права являются

Главными формами реализации уголовно-исполнительной политики считаются: директивная, которая должна быть закреплена в документах директивного характера; нормативно-правовая, как выражение политики в уголовно-исполнительном законодательстве, а также прочих нормативных правовых актах.

Нормативно-правовая форма реализации политики в области исполнения наказаний уголовного характера считается главенствующей, она охватывается понятием уголовно исполнительного права.

Понятие УИП (уголовно-исполнительного права)

Определение 1

Уголовно-исполнительное право (определено понятием уголовно-исполнительного права)  – это самостоятельная сфера права РФ, которая представляет собой некую систему юридических норм, занимающихся регулированием общественных отношений, появляющихся во время и по поводу исполнения (то есть отбывания) абсолютно всех видов наказаний уголовного характера и применения прочих мер уголовно-правового воздействия.

Самостоятельность этой сферы права определена наличием у нее собственного предмета правового регулирования, а также точно соответствующего ему метода правового регулирования и обособленной системы норм.

Предмет УИП

Определение 2

Предметом уголовно-исполнительного права считаются общественные отношения, которые появляются во время и по поводу исполнения (то есть отбывания) абсолютно всех видов наказаний уголовного характера, а также применения и других мер уголовно-правового воздействия (к примеру, условного осуждения).

Предмет данного права составляют разные группы общественных отношений. Во-первых, это общественные отношения, которые появляются между учреждениями и органами, которые исполняют наказания уголовного характера, и осужденными.

Основная роль данных взаимоотношений обуславливается тем, что с того момента, как приговор вступил в свою законную силу, и до наступления момента отбытия уголовного наказания администрация учреждения, которое ответственно за исполнение наказания, и сам осужденный находятся в прямом контакте, взаимодействуя друг с другом.

Так, представитель администрации выступает в роли организатора жизнедеятельности, отдыха, труда, быта осужденных, и в этом состоит его руководящая роль.

Замечание 1

Конечно, чтобы минимизировать во время исполнения наказания ущемление прав и свобод осужденных, обеспечить их нормальное поведение, нужна строгая правовая регламентация порядка, а также всех условий отбывания наказаний уголовного характера, а также отношений между осужденными и администрацией.

В условиях формирования демократического правового государства усиливается внимание государства и социума к области исполнения наказаний уголовного характера.

Из-за этого к самому предмету УИП причисляются общественные отношения, которые складываются между органами абсолютно всех ветвей государственной власти, а также учреждениями и органами, которые исполняют наказания уголовного характера, и непосредственно осужденными.

Формирование институтов гражданского общества справедливо стимулировало включенность в предмет права конкретной сферы права общественных отношений, появляющихся между структурами общества, а также учреждениями и органами, которые исполняют наказания уголовного характера, при осуществлении общественного контроля и оказании им всестороннего содействия, и самими осужденными.

Опиши задание

Реализация большей части наказаний уголовного характера (это исправительные и обязательные работы, лишение свободы) напрямую связано с привлечением осужденных индивидов к общественно полезной деятельности.

Из-за этого предмет УИП охватывает также общественные отношения, которые складываются между администрациями предприятий и организаций, где трудятся осужденные, а также учреждением, которое исполняет наказание, и самими осужденными индивидами.

Специфика предмета данной правовой сферы заключается в том, что в него вошли общественные отношения, проявляющиеся между учреждениями и органами, которые занимаются исполнением наказаний, а также родственниками, близкими для осужденных людьми, и прочими индивидами касательно исполнения (отбывания) уголовного наказания, к примеру, во время посещения исправительных учреждений, при предоставлении свиданий, приеме передач и проч.

Методы УИП

Из-за того, что непосредственно само уголовное наказание является самой жесткой мерой государственного принуждения, основным методом уголовно исполнительного права (правового регулирования) называют императивный, то есть предполагающий неравенство субъектов правоотношений.

Он основан на использовании властных юридических предписаний, не допускающих никаких отступлении от точно установленного нормативным правовым актом правила поведения. Субъекты правоотношений имеют право совершать исключительно те действия, которые разрешаются.

Главными средствами воздействия на общественные отношения в этом случае считаются запреты, наказания, обязанности, а также другие правовые ограничения.

Вместе с этим это не исключает применение в процессе регулирования общественных отношений в области исполнения (отбывания) наказаний уголовного характера диспозитивного метода, который базируется на дозволениях и равноправии сторон, который дает возможность субъектам лично осуществлять выбор своего поведения.

Замечание 2

При этом осужденный и прочие индивиды могут обратиться в судебные органы с жалобой на действия администрации учреждения либо органа, который исполняете уголовное наказание.

Самостоятельность данной сферы права определяется также и имеющейся системой норм, которые закреплены в УИК РФ, а также прочих ФЗ (федеральных законах) и других нормативных актах правового характера.

УИП напрямую связано с прочими правовыми сферами, и, во-первых, с уголовным, а также уголовно-процессуальным правом, акт как все они объединены совместной целью (это борьба с преступностью), общими принципами, а также методами правового регулирования. Их нормы с различных позиций занимаются регулированием общественных отношений, появляющихся во время и по поводу назначения, исполнения (отбывания), а также освобождения от наказания уголовного характера.

Замечание 3

При этом уголовное право по отношению к уголовно-исполнительному считается базовым из-за того, что имея родственные с ним институты, оно и определяет их материальное содержание, а уголовно-исполнительное право – процедурное.

Признание осужденного субъектом права предопределило взаимодействие УИП почти со всеми прочими сферами системы права РФ.

Так, с конституционным правом оно связано в вопросах установления правового положения осужденных индивидов, с гражданским – из-за осуществления осужденными индивидами собственных имущественных прав, с трудовым – регламентацией трудовой деятельности лиц, которые отбывают уголовные наказания, с правом социального обеспечения – пенсионного обеспечения осужденных индивидов и т.д.

УИП напрямую связано с административным правом. Нормы этой сферы права направлены на регулирование управленческих отношений в области исполнения уголовных наказаний, которые связаны с работой учреждений и органов, занимающихся исполнением наказаний, прохождением службы сотрудниками данных органов, осуществлением контроля за их работой.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovno-ispolnitelnoe-pravo/predmet-i-metod-ugolovno-ispolnitelnogo-prava/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.